г. Москва |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А40-35489/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2021 по делу N А40-35489/21
по заявлению ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" (ОГРН 1027700043502)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830)
третьи лица: 1.ООО "Севкомнефтегаз",
2.АО "Востсибнефтегаз",
3.АО "Самотлорнефтегаз",
4.ООО "Тагульское",
5.ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз",
6.Министерство финансов РФ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Синегубов А.Н. по доверенности от 28.11.2018; |
от заинтересованного лица: |
Соломина Н.В. по доверенности от 21.12.2020; |
от третьих лиц: |
1.Суругин Д.Н. по доверенности от 01.03.2021; 2. Суругин Д.Н.. по доверенности от 03.03.2021; 3. Суругин Д.Н.. по доверенности от 01.01.2020; 4. Суругин Д.Н..Н. по доверенности от 04.03.2021; 5. Суругин Д.Н.. по доверенности от 20.05.2021; 6.Ткаченко Н.Г. по доверенности от 20.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Центральной энергетической таможни (далее - таможенный орган) от 22.06.2020 N 10006000/220620/0000130 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006031/220219/0000568, 10006031/220219/0000569, 10006031/220219/0000571, 10006031 /220219/0000572, 10006061/260219/0000909, 10006031/180319/0000800, 10006031/180319/0000803, 10006061/210319/0001435, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000871, 10006031/220319/0000872, 10006031/220319/0000873.
Общество просило признать незаконными уведомления таможенного органа о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 08.07.2020 N N 10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048, от 09.07.2020 NN 10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000056, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000064, 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000070.
Общество также просило возложить на таможенный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 10.06.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, заявление удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представители общества и ООО "Севкомнефтегаз", АО "Востсибнефтегаз", АО "Самотлорнефтегаз", ООО "Тагульское", ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционного суда представители таможенного органа и Министерства финансов РФ поддержали решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд с учетом положения ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п.13 ч.2 ст.271 АПК РФ приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Согласно материалам дела между обществом и Китайской национальной нефтяной корпорацией были заключены контракты на поставку с территории Российской Федерации нефти сырой от 17.02.2009 N 0000709/0674К/IN09COD009 и от 21.06.2013 N 13CBJCR1500E/0000713/1904K.
Также между обществом и CEFC China Energy Company Limited (CEFC) (КНР) был заключен контракт на поставку с территории Российской Федерации нефти сырой от 03.09.2017 N 100017/05337К.
В ходе исполнения контракта от 17.02.2009 N 0000709/0674K/IN09COD009 в период времени с 02.01.2019 по 29.01.2019 на Московском энергетическом таможенном посту Центральной энергетической таможни по временным таможенным декларациям NN 10006031/020119/0000002, 10006031/020119/0000004, 10006031/020119/0000005, 10006031/290119/000270, 10006031/220119/0000218, 10006031/220119/000217 обществом (продавец) был задекларирован товар нефть сырая в количестве 481 776 001,00 кг, добытая на Юрубчено-Тохомском, Лодочном, Северо-Комсомольском участках недр, классификационный код 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители товара: ООО "СКН" (ООО "Севкомнефтегаз"), АО "Востсибнефтегаз", АО "Самотлорнефтегаз".
В ходе исполнения контракта от 21.06.2013 N 13CBJCR1500E/0000713/1904K в период времени с 02.01.2019 по 30.01.2019 на МЭТП ЦЭТ по временным таможенным декларациям NN 10006031/020119/0000006, 10006031/220119/0000214, 10006031/300119/0000290, 10006031/300119/0000288, 10006031/300119/0000289, 10006031/300119/0000291 обществом (продавец) был задекларирован товар нефть сырая в количестве 636 764 021 кг, добытая на Юрубчено-Тохомском, Тагульском, Лодочном, Северо-Комсомольском участках недр, классификационный код 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители товара: ООО "Тагульское", ООО "СКН" (ООО "Севкомнефтегаз"), АО "Востсибневтегаз", АО "Самотлорнефтегаз".
В ходе исполнения контракта от 03.09.2017 N 100017/05337К в период времени с 15.01.2019 по 29.01.2019 на Межрегиональный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни по временным таможенным декларациям NN 10006061/150119/0000120, 10006061/290119/0000413 был задекларирован товар нефть сырая в количестве 45 289 207 кг, добытая на Куюмбинском участке недр, классификационный код - 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители товара: ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз".
В графе N 36 временных таможенных декларация общество заявило льготу по уплате вывозной таможенной пошлины (освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин) на основании п/п 7 п.1 ст.35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе).
В графе N 47 ВТД декларирование товара произведено с условным начислением вывозной таможенной пошлины.
В дальнейшем обществом на Московский энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни и Межрегиональный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни были поданы полные таможенные декларации N N 10006031/180319/0000800, 10006031/180319/0000803, 10006031/220219/0000571, 10006031/220219/0000572, 10006031/220219/0000568, 10006031/220219/0000569, 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006061/260219/0000909, 10006031/220319/0000873, 10006031/220319/0000871, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000872, 10006061/210319/0001435.
В полных таможенных декларациях указаны сведения о товаре нефть сырая, добыта на Куюмбинском, Юрубчено-Тохомском, Тагульском, Лодочном, Северо- Комсомольском участках недр, классификационный код 2709 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, производители товара: ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз", АО "Востсибнефтегаз", ООО "Тагульское", ООО "СКН", АО "Самотлорнефтегаз", вывезенная по ВТД, с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин на основании п/п7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе.
После выпуска товара таможенными постами в соответствии с заявленной таможенной процедурой в период времени с 11.03.2020 по 22.05.2020 таможенным органом в порядке ст.332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в полных таможенных декларациях.
По результатам камеральной проверки таможенным органом составлен акт от 22.05.2020 N 10006000/210/220520/А007.
В соответствии с актом проверки заявленная обществом льгота по уплате вывозной таможенной пошлины (освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин) не может быть применена обществом, поскольку им не соблюдены требования и условия ее предоставления, предусмотренные п/п7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе.
По мнению таможенного органа, невозможность применения заявленной льготы объясняется следующим.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2019 N 03-10-12/17966 применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины компанией-недропользователем, являющейся плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и получившей соответствующее подтверждение получения (производства) нефти сырой в соответствии с Правилами подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе, и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 N1668) возможно только в случае, когда право собственности на нефть сырую, добытую на соответствующем участке недр, принадлежит компании-недропользователю.
Федеральным законом от 18.02.2020 N 24-ФЗ изменены условия предоставления льготы. Льгота распространена не только на компании-недропользователи, но также на иные лица. Но льгота применяется только к участникам правоотношений, возникших с 01.05.2019.
Общество не является недропользователем льготных участков нефти, не исчисляло налог на дополнительный доход от такой деятельности, право собственности на нее перешло к обществу на территории Российской Федерации на основании договоров купли-продажи, заключенных им с компаниями-недропользователями. Полные таможенные декларации поданы до 01.05.2019. Следовательно, обществом неправомерно применена льгота при помещении нефти под таможенную процедуру экспорта.
По результатам камеральной таможенной проверки таможенным органом принято решение от 22.06.2020 N 10006000/220620/0000130 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные обществом в полных таможенных декларациях.
В соответствии с решением обществу нужно было внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в полных таможенных декларациях, предоставив в таможенный орган соответствующие формы корректировок-деклараций на товары.
На основании решения таможенный орган сделал корректировку сведений, заявленных обществом в полных таможенных декларациях.
В дальнейшем таможенным органом приняты уведомления от 08.07.2020 N N 10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048, от 09.07.2020 NN 10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000056, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000064, 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000070 об уплате таможенных пошлин и пени.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции согласился с вышеизложенными основаниями таможенного органа для отказа обществу в представлении льготы.
Между тем, судом не учтено следующее.
В п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе (в редакции, действующей до 01.05.2019 на дату вывоза обществом нефти (январь 2019)) было сказано, что от таможенных пошлин освобождаются:
7) следующие товары, полученные (произведенные) при осуществлении организациями, отвечающими требованиям, установленным пунктом 1 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации, деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр: нефть сырая (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), вывозимая из Российской Федерации указанными организациями, при условии представления в таможенный орган подтверждения, указанного в абзаце третьем пункта 1.3 настоящей статьи, или иными лицами при условии представления в таможенный орган подтверждений, указанных в абзаце третьем пункта 1.3 настоящей статьи и абзаце четвертом настоящего подпункта (далее - подтверждение). Товары, указанные в настоящем подпункте, освобождаются от вывозных таможенных пошлин в случае, если в отношении участка недр, на котором в результате деятельности по добыче углеводородного сырья получены (произведены) соответствующие товары, в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз из Российской Федерации таких товаров, одновременно выполняются следующие условия:
в отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья по основаниям, указанным в подпункте 1 или 2 пункта 1 статьи 333.45 Налогового кодекса Российской Федерации;
при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент Кг, определяемый в порядке, установленном статьей 342.6 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере менее 1.
Порядок предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов сырых при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным пп.7 п.1 ст.35 Закона, определен в Правилах подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе, и предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении указанных товаров (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2018 N 1668; далее - Правила).
В соответствии с п.п. 2-8 Правил подтверждение получения (производства) нефти сырой при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе, выдается организации, осуществляющей в установленном законодательством Российской Федерации порядке пользование участком недр (организация-заявитель, недропользователь), Минэнерго России и Федеральным агентством по недропользованию после совместного рассмотрения следующих документов: а) копии лицензии на пользование недрами и лицензионных соглашений к ней; б) письменного подтверждения в произвольной форме организации-заявителя (недропользователя) об исполнении обязанностей по уплате НДД от добычи углеводородного сырья в отношении участка недр с указанием даты начала исполнения указанных обязанностей (в отношении участков недр, указанных в п. 1 ст.333.45 НК РФ); в) копии уведомления, направленного организацией-заявителем (недропользователем) до 01.01.2020 в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика, о реализации им права на исполнение обязанностей налогоплательщика по НДД от добычи углеводородного сырья в отношении участка недр (в отношении участков недр, указанных в пп.2 п.1 ст.333.45 НК РФ); г) копий суточных актов приема-сдачи нефти сырой за отчетный месяц либо транспортных (перевозочных) документов; д) документы, содержащие сведения о добыче нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) за отчетный месяц, содержащие: номер и дату лицензии на пользование недрами; наименование пункта сдачи-приема нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) (в случае ее (их) вывоза трубопроводным транспортом); номер (при наличии) системы измерений количества и показателей качества нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь); объем добычи нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь); е) копия исполнительного баланса нефти (включая нефтегазоконденсатную смесь) за отчетный месяц по соответствующему участку недр.
В п.10 Правил сказано, что при вывозе товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза количество нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, заявляется во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) исходя из планового объема вывоза. Для подтверждения такого количества декларант (таможенный представитель) представляет в таможенный орган, в котором осуществляется таможенное декларирование, следующие сведения: а) прогноз получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) в отчетном календарном году согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации; б) данные о количестве нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), полученной (произведенной) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр и вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в предыдущие периоды с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин; в) письменное обязательство декларанта о соответствии нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, требованиям подпункта 7 пункта 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Согласно п.11 Правил при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) таможенные органы осуществляют контроль количества нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), вывезенной за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, на основании представленного декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган письменного подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) за отчетный период на участке недр, выдаваемого в соответствии с настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, при подаче обществом временных и полных таможенных деклараций обществом были соблюдены требования Правил по документальному подтверждению вывоза нефти сырой, отвечающей условиям освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, предусмотренных Законом.
Так, обществом вместе с временными таможенными декларациями были представлены: а) прогнозы получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) в 2019 согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации; б) данные о количестве нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), полученной (произведенной) при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр и вывезенной за пределы таможенной территории ЕАЭС в предыдущие периоды с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин; в) письменное обязательство общества от 29.12.2018 N 73-81818 о соответствии нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь), планируемой к вывозу из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС, требованиям п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе.
При подаче полных таможенных деклараций обществом были представлены письменные подтверждения получения (производства) нефти сырой, выданные Минэнерго России совместно с Роснедра: от 19.02.2019 N ПС-1562/05 (от 20.02.2019 N ОК-03-28/2392), от 19.02.2019 N ПС-1578/05 (от 20.02.2019 N ОК-03-28/2395), от 19.02.2019 N ПС-1577/05 (от 20.02.2019 N ОК-03-28/2390), от 19.02.2019 N ПС-1575/05 (от 20.02.2019 N ОК-03-28/2397), от 21.02.2019 N ПС-1705/02 (от 22.02.2019 N ОК-03-28/2485), от 14.03.2019 N ПС-2610/05 (от 20.03.2019 N ОК-03-28/3976), от 14.03.2019 N ПС-2614/05 (от 19.03.2019 N ОК-03-28/3869), от 14.03.2019 N ПС-2592/05 (от 20.03.2019 N ОК-03-28/3975), от 20.03.2019 N ПС-2799/05 (от 21.03.2019 N ОК-03-28/4031), от 20.03.2019 N ПС-2804/05 (от 21.03.2019 N ОК-03-28/4032).
В ходе камеральной таможенной проверки с целью обоснования заполнения графы N 36 полных таможенных деклараций обществом были представлены налоговые декларации по НДПИ и письма по Кг, подтверждающие фактическое исчисление и уплату за период январь-февраль 2019 налога на дополнительный доход в федеральный бюджет организациями - недропользователями от добычи углеводородного сырья на лицензионных участках, отвечающих требованиям п/п 1 и 2 п.1 ст.333.45 НК РФ, подтверждающие применение при исчислении и уплате НДПИ коэффициента Кг, определяемого в порядке, установленном ст.342.6 НК РФ, в размере менее 1.
Как следует из материалов дела, таможенным органом не оспаривается, что обществом при подаче временных и полных таможенных деклараций в подтверждение права на освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины представлен полный и достоверный пакет документов, предусмотренных Правилами. Таможенным органом подтверждено соответствие вывезенной обществом нефти положениям п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе.
При таких обстоятельствах, по мнению апелляционного суда, обществом были соблюдены все установленные на дату регистрации деклараций и выпуска товара условия предоставления освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины.
Апелляционный суд отклоняет довод о возможности применения льготы по уплате вывозной таможенной пошлины (освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин) исключительно недропользователями, которые сохраняют право собственности на товар в момент таможенного декларирования.
Апелляционный суд считает, что из буквального содержания положений п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе и Правил следует, что право на применение льготы имеют не только недропользователи, а также декларанты, являющиеся иными лицами, отличными от недропользователей, в т.ч. лица, которые приобрели право собственности на товар у недропользователей.
Апелляционный суд соглашается с обществом, что в п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе установлен закрытый перечень условий для предоставления права на освобождение от уплаты таможенных пошлин, которые должны выполняться в отношении нефти сырой.
При этом положения данной нормы права не устанавливают требований к субъекту внешнеэкономической деятельности, осуществляющему вывоз и таможенное оформление такого товара.
Положения п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе не устанавливают требования о том, что субъект внешнеэкономической деятельности должен являться пользователем участка недр, на котором добыта (произведена) вывозимая нефть.
Положения п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе не устанавливают требования о сохранении у недропользователя права собственности на вывозимую нефть во время её декларирования.
При таких обстоятельствах обеспечивается соблюдение следующих основ законодательства о таможенном тарифе: ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случае, предусмотренных законом (п.1 ст.3 Закона о таможенном тарифе); тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются законом и не могут носить индивидуальный характер (п.2 ст.34 Закона о таможенном тарифе).
При таких обстоятельствах обеспечивается соблюдение следующих основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности: равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.2 ст.4 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (п. 12 ст.4 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности).
Как следует из содержания Правил, они разграничивают лиц, осуществляющих добычу нефти, и лиц, осуществляющих её декларирование с применением льготы: 1) в порядке подтверждения получения (производства) нефти сырой для целей применения освобождения, предусмотренного п/п7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе, выступает участником "организация-заявитель". В соответствии с п.3 Правил организация-заявитель - это организация, осуществляющая пользование участком недр и получающая подтверждение получения (производства) нефти сырой"; 2) в порядке предоставления освобождения (п.п.10, 11 Правил) от уплаты вывозных таможенных пошлин участником выступает декларант.
В п.10 Правил сказано о праве специального субъекта - декларанта предоставлять в таможенные органы для подтверждения количества планируемой к вывозу с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин нефти при подаче временных таможенных деклараций приведенный перечень документов.
Положением п.11 Правил предусмотрено предоставление декларантом письменного подтверждения получения (производства) нефти сырой (включая нефтегазоконденсатную смесь) за отчётный период на участке недр, выдаваемого в соответствии с п.п.3-9 Правил, при подаче полной декларации на товары.
В п/п 7 п. 1 ст.2 ТК ЕАЭС сказано, что декларант это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
По общему правилу, установленному п.1 ст.83 ТК ЕАЭС, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать следующие лица государства-члена Союза: являющиеся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза; от имени и (или) по поручению которого заключена указанная сделка; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо; являющееся стороной сделки, заключённой с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза.
Из изложенного следует, что применительно к поставкам товаров на экспорт таможенное законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут применять освобождение от уплаты таможенной пошлины, если лица осуществляют вывоз и таможенное оформление товара, в отношении которого такое освобождение предоставляется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает не основанным на нормах права довод таможенного органа о возможности применения льготы только в случае сохранения на момент экспорта товара за недропользователем права собственности на него.
В отношении нефти, вывезенной в соответствии с рассматриваемыми в настоящем деле таможенными декларациями обществом выполнены требования, предусмотренные п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе. Данное обстоятельство подтверждается материалами настоящего дела, не оспаривается таможенным органом.
Апелляционный суд отклоняет довод таможенного органа, что в соответствии с Правилами субъектом, выступающим гарантом перед государством для получения рассматриваемой льготы, может являться только недропользователь.
Как следует из материалов дела, нефть, добываемая на льготных участках недр, приобретается обществом у недропользователей по договорам купли-продажи на территории Российской Федерации и реализуется на экспорт в соответствии с внешнеторговыми контрактами, которые заключены обществом иностранными покупателями.
При экспорте нефти, добытой на льготных участках недр, применяется освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины в соответствии с п/п7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе.
Налог на дополнительный доход является федеральным прямым (подоходным) налогом, правовое регулирование которого осуществляется главой 25.4 НК РФ.
Налогоплательщиками налога на дополнительный доход являются организации, осуществляющие деятельность по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр, и являющиеся пользователями недр на участках недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах и предусматривающих, в том числе, право таких организаций на разведку и добычу нефти на участках недр, указанных в п.1 ст.333.45 НК РФ.
При расчете налога на дополнительный доход вывозная таможенная пошлина учитывается в составе расчетных расходов исходя из размера пошлины, применяемой в отношении нефти, добытой на соответствующем участке недр.
В связи с тем, что для участков недр, поименованных в п.п.1, 2 п.1 ст.333.45 НК РФ, предусмотрено освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины, расчетная величина вывозной таможенной пошлины для целей НДД признается равной нулю.
При этом доходы недропользователя, учитываемые при расчете данного налога, определяются исходя из цены нефти на международных рынках, и их величина не зависит от того, была ли нефть реализована на внутреннем рынке или на экспорт (с применением или без применения тарифных льгот).
Следовательно, выбранный таможенным органом подход по своей сути нивелирует экономические стимулы режима налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли, ставя уровень налоговой нагрузки (под которым понимается совокупный размер фискальных платежей, включая данный налог и таможенные пошлины) в зависимость от схемы реализации нефти, а не от реального финансового результата проекта, определяемого совокупностью геологических, географических, макроэкономических факторов при добыче нефти.
Апелляционный суд считает не основанным на нормах права довод таможенного органа о том, что только недропользователь может подтвердить выполнение условий исчисления налога на дополнительный доход в отношении нефти, добытой на участке недр, а также применение коэффициента при исчислении налога при декларировании товаров, и соответственно, только он должен быть собственником нефти на момент ее вывоза и ее декларантом.
Цель поддержки добычи нефти на отдельных месторождениях достигается посредством освобождения от обязанности по уплате таможенных пошлин не только самого недропользователя, но и его контрагентов.
По мнению апелляционного суда, письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-10-12/17966 не может быть принято во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку в нарушение Закона о таможенном тарифе вводит дополнительные ограничения на применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины.
В п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе (в редакции, действующей до 01.05.2019, на дату регистрации таможенных деклараций и выпуска товара) не было установлено дополнительных требований к лицам, осуществляющим вывоз нефти сырой с освобождением от уплаты вывозной таможенной пошлины.
В Правилах также не содержится дополнительных требований к лицам, осуществляющим вывоз нефти сырой с освобождением от уплаты вывозной таможенной пошлины.
Как следует из содержания Правил, в них определены порядок подтверждения получения (производства) нефти сырой для целей применения освобождения, предусмотренного п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе, и порядок предоставления освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин, установленного в п/п 7 п. 1 ст.35 данного закона.
В Правилах выделены два субъекта: 1) в п.п.2-8 Правил предписаны действия для организации, осуществляющей в установленном законодательством Российской Федерации порядке пользование участком недр (то есть для недропользователя), которая обращается в Минэнерго России за письменным подтверждением факта добычи/получения (производства) нефти сырой при осуществлении деятельности по добыче углеводородного сырья на участке недр, отвечающем условиям, установленным пп.7 п. 1 ст.35 Закона; 2) в п.п.10, 11 Правил предписаны действия для декларанта, который заявляет количество указанной нефти сырой, планируемой к вывозу с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин, во временной таможенной декларации и подает полную таможенную декларацию с приложением ПФД, полученного недропользователем.
Правила не определяют понимание термина декларант.
Таким образом, следует руководствоваться пониманием данного термина, которое дано в п/п7 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС - декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Следовательно, Законом о таможенном тарифе и Правилами не установлено каких-либо ограничений по кругу лиц, которые вправе осуществлять вывоз нефти с освобождением от уплаты вывозной таможенной пошлины на основании п/п7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает необоснованными выводы таможенного органа о возможности предоставления освобождения от уплаты таможенной пошлины только недропользователям, у которых сохранено право собственности на нефть.
Право на освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин не зависит от того, кем экспортируется нефть - собственником или лицом, которое приобрело нефть, добытую в режиме налога на дополнительный доход, у недропользователя.
Письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-10-12/17966 не может выступать основанием для ограничения применения рассматриваемой льготы.
Письмо официально не опубликовано, не обладает нормативными свойствами и не может изменять положения актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, путем установления дополнительных условий для применения освобождения от таможенных пошлин.
Письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-10-12/17966 не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом.
В другом письме Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 сказано, что письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в таких письмах.
Апелляционный суд отклоняет довод о Федеральном законе N 24-ФЗ от 18.02.2020 (закон, который внес изменения в п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе, с 01.05.2019).
По мнению апелляционного суда, положения Федерального закона N 24-ФЗ от 18.02.2020 не влияют на правомерность освобождения общества от уплаты вывозной таможенной пошлины, поскольку регулируют вопросы освобождения от уплаты таможенных пошлин по таможенным декларациям, поданным после 01.05.2019.
Как изложено выше, рассматриваемые в настоящем деле полные таможенные декларации поданы в феврале, марте 2019.
По мнению апелляционного суда, из содержания Федерального закона N 24-ФЗ от 18.02.2020 следует, что он закрепил ранее действовавшее положение о том, что вывозить товары, предусмотренные п/п7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе, с освобождением от уплаты таможенных пошлин могут любые лица; установил правило о необходимости предоставления дополнительного документа - подтверждения от недропользователя, в случае вывоза товара с применением таможенной льготы отличными от недропользователя лицами. Для чего в п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе введено указание на всех возможных субъектов применения льготы (недропользователя и иных лиц), ни один из которых ранее в п/п 7 не упоминался; в силу прямого указания не подлежит применению при подаче временных и полных таможенных деклараций, возникшим до 01.05.2019, потому что до этой даты редакция п/п7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе была без упоминания требования о дополнительном предоставлении подтверждения от организаций-производителей нефти в адрес декларанта.
При таких обстоятельствах, Федеральный закон N 24-ФЗ от 18.02.2020 не изменил условий, установленных предыдущей редакцией закона для вывоза нефти с освобождением от уплаты таможенной пошлины любыми лицами, а лишь ввел представление дополнительного документа - подтверждение недропользователя для случаев, когда вывоз товаров осуществляется иным лицом, т.е. лицом, не являющимся организацией, отвечающей требованиям, установленным п.1 ст.333.43 НК РФ применительно к участку недр, на котором добыта вывозимая нефть.
Распространение положений Федерального закона N 24-ФЗ от 18.02.2020 на правоотношения, возникшие с 01.05.2019 не означает, что до 01.05.2019 иные лица не могли применять освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины при выполнении условий, предусмотренных п/п 7 п.1 ст.35 Закона о таможенном тарифе (в редакции до вступления в силу Федерального закона N 24-ФЗ от 18.02.2020).
Изменения, внесенные Федеральным законом N 24-ФЗ от 18.02.2020, рассматриваются как уточнение ранее действовавших правовых норм в целях разрешения возникшего вопроса в правоприменительной практике. Такие изменения сами по себе не свидетельствует о принципиально ином правовом регулировании спорных правоотношений.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что право общества на применение освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины по указанным полным таможенным декларациям документально подтверждено, соответствует законодательству действующему во время возникновения спорных правоотношений.
Правовая позиция по вопросам, аналогичным тем, которые обсуждаются в настоящем деле, изложена в судебных актах по делам N А40-203962/2019, N А40-110820/2019, N А40 173801/20, в Определениях ВС РФ от 17.11.2020 N 305-ЭС20-17561, от 17.11.2020 N 305-ЭС20-17562.
Доводы таможенного органа в рамках настоящего дела повторяют доводы, приведенные в указанных делах.
Вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что в силу ч.1 ст.268 АПК РФ позволяет апелляционному суду переоценить выводы суда.
Вышеизложенным опровергаются доводы, приведенные в отзыве таможенного органа на апелляционную жалобу, в письменных объяснениях Минфина России на апелляционную жалобу.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалобы подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, заявление общества подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2021 по делу N А40-35489/21 отменить.
Признать незаконным решение Центральной энергетической таможни от 22.06.2020 N 10006000/220620/0000130 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10006031/220219/0000566, 10006031/220219/0000567, 10006031/220219/0000568, 10006031/220219/0000569, 10006031/220219/0000571, 10006031 /220219/0000572, 10006061/260219/0000909, 10006031/180319/0000800, 10006031/180319/0000803, 10006061/210319/0001435, 10006031/220319/0000867, 10006031/220319/0000871, 10006031/220319/0000872, 10006031/220319/0000873.
Признать незаконными уведомления Центральной энергетической таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 08.07.2020 N N 10006000/У2020/0000044, 10006000/У2020/0000046, 10006000/У2020/0000048, от 09.07.2020 NN 10006000/У2020/0000050, 10006000/У2020/0000052, 10006000/У2020/0000054, 10006000/У2020/0000056, 10006000/У2020/0000058, 10006000/У2020/0000060, 10006000/У2020/0000062, 10006000/У2020/0000064, 10006000/У2020/0000066, 10006000/У2020/0000068, 10006000/У2020/0000070.
Обязать Центральную энергетическую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "НК "Роснефть".
Взыскать с Центральной энергетической таможни в пользу ПАО "НК "Роснефть" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35489/2021
Истец: ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "РОСНЕФТЬ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: АО "ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ", АО "САМОТЛОРНЕФТЕГАЗ", Минфин России, ООО "СЕВКОМНЕФТЕГАЗ", ООО "СЛАВНЕФТЬ-КРАСНОЯРСКНЕФТЕГАЗ", ООО "ТАГУЛЬСКОЕ"