11 октября 2021 г. |
Дело N А84-1767/2021 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес холдинг "Лидер сити" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 июня 2021 года (резолютивная часть), 25 августа 2021 года (.
вадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес холдинг "Лидер сити" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 июня 2021 года (резолютивная часть), 25 августа 2021 года (мотивированное решение) по делу N А84-1767/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес холдинг "Лидер сити" к Управлению Федеральной налоговой службы по городу Севастополю о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
02.04.2021 общество с ограниченной ответственностью "Бизнес холдинг "Лидер сити" (ОГРН : 1149204025464, далее - ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного 19.03.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (ОГРН: 1147746357164, далее - УФНС по г. Севастополю или административный орган) постановления N 92002105000149300004 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 4.500 руб. (л.д. 6).
Требования обоснованы тем, что совершенное правонарушение является малозначительным, действиями заявителя не причинен значительный ущерб охраняемым законом общественным правоотношениям.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции (резолютивная часть изготовлена 03.06.2021, мотивированное решение по делу - 25.08.2021 в связи с поступлением апелляционной жалобы на решение, подписанное путем изготовления резолютивной части) в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что заявитель виновен в совершении административного правонарушения - нарушил требования валютного законодательства, выплатив в наличной форме своему работнику-нерезиденту заработную плату; это правонарушение посягает на безопасность государства в экономической сфере, в связи с чем не является малозначительным, оснований для замены административного штрафа на предупреждение нет (л.д. 87, 105-111).
ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 96).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что административный орган не согласен с ее доводами, так как особая значимость охраняемых государством общественных отношений в сфере валютного регулирования не позволяет применить нормы КоАП РФ о малозначительности правонарушения или замены административного штрафа на предупреждение (л.д. 113-117).
О принятии апелляционной жалобы участники извещены определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021, копию которого УФНС по г. Севастополю получило 19.08.2021, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.91-94).
Заказная корреспонденция, направленная в адрес ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити", почтой возвращена за истечением срока хранения (л.д. 102-103).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации этот участник считается извещенным надлежащим образом о пересмотре решения суда в апелляционном порядке.
18.08.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 95).
На основании статей 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
19.03.2021 заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю Белостоцкая Ю.В. в отсутствии представителя ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити", рассмотрев дело об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении N 192002105000155900002 от 04.03.2021, вынесла постановление N 92002105000149300004 о назначении административного наказания, которым ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4.500 руб. (л.д. 35-40).
О месте и времени рассмотрения дела заявитель извещен определением от 11.03.2021 N 92002104900149300003 об обложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.03.2021, направленным (полученным) в электронной форме, что подтверждается ходатайством об отложении, определением об отложении, извещением и подтверждением направления и получения о поручении электронного документа.
Вышеназванный протокол об административном правонарушении N 192002105000155900002 составлен 04.03.2021 главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок N1 УФНС России по г. Севастополю Гуриковой М.М. при участии представителя ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" по доверенности от 26.02.2021 исх. N 26/02-21 ( л.д. 53) Цурановой А.В. (л.д. 43-46).
В тот же день копия протокола с разъяснением прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ для лица, привлекаемого к административной ответственности, вручена представителю заявителя Цурановой А.В. под расписку (л.д 46).
Из названных постановления и протокола следует, что административное правонарушение выразилось в том, что 18.09.2020 резидент Российской Федерации ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" осуществило валютную операцию - в наличной форме выплатило заработную плату из своей кассы работнику - нерезиденту РФ (гражданину Армении) Гукасян Р.С. по трудовому договору б/н от 03.09.2019 за расчетный период с 01.09.2020 г. по 15.09.2020 г. - 6.000 руб., что является нарушением валютного законодательства - части 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" не отрицает факт осуществления такой операции, но полагает, что во исполнение требований трудового законодательства и положений заключенного трудового договора был обязан и имел право выплатить заработную плату работнику-нерезиденту из кассы.
В подтверждение осуществления заявителем валютной операции по выплате в наличной форме своему работнику, не являющемуся резидентом Российской Федерации заработной платы, представлены письменные доказательства:
- изданный заявителем приказ N 03/09-19 от 03.09.2019 о приеме на работу Гукасян Р.С. (л.д. 57) и подписанный 03.09.2019 ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" (работодатель) и Гукасян Р.С. (работник) трудовой договор б/н о приеме на должность повара в кафе "Мимино",
- платежная ведомость N 17 от 18.09.202020 о выплате работникам наличных денежных средств, в том числе Гукасян Р.С. получил под расписку 6.000 руб. (л.д.56).
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в ред. на 19.03.2021) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля регламентированы Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ под валютной операцией понимается (в том числе) отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ устанавливает, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Согласно части 3 статьи 14 Закон N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением предусмотренных этой нормой случаев.
К предусмотренным частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ исключительным случаям сложившиеся между заявителем и его работником взаимоотношения не относятся.
Таким образом, заявитель обязан был выплатить заработную плату своему работнику-нерезиденту через банковские счета в уполномоченных банках.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что следует из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как установлено, ООО "Бизнес холдинг "Лидер сити" в нарушение правил валютного законодательства осуществило валютную операцию, хотя имело возможность для соблюдения правил по осуществлению валютных операций.
Такие действия заявителя правильно квалифицированы как совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2021 года.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18, 18.1).
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано на то, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств по делу не установлено. В связи с чем, оснований для признания совершенного заявителем деяния малозначительным нет.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность - юридическим лицам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, согласно которой устойчивое развитие российской экономики является национальным интересом Российской Федерации (пункт 5 статьи 25 Стратегии); достижение целей обеспечения экономической безопасности осуществляется путем решения определенных задач, включая снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде (пункт 30 статьи 67 Стратегии).
Целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, о чем указано в преамбуле Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, осуществление незаконных валютных операций представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, так как посягает на особо охраняемые и контролируемые государством общественные отношения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, хотя заявитель является субъектом малого предпринимательства, что следует из общедоступных сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, но совершенное правонарушение посягает на экономическую безопасность государства, одной из мер по обеспечению которой является валютная политика государства.
Возникновение угрозы причинения вреда безопасности государства и существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений являются препятствиями для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствует закону; оно принято уполномоченным должностным лицом; основания для привлечения к административной ответственности установлены и доказаны в установленном законом порядке; сомнений в совершении заявителем правонарушения нет; примененная мера ответственности соответствует минимальному размеру санкции; двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении и без нарушений норм материального права; при полном выяснении обстоятельств, имеющих для дела; изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 июня 2021 года (резолютивная часть), 25 августа 2021 года (мотивированное решение) по делу N А84-1767/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес холдинг "Лидер сити" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1767/2021
Истец: ООО "Бизнес Холдинг "Лидер Сити"
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю