г. Владивосток |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А24-2492/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Денисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница",
апелляционное производство N 05АП-6157/2021
на решение от 30.07.2021
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-2492/2021 Арбитражного суда Камчатского края,
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница" (ИНН 8203000667, ОГРН 1024101418000)
о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (ИНН 4100000724, ОГРН 1024101016708), выраженного в акте комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования за 2019-2020 годы от 04.03.2021 в части пункта 1 абзаца 1 раздела "Выводы по проверке" и пункта 1 раздела "Требования по проверке" в сумме 1 730 333,05 руб., и уменьшении размера применяемых санкций в размере 203 249,91 руб.,
третье лицо: Министерство здравоохранения Камчатского края (ИНН 4100019852, ОГРН 1024101039577),
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница" (далее - заявитель, ГБУЗ "Карагинская районная больница", учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее - ответчик, ТФОМС Камчатского края, Фонд), выраженного в акте комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за 2019-2020 годы от 04.03.2021 в части пункта 1 абзаца 1 раздела "Выводы по проверке" и пункта 1 раздела "Требования по проверке" в сумме 1 730 333, 05 руб., и уменьшении размера применяемых санкций в размере 203 249, 91 руб.
Определением суда от 28.06.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Камчатского края (далее - третье лицо, Министерство).
Решением от 30.07.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края, выраженного в акте комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования за 2019-2020 годы от 04.03.2021, признано незаконным в части требования уплаты штрафа в размере, превышающем 20 325 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Кроме того, с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения в части признания нецелевым расходование средств обязательного медицинского страхования на фонд оплаты труда работников фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП) с. Ильпырское в сумме 1 730 333, 05 руб., учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Решение суда в части уменьшения размера финансовых санкций до 20 325 руб. просит оставить без изменения.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГБУЗ "Карагинская районная больница" указывает, что учреждение включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, утвержденной Постановлением Правительства от 20.12.2018 N 541-П. ФАП является единственным медицинским учреждением, оказывающим медицинскую помощь в с. Ильпырское. Условия и вид помощи, оказываемой ФАП, соответствовали указанной Территориальной программе. При этом, финансирование из иных источников, кроме средств ОМС, ФАП с. Ильпырское не получало. В связи с чем, расходы на выплаты, произведенные медицинским работникам ФАП, являются целевыми и экономически обоснованными.
ТФОМС Камчатского края по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о признании нецелевым расходование средств обязательного медицинского страхования на фонд оплаты труда работников фельдшерско-акушерского пункта с. Ильпырское в сумме 1 730 333, 05 руб. законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. При этом, не согласно с выводами суда первой инстанции в части снижения размера штрафа, наложенного на учреждение, решение суда в указанной части просит изменить и принять новый судебный акт.
Министерство здравоохранения Камчатского края по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, поддерживает доводы апелляционной жалобы ГБУЗ "Карагинская районная больница", просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований учреждения.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания стороны, третье лицо, в судебное заседание не явились, ТФОМС Камчатского края и Министерство здравоохранения Камчатского края направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц.
С учетом наличия возражений Фонда в части снижения судом первой инстанции размера штрафа, наложенного на учреждение, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ проверяет решение суда в полном объеме.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа временно исполняющего обязанности директора ТФОМС Камчатского края от 29.01.2021 N 06-р во исполнение плана работы Фонда по проведению в 2021 году проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования Камчатского края в период с 25.02.2021 по 04.03.2021 в отношении ГБУЗ "Карагинская районная больница" проведена комплексная проверка целевого и эффективного использования средств ОМС с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки составлен акт комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ "Карагинская районная больница" за 2019-2020 годы от 04.03.2021, согласно которому за проверяемые период выявлены факты использования учреждением средств ОМС не по целевому назначению на общую сумму 2 032 499, 09 руб., выразившиеся:
- в расходовании средств ОМС на фонд оплаты труда работников ФАП с. Ильпырское, в сумме 1 730 333, 05 руб. (начислена заработная плата в сумме 1 328 980, 84 руб., оплачены налоги на фонд оплаты труда в сумме 401 352, 21 руб.) (стр. 12-13 акта проверки);
- в оплате коммунальных услуг ФАП с. Ильпырское в сумме 19 411, 39 руб. (стр. 30 акта проверки);
- в выплате стимулирующей надбавки к окладу (выплата за выслугу лет в размере 5%) работникам, совмещающим работу по вакантной ставке в период выполнения работы по основной должности в сумме 435, 50 руб. (стр. 27 акта проверки);
- в получении средств нормированного страхового запаса Фонда для софинансирования расходов медицинской организации на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала при оказании первичной медико-санитарной помощи в сумме 282 319, 15 руб. (стр. 40 акта проверки).
В акте содержится требование о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению в общей сумме 2 032 499, 09 руб. на расчетный счет Фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС, в сумме 203 249, 91 руб., в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Не согласившись с решением Фонда, изложенным в акте от 04.03.2021, в части выводов о нецелевом расходовании средств ОМС на фонд оплаты труда работников ФАП с. Ильпырское в размере 1 730 333, 05 руб., и требованием о восстановлении средств ОМС в указанной сумме, а также полагая несоразмерной сумму штрафа в размере 203 249, 91 руб., ГБУЗ "Карагинская районная больница" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив факт нецелевого использования больницей бюджетных средств, отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом снизил размер наложенного на учреждение штрафа.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 данного Кодекса, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов должны осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно подпунктам 2, 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 73) (действующий в период рассматриваемых правоотношений).
Согласно пункту 17 и пунктам 17.1-17.2 Приказа N 73 проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает:
- проверку обоснованности получения средств медицинской организацией на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе проверяется соответствие размера полученных средств на оплату медицинской помощи стоимости оказанной медицинской помощи в представленных медицинской организацией реестрах счетов и счетах на оплату медицинской помощи;
- проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств ОМС по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе, осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.).
Согласно подпункту 23.3 пункта 23 Приказа N 73 по результатам проверки составляется акт проверки. При выявлении фактов нарушений и недостатков заключительная часть должна включать в себя обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков предоставления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Таким образом, главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевого и рационального использования средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Статьей 26 Закона N 326-ФЗ установлено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения, в том числе выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования (подпункт 1 пункта 5).
В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Пунктом 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены Территориальной программой ОМС.
Постановлением Правительства Камчатского края от 20.12.2018 N 541-П утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, (далее - Территориальная программа).
Территориальная программа включает в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 1.3 Территориальной программы).
Согласно пункту 2.8 Территориальная программа включает в себя: перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования(приложение 1 к Территориальной программе) и перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, финансируемых за счет средств краевого бюджета (приложение 2 к Территориальной программе).
В соответствии с пунктом 5.1 Территориальной программы источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, краевого бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края.
В Приложении N 1 к Территориальной программе указан перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, финансируемых за счет обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 34 пункта 1 Приложения N 1 предусмотрено, что в указанный перечень входит государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница", в том числе: фельдшерско-акушерские пункты с. Кострома, с. Карага; отделение скорой медицинской помощи.
Подпунктом 6 пункта 5.9 Территориальной подпрограммы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи, а также медицинские и иные услуги в медицинских организациях и их структурных подразделениях, включенных в перечень согласно приложению 2 к Территориальной программе.
В Приложении N 2 к Территориальной программе приведен перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, финансируемых за счет средств краевого бюджета.
Из пункта 42 Приложения N 2 к Территориальной программе следует, что в указанный перечень включены структурные подразделения ГБУЗ "Карагинская районная больница": отделения врача общей практики с. Ивашка, с. Тымлат; фельдшерско-акушерские пункты с. Ильпырский; отделение скорой медицинской помощи (по объемам, не включенным в Территориальную программу ОМС), койки сестринского ухода.
Таким образом, по результатам правового анализа приведенных положений законодательства суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой ФАП с. Ильпырское, не должно осуществляться за счет средств Фонда, расходы на его содержание должны производиться за счет и в пределах средств, предусмотренных на данные цели в краевом бюджете.
Однако, как следует из материалов дела, на фонд оплаты труда работников ФАП с. Ильпырское учреждением были направлены средства ОМС, в сумме 1 730 333, 05 руб.
Таким образом, апелляционный суд признает правомерным вывод Фонда и суда первой инстанции о нецелевом использовании средств ОМС в указанной сумме.
Доводы заявителя о том, что ФАП с. Ильпырское является единственной медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь в указанном населенном пункте, фактически оказывало медицинскую помощь в рамках ОМС, о включении сведений в отношении ФАП с. Ильпырское в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также об отсутствии иного финансирования, кроме средств ОМС, суд апелляционной инстанции отклоняет как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в рассматриваемом случае Территориальной программой предусмотрен конкретный источник финансирования указанного ФАП - краевой бюджет.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение ТФОМС Камчатского края, изложенное в акте от 04.03.2021, в части восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 1 730 333,05 руб., является законным и обоснованным.
Также суд первой инстанции в своем решении признал правомерным начисление оспариваемым решением штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в то же время уменьшил сумму штрафа до 20 325 руб.
Оценив решение суда первой инстанции в указанной части, апелляционный суд считает его законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Следует отметить, что нормы Закона N 326-ФЗ не предусматривают возможность учета фондом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении соответствующего штрафа за нецелевое использование средств.
В то же время, штраф как мера обеспечения обязательств носит компенсационный характер, не может являться исключительно средством получения прибыли, а подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением учреждением положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации ответственность должна быть соразмерной характеру совершенного деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств. Санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954.
Таким образом, руководствуясь правовой позицией высших судебных органов, арбитражный суд, установив правомерность привлечения медицинской организации к ответственности по пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, вправе снизить размер штрафной санкции, так как любая мера публичной ответственности должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения, с учетом характера совершенного правонарушения.
В соответствии с оспариваемым решением Фонда за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств ОМС учреждению начислен штраф в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в сумме 203 249, 91 руб.
В рассматриваемом случае арбитражным судом обоснованно приняты во внимание статус учреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя, а также отсутствие у больницы денежных средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование ФАПа.
С учетом изложенного, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, изложенных в Постановлениях Конституционного суда от 24.06.2009 N 11-П, от 25.02.2014 N 4-П, Определении Конституционного суда от 21.12.2000 N 263-О, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины, апелляционный суд усматривает основания для снижения размера назначенного Фондом штрафа в 10 раз, до 20 325 руб.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно признано незаконным решение ТФОМС Камчатского края, выраженное в акте комплексной проверки поступления и целевого и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования за 2019-2020 годы от 04.03.2021, в части требования уплаты штрафа в размере, превышающем 20 325 руб.
Ссылка ТФОМС Камчатского края на положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае, снижая размер санкций, суд не руководствовался данной нормой права.
Довод Фонда о том, что учреждение не представило доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности штрафа, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного нарушения в сфере публично-правовых отношений.
Доказательств несоответствия определенной судом первой инстанции суммы штрафа характеру и тяжести допущенных учреждением нарушений, а также степени его вины и ущербу, причиненному в результате этих нарушений, Фонд не представил.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, как и возражения, содержащиеся в отзыве ответчика, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Решение суда первой инстанции является законным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ на заявителя относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2021 по делу N А24-2492/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2492/2021
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края "Карагинская районная больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края
Третье лицо: Деревцова Л.В. представитель ГБУЗ "Карагинская районная больница", Министерство здравоохранения Камчатского края