г. Самара |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А72-7488/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска на резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 02 августа 2021 года (.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
по делу N А72-7488/2021 (судья Карсункин С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368), город Ульяновск,
к Обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (ОГРН 1107328000790, ИНН 7328058734), город Ульяновск,
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (далее - общество, ответчик, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды июнь, июль и август 2020 года в общей сумме 54 000 рублей.
Резолютивной частью решения суда от 02.08.2021 г. (мотивированное решение от 12.08.2021 г.) в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
Фонд, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Альтернатива" в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 6, ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительною права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме C3B-M, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Данным постановлением предусмотрены следующие типы формы СЗВ-М:
- "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период;
- "доп" (дополняющая форма) подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" (отменяющая форма) подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО "Альтернатива" были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета на 36 застрахованных лиц, отсутствующих в ранее представленных отчетах по форме СЗВ-М за отчетные периоды: "Июнь 2020", "Июль 2020","Август 2020", - 31.12.2020 г. т.е., по мнению ПФ РФ, с нарушением срока установленного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, поскольку ранее в исходных формах сведения на 36 указанных застрахованных лиц не представлялись.
По результатам проверки Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и направлены в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи 09.03.2021 г.
Решениями N 083S19210002989, N 083S19210002987, N 083S19210002988 от 06.04.2021 г. страхователь привлечен к ответственности за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за указанные периоды в виде финансовых санкций в общей сумме 54 000 руб., которые были направлены страхователю по телекоммуникационным каналам связи 06.04.2021 г.
В последующем, на основании указанных решений страхователю были предъявлены требования от 22.04.2021 г. N 083S01210003174; от 22.04.2021 г. N 083S01210003172; от 22.04.2021 г. N 083S01210003173 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в течение 10 календарных дней со дня получения указанных требований в сумме 54 000 руб., которые также были направлены ответчику по телекоммуникационным каналам связи 26.04.2021 г.
В силу абз. 18 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Вышеуказанные требования в добровольном порядке обществом исполнены не были.
В соответствии с абз. 19 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Согласно ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
На основании вышеуказанного фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с общества суммы штрафных санкций.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе фонду в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В силу ст. 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 Г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Так, сведения по форме СЗВ-М за отчетный период "Июнь 2020" должны быть представлены на всех застрахованных лиц не позднее - 15.07.2020 г. Сведения по форме СЗВ-М за отчетный период "Июль 2020" должны быть представлены на всех застрахованных лиц не позднее - 17.08.2020 г. Сведения по форме СЗВ-М за отчетный период "Август 2020" должны быть представлены на всех застрахованных лиц не позднее - 15.09.2020 г.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда РФ осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, установлена ответственность в виде применения финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
С 01.01.2017 г. ч. 5 ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено направление страхователю при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений. Уведомление вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
При этом ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Кроме того, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. N 766н была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с п. 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу п. 39 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, нормативным актом, действующим на момент истечения одного из периодов, за который необходимо было предоставить сведения (июнь, июль 2020 г.), предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда РФ.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
В рассматриваемом случае, как правильно установлено судом первой инстанции, общество самостоятельно обнаружило ошибки в представленных сведениях и исправило их, до обнаружения их Пенсионным фондом.
В связи с указанным, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. N 766н и совокупностью положений ст. ст. 15, 17 Закона N 27-ФЗ, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Повторно проанализировав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены решения суда, в том числе по следующим основаниям.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда РФ, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Более того, срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения, не установлен Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах отсутствуют в рассматриваемом случае основания для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом РФ (иного не доказано) и реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период.
Поскольку страхователь самостоятельно выявил недостатки в представленных сведениях и до обнаружения данных недостатков Пенсионным фондом направил дополнительные сведения в адрес фонда, правовых оснований для применения к обществу ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ и взыскания финансовых санкций не имелось.
С 27.07.2020 Г. вступила в силу Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 г. N 211н, (далее - Инструкция N 211н).
Согласно п. 40 Инструкции N 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда РФ страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение 5 рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абз. 4 п. 40 Инструкции N 211н).
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неверно истолкованы и применены положения абз. 4 п. 40 Инструкции.
Как указывает фонд, финансовые санкции за представление неполных сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в том числе сведений по форме СЗВ-М) применяются в отношении страхователя независимо от того, был ли обнаружен факт непредставления им сведений на отдельных застрахованных лиц территориальным управлением в результате проверки, или данный факт был выявлен страхователем самостоятельно, а также независимо от того, в течение какого срока после обнаружения указанного факта представлены недостающие сведения.
Между тем, суд первой инстанции, по мнению апелляционного суда, обоснованно исходил из того, что положения ст. 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в ст. ст. 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Таким образом, положения абз. 4 п. 40 Инструкции N 211н, на которые ссылается фонд, подлежат применению одновременным с учетом предусмотренного Федеральным законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда РФ, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 14.07.2003 г. N 12-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям о привлечении к публичной ответственности по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в определениях ВС РФ от 05.07.2019 г. N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 г. N 305-ЭС19-2960 указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Как установлено п. 1 Инструкции N 211н, она разработана в соответствии с Законом N 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом РФ индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе: порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда РФ сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 36 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 25.12.2019 г. (далее - Обзор N 4), самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Подзаконное регулирование должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено. Суть данного правила заключается в том, чтобы в целях эффективной реализации положений закона не допустить несогласованности, противоречивости норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконный нормативный правовой акт не может противоречить положениям закона, во исполнение которого он принят. В случае несоответствия таких норм и разъяснений норме, содержащейся в законе, указанная норма применяется в том правовом смысле, который заложен в нее законодателем.
Основания привлечения к публично-правовой ответственности, обстоятельства, при наличии которых она наступает, должны быть установлены именно законом, а не подзаконным правовым актом.
В частности, Законом N 27-ФЗ установлены права и обязанности страхователя, а Инструкция N 211н конкретизирует порядок их реализации и исполнения, а также порядок взаимодействия между страхователем и территориальными органами Пенсионного фонда РФ при организации индивидуального (персонифицированного) учета, порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку изменения в положения Закона N 27-ФЗ, в частности, в ст. ст. 15 и 17 указанного Закона, не вносились, принятие и введение в действие Инструкции N 211н, предусматривающей иные основания для освобождения страхователя от ответственности в случае дополнения им ранее представленных сведений в связи с самостоятельным обнаружением ошибки, нежели предусмотренные Инструкцией N 766н, не может быть направлено на преодоление законодательных положений, регулирующих вопросы привлечения к ответственности и наделяющих страхователя соответствующими правами.
С учетом изложенного, несмотря на то, что правовая позиция, изложенная в определениях ВС РФ от 02.07.2018 г. N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 г. N 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 г. N 301-КГ18-24864, п. 36 Обзора N 4, сформирована до принятия Инструкции N 211н, суд апелляционной инстанции считает, что основания для привлечения заявителя к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых управлением индивидуальных сведениях.
По мнению апелляционного суда, указанный управлением подход и основанные на нем доводы, по сути, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Аналогичная позиция при схожих обстоятельствах дела изложена по делам в постановлениях АС Восточно-Сибирского округа от 08.09.2021 г. N А69-574/2021, от 16.06.2021 г. N А19-21121/2020, АС Дальневосточного округа от 03.09.2021 г. N А37-1114/2021, АС Западно-Сибирского округа от 31.05.2021 г. N А75-8394/2020.
Апелляционный суд также исходит из того, что положения с. 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в ст. ст. 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции ВС РФ выраженной в определениях от 02.07.2018 г. N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 г. N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 г. N 3030-КГ18-5700 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2017 г. N 307- КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФ РФ, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе фонду в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе основаны на ошибочном толковании норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Ульяновской области от 02 августа 2021 года (мотивированное решение от 12 августа 2021 года) по делу N А72-7488/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7488/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАВОЛЖСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АЛЬТЕРНАТИВА"