г. Хабаровск |
|
08 октября 2021 г. |
А73-8595/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: Машина А.И., представитель по доверенности от 01.10.2021 N 4900-04/100073;
от краевого государственного автономного учреждения культуры "Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и ЕАО
на решение от 19.07.2021
по делу N А73-8595/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению краевого государственного автономного учреждения культуры "Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры"
к государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и ЕАО
о признании незаконным решения
по встречному заявлению государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и ЕАО
к краевому государственному автономному учреждению культуры "Краевое научно - образовательное творческое объединение культуры"
о взыскании финансовых санкций
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное автономное учреждение культуры "Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры" (далее-заявитель, страхователь, учреждение, КГАУК "КНОТОК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее -Центр ПФР, Пенсионный фонд) от 18.05.2021 N 037S19210005776 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В свою очередь Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с КГАУК "КНОТОК" финансовых санкций в сумме 242 500 руб., наложенных решением от 18.05.2021 N 037S19210005776.
Решением суда от 19.07.2021 заявленные КГАУК "КНОТОК" требования удовлетворены, оспариваемое решение Пенсионного фонда признано незаконным.
В удовлетворении встречного искового заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, применение понятия "ошибки", которую страхователь вправе откорректировать в любой период после представления "исходной" формы СЗВ-СТАЖ в настоящем случае не применимо, поскольку представление сведений о лицах, ранее не указанных в отчетности, не может расцениваться в качестве дополнения исходных данных. Это является новым предоставлением сведений. Просит решение отменить, в удовлетворении заявленных страхователем требований отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Пенсионного фонда на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить. Заявил ходатайство о замене стороны Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области его правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области прекратило свою деятельность 01.10.2021 - прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, запись N 2212700314891 от 01.10.2021.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению, Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области подлежит замене на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - Пенсионный фонд).
КГАУК "КНОТОК" участие в заседании апелляционного суда не принимало, в представленных возражениях на жалобу выразило несогласие с доводами последней, просило оставить решение суда без изменений, в удовлетворении жлобы отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя Пенсионного фонда, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Центром ПФР проведена проверка КГАУК "КНОТОК" по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по результатам которой составлен акт от 06.04.2021 N 037S18210004599.
Из акта следует, что КГАУК "КНОТОК" 10.07.2020 представило индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" за 2020 год в отношении одного застрахованного лица.
В последующем, страхователь представил в Центр ПФР сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" за 2020 год в отношении 485 застрахованных лиц 10.03.2021, в то время как должно было представить не позднее 01.03.2021.
В связи с чем, органом пенсионного фонда установлено нарушение учреждением срока предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ в отношении 485 застрахованных лиц,
18.05.2021 Центром ПФР вынесено решение N 037S19210005776, которым учреждение привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 242 500 руб.
08.06.2021 орган пенсионного фонда выставил страхователю требование об уплате финансовых санкций N 037S01210006551, которым учреждению предложено в срок до 28.06.2021 уплатить финансовые санкции в сумме 242 500 руб.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Центр ПФР в связи с неисполнением страхователем требования в добровольном порядке обратился в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с КГАУК "КНОТОК" финансовой санкции.
По пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а Пенсионный фонд РФ, на основании статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
По пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц, необходимые для правильного назначения страховой и накопительной пенсии.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2020 год в отношении 485 застрахованных лиц.
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений за 2020 год - не позднее 01.03.2021.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что учреждение сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2020 год первоначально представило 10.07.2020.
Факт предоставления неполных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год при первоначальном предоставлении формы СЗВ-СТАЖ выявлен учреждением самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные учреждением сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за указанный период, являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что учреждение, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период (2020 год), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с учреждения финансовых санкций в размере 242 500 рублей не имеется, решение Пенсионного фонда правомерно признано незаконным.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в связи с проведенным правопреемством заменить Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области на Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2021 по делу N А73-8595/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8595/2021
Истец: Краевое государственное автономное учреждение культуры "Краевое научно-образовательное твроческое объединение культуры"
Ответчик: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и ЕАО