г. Владимир |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А43-9273/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2021 по делу N А43-9273/2021, принятое по иску Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ОГРН 1115260001449, ИНН 5260294552) к акционерному обществу "Транснефть Верхняя Волга" (ОГРН 1025203014748, ИНН 5260900725) об обязании разработать проектную документацию по изменению границ лесопарковой зоны,
при участии в судебном заседании представителя АО "Транснефть Верхняя Волга" - Князькина А.Н. по доверенности от 11.12.2019 N 21-19/316 сроком действия по 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании),
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу "Транснефть Верхняя Волга" (далее - ответчик, АО "Транснефть Верхняя Волга", Общество) об обязании разработать проектную документацию по изменению границ лесопарковой зоны для дальнейшей эксплуатации линейных объектов по договорам аренды лесных участков N 25 от 29.09.2016, N 27 от 30.09.2016, N 36 от 13.11.2018.
Решением от 02.07.2021 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Министерство, не оспаривая то обстоятельство, что ни договорами аренды лесных участков, ни нормами действующего законодательства прямо не предусмотрена обязанность арендатора по осуществлению разработки проектной документации по изменению границ лесопарковой зоны, указывает, что эксплуатация ответчиком существующих объектов капитального строительства в рамках заключенных договоров аренды лесных участков N 25 от 29.09.2016, N 27 от 30.09.2016, N 36 от 13.11.2018 возможна лишь при условии исключения арендованных лесов из границ лесопарковой зоны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Представитель Общества в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с позицией истца, полагая доводы заявителя несостоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.09.2016 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор N 25, по условиям которого арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 0,0016 га, местоположение: Нижегородская область, Кстовский район, квартал N 77 (выд. 11) защитных лесов Кстовского участкового лесничества Кстовского районного лесничества. Категория защитности - лесопарковые зоны, кадастровый номер земельного участка 52:26:0000000:2138, учетный номер части 52:26:0000000:2138/4, номер учетной записи в государственном лесном реестре N 3970-2016-09.
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок в целях использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (для эксплуатации объекта: "МН Сургут - Полоцк, отвод на СЛПДС").
Кроме того, между сторонами заключен договор N 27 от 30.09.2016, по условиям которого арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 0,0032 га, местоположение: Нижегородская область, Кстовский район, Кстовское районное лесничество, Кстовское участковое лесничество: квартал N 17 (выд. 48) - защитных лесов, категория защитности - леса, расположенные в водоохранных зонах; квартал N 17 (выд. 27) - защитных лесов, категория защитности - лесопарковые зоны. Кадастровый номер земельного участка 52:26:0000000:2138, учетный номер части 52:26:0000000:2138/6, номер учетной записи в государственном лесном реестре N 3977-2016-09.
В соответствии с пунктом 4 договора арендатору передается лесной участок в целях использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (для эксплуатации объекта: "МН Альметьевск - Горький 2,3, Участок 556-579 км").
Также между сторонами заключен договор N 36 от 13.11.2018, по условиям которого арендатор принимает во временное пользование лесной участок площадью 0,1320 га, местоположение: Нижегородская область, Павловский район, Павловское район лесничество - кварталы N 101 (ч. выд. 40), 107 (ч. выд. 5), N 93 (ч. выд. 18), 94 (ч. выд. 18,23), 101 (ч. выд. 41), 103 (ч. выд. 23. 24), I (ч. выд. 15), 105 (ч. выд. 35), 106 (ч. выд. 6), 107 (ч. выд. 24), N 128 (ч. выд. 5, 42), N 120 (ч. выд. 41), 122 (ч. выд. 41), 123 (ч. выд. 24), 124 (ч. выд. 16), 129 (ч. выд. 8), N 125 (ч. выд. 2) защитных лесов, категория защитности - ценные леса, запретные полосы лес расположенные вдоль водных объектов, Тумботинского участкового лесничества.
Согласно пункту 1.3 договора арендатору передается лесной участок в целях использования для строительства реконструкции, эксплуатации линейного объекта (эксплуатации наземных элементов магистрального нефтепровода "Горький - Ярославль" (наименование реконструкции: Горький-Ярославль, Ду 800. Замена участков 79-91 км. Реконструкции)) в границах земельного участка с кадастровым номером 52:34:0000000:9 (учетный номер части 52:34:0000000:9/площадь 1320 кв.м).
Пунктом 11 названных договоров предусмотрены обязанности арендатора, в том числе пунктом (б) установлена обязанность по использованию лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Срок действия договоров 49 лет (пункт 22 договоров).
Ссылаясь на то обстоятельство, что эксплуатация существующих объектов капитального строительства возможна при условии исключения арендованных лесов, из границ лесопарковой зоны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, истец обратился в суд с иском о понуждении ответчика разработать соответствующую проектную документацию.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, при этом обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (действующей с 01.07.2019) к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).
В силу пункта 5 части 2 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Ранее аналогичные положения были предусмотрены пунктом "в.1" части 2 статьи 102, пунктом 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации.
Стороны не оспаривают, что арендованные ответчиком лесные участки расположены в лесопарковых зонах.
Из материалов дела видно, что договоры аренды лесных участков N 25 от 29.09.2016, N 27 от 30.09.2016, N 36 от 13.11.2018 были заключены в целях использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и не возлагают на арендатора обязанность разработать проектную документацию по изменению границ лесопарковой зоны.
Постановлением Правительства РФ N 1755 от 21.12.2019 утверждены Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.
Согласно указанным Правилам изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами. Подготовка проектной документации осуществляется по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган), либо органа местного самоуправления, физического и юридического лица (далее -заинтересованные лица).
Таким образом, положения действующего законодательства также не предусматривают обязанности юридических лиц по разработке проектной документации по изменению границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах.
Напротив, вышеназванными Правилами предусмотрено, что такая документации может быть подготовлена в том числе по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для понуждения Общества в судебном порядке к разработке проектной документации по изменению границ лесопарковой зоны.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.07.2021 по делу N А43-9273/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9273/2021
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Ответчик: АО "ТРАНСНЕФТЬ -ВЕРХНЯЯ ВОЛГА"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области