г. Томск |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А67-5339/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Зайцевой О.О., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел апелляционную жалобу Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 07АП-8382/2021) на решение Арбитражного суда Томской области от 06.08.2021 по делу N А67-5339/2021 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Каменская, 74; 634021, г.Томск, ул.Шевченко, 17; ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571, 634067, г. Томск, ул. Шевченко, 17),
о привлечении акционерного общества "Сибирская аграрная группа" (634537, Томская обл., Томский район, 12 км. Тракта Томск-Итатка, 2, ОГРН 1027000764647, ИНН 7017012254) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В судебном заседании принимают участие: от заявителя: Пенкин Н.И. по дов. 11.01.2021, диплом, от лица, привлекаемого к административной ответственности: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Сибирская Аграрная Группа" (далее - АО "Сибагро", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.08.2021 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления отказано.
Административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что суд первой инстанции необоснованно применил письмо Минприроды России от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, поскольку оно не является нормативным правовым актом, носит информационно-разъяснительный характер.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя Управления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, АО "Сибагро" зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением "Томская регистрационная палата" 10.02.2000 за регистрационным номером 21856/12509, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.10.2002 за ОГРН 1027000764647, присвоен ИНН 7017012254. Место нахождения Общества: 634537 Томская область, Томский район, ул. 12 км (тракт Томск-Итатка тер.) корпус 2. Основной вид деятельности АО "Сибагро" - разведение свиней.
АО "Сибагро" в соответствии с лицензией N (70) - 5902-Т/П от 22.06.2018, выданной Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": транспортирование отходов I класса опасности, транспортирование отходов II класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов III класса опасности; обезвреживание отходов III класса опасности, обезвреживание отходов IV класса опасности).
На основании приказа заместителя руководителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Дубинскайте О.А. от 26.04.2021 N 13-02/591 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" должностными лицами Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в период с 30.05.2021 по 04.06.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Сибагро", по результатам которой составлен акт проверки от 04.06.2021 N ЗВАТР-487 с указанием на выявленные нарушение.
В частности, в ходе проверки административным органом установлено, что АО "Сибагро" осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно: обезвреживание отхода IV класса опасности - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления на объекте НВОС 71-0270-001626-П, расположенном по адресу: Томская область, Томский район, окр. ж.д. Копылово, Мелиоративные системы (Площадка N 1) и на объекте НВОС 69-0170-001344- П, расположенном по адресу: Томская область, Томский район, в районе окрестностей п. Копылово, п. Воронино, Мелиоративные системы (Площадка N 2), в отсутствие указанных видов работ в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 22.06.2018 г. N (70)-5902-Т/П, то есть без специального разрешения - лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию отходов IV класса опасности.
По факту выявленных нарушений 22.06.2021 должностным лицом Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО "Сибагро" составлен протокол об административном правонарушении N ЗВАТР-487/3, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
01.07.2021 материалы дела об административном правонарушении в порядке пункта статьи 23.1 КоАП РФ поступили в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении АО "Сибагро" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2); лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с Технологическим регламентом имеющимся в АО "Сибагро" "Обезвреживание жидкой фракции сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления в пруду-накопителе животноводческих стоков", утвержденным руководителем Общества в 2021 году, отход свиней свежий, образованный в племенном цехе и животноводческом цехе N 2 по самотечному коллектору поступает на насосную станцию, далее под давлением направляется в насосную камеру, в здание фильтрации, где происходит разделение отхода (обработка) на жидкую и твердую фракции. Жидкая фракция направляется в накопитель при насосной станции, затем поступает в пруднакопитель, где происходит естественная биологическая очистка с добавлением биопрепаратов. После обезвреживания жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления используется в качестве органического удобрения на собственные поля для повышения урожайности и структуры почвы, обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и ветеринарных требований. Использование органического удобрения на основе навоза ведет к производству продукции (зерно, травы), создает кормовую базу для предприятия. Таким образом, на предприятии сформирован законченный цикл производства работ от процессов выращивания животных до производства кормов.
Как следует из материалов дела, основной вид деятельности АО "Сибагро" - разведение свиней. АО "Сибагро" использует продукты, образующиеся в результате его хозяйственной деятельности (органические удобрения - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления) для собственных нужд по целевому назначению в качестве удобрения при ведении растениеводства. Доказательств осуществления обществом приема органических отходов от иных лиц в целях дальнейшей переработки (обезвреживания) за соответствующую плату или реализации образующихся в результате его производственной деятельности отходов сторонним организациям в материалах дела не имеется.
Как верно отметил суд первой инстанции, согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 N 04-12-27/9376 в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции и (или) их использования в качестве промежуточных (побочных) продуктов для собственных нужд требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов, нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы распространяться не будут.
Данные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных этому органу пунктами 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782 также разъяснило, что если предприятие не производит совокупность действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Ссылка апеллянта на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом и не подлежало применению судом, подлежит отклонению, поскольку ни в Федеральном законе от 24.08.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ни в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не содержится понятия "отходы животноводства" и, как следствие, "утилизация отходов животноводства", в связи с чем позиция, сформированная Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ряде писем, в том числе, в письме от 05.05.2016 N 04-12-27/9376, обоснованно применена судом первой инстанции.
Таким образом, по настоящему делу административный орган не подтвердил наличие правовых и фактических оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявления Управления о привлечении АО "Сибагро" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно отказал.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 06.08.2021 по делу N А67-5339/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5339/2021
Истец: Сибирское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: АО "СИБИРСКАЯ АГРАРНАЯ ГРУППА"