г. Санкт-Петербург |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А26-9593/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Суханов М.С. по доверенности от 09.01.2024 (онлайн)
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7917/2024) УФАС по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2024 по делу N А26-9593/2023, принятое
по заявлению ГКУ РК "Управление земельными ресурсами"
к УФАС по Республике Карелия
3-и лица: 1) Кузьмин Д.А.; 2) АО "ЕЭТП"
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" (ОГРН 1151001016451, адрес: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса (Октябрьский р-н), д. 3, каб. 55; далее - заявитель, Учреждение, ГКУ РК "Управление земельными ресурсами") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН 1021000526326, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1А; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 22.08.2023 по жалобе N 01/01/18.1-509/2023 и предписания от 22.08.2023 N 010/01/18.1-509/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Кузьмин Дмитрий Альбертович (далее - Кузьмин Д.А., третье лицо-1) и акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (ОГРН: 1097746299353, адрес: 115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5; далее - АО "ЕЭТП", третье лицо-2).
Решением от 23.01.2024 суд первой инстанции признал недействительными принятые УФАС по Республике Карелия решение от 22.08.2023 N 010/01/18.1-509/2023 и предписание от 22.08.2023 N 010/01/18.1-509/2023.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Учреждение и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 27.06.2023 извещение о проведении закрытого аукциона N 22000154380000000246 (далее - Извещение) в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Сортавальского муниципального района (всего 12 лотов), размещено на сайте torgi.gov.ru, на сайте администрации Сортавальского муниципального района Республики Карелия, на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений в сети "Интернет" (gov.karelia.ru), а также в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки АО "Единая: электронная торговая площадка" на сайте (www.roseltorg.ru).
Организатор торгов: ГКУ РК "Управление земельными ресурсами".
Уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Основание проведения аукциона: Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01.06.2023 N 3104-м/20р о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 10:07:0010317:340.
Место проведения аукциона: Электронная площадка - АО "Единая электронная торговая площадка", размещенная на сайте www.roseltorg.ru в сети Интернет - https://178fz.roseltorg.ru.
Дата, время и место начала приема заявок - 28.06.2023 с 10 час. 00 мин.
Дата, время и место окончания приема заявок: 24.07.2023 в 17 час. 00 мин.
Дата, время и место рассмотрения заявок на участие в аукционе - 26.07.2023 в 15 час. 00 мин.
Дата и время проведения аукциона: 28.07.2023 в 10 час. 00 мин.
В соответствии с протоколом о признании претендентов участниками от 25.07.2023 N 22000154380000000246 (лот N 8), Кузьмину Д.А. было отказано в допуске к участию в аукционе по причине непредставления в составе заявки электронного образа документа удостоверяющего его личность, а именно копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с "Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации" включительно.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов. В жалобе Кузьмин Д.А. указал, что впервые участвует в электронных торгах и не может знать о всех тонкостях, требуется помощь в компьютерном деле, до конца не понимает как все устроено.
Карельское УФАС рассмотрело жалобу в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
21.08.2023 Карельским УФАС России оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" направлен запрос (исх. N ГГ/3086/23) о предоставлении заявки Кузьмина Д.А., поданной на участие в электронном аукционе на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый номер 10:07:0010317:340 (лот N 8, извещение N 22000154380000000246).
В ответ на указанный запрос АО "Единая электронная торговая площадка" представило заявку Кузьмина Д.А., в том числе содержащую копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1-ой страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с "Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации" включительно).
Как указало Карельское УФАС в оспариваемом решении, доказательств обратного представитель организатора торгов на рассмотрении жалобы не представил.
Таким образом, Комиссия Карельского УФАС пришла к выводу о том, что в действиях ГКУ РК "Управление земельными ресурсами" усматриваются нарушения порядка организации и проведения торгов, поскольку Кузьмин Д.А. представил необходимые для участия в аукционе документы в соответствии с требованиями, установленными в извещении о проведении торгов.
Учитывая, что восстановление прав и законных интересов подателя жалобы возможно лишь путём аннулирования результатов торгов, Комиссия Карельского УФАС приняла решение от 22.08.2023 N 010/01/18.1-509/2023 и выдала организатору торгов предписание от 22.08.2023 N 010/01/18.1-509/2023 об отмене протокола о признании претендентов участниками от 25.07.2023 N 22000154380000000246 (лот N 8), протокола подведения итогов от 28.07.2023 N 22000154380000000246 (лот N 8), повторном рассмотрении всех заявок участников и дальнейшем проведении аукциона с учетом требований действующего законодательства.
Полагая, что названные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя УФАС, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок в том числе копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан).
Аналогичное требование было установлено в извещении N 22000154380000000246, в том числе, для участия в аукционе заявители предоставляют на электронную торговую площадку "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru) в установленный в извещении о проведении аукциона срок электронный образ документов, удостоверяющих личность заявителя (в случае представления копии паспорта гражданина Российской Федерации необходимо в соответствии с действующим законодательством представить копии 20 (двадцати) страниц паспорта: от 1 страницы с изображением Государственного герба Российской Федерации по 20-ую страницу с "Извлечением из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации" включительно).
В соответствии с частью 3 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.
Пунктом 1 статьи 39.13 ЗК РФ предусмотрено, что аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 3.3 статьи 39.13 ЗК РФ в извещении о проведении электронного аукциона в качестве места подачи заявок и места проведения аукциона указывается адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой проводится электронный аукцион.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Организатором торгов утверждена форма заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, которая является неотъемлемой частью извещения о проведении аукциона. Извещение о проведении спорного аукциона не было обжаловано, не было признано не соответствующим действующему законодательству.
В форме заявки на участие в спорном аукционе содержатся, в том числе следующие разделы:
1. Заявитель обязуется:
1.1 Соблюдать условия проведения аукциона, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, опубликованном в порядке, предусмотренном п. 19, 20 ст. 39.11, 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации, а также порядок проведения аукциона в соответствии Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Заявитель подтверждает, что он располагает данными об Организаторе аукциона, предмете аукциона, начальной цене предмета аукциона, "шаге аукциона", дате, времени и месте проведения аукциона, порядке его проведения, порядке заключения договора купли-продажи/аренды земельного участка и его условиях, последствиях уклонения от подписания и заключения договора купли-продажи, аренды земельного участка.
Приложения (в соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса РФ):
1) копии документов, удостоверяющих личность Заявителя (для граждан);
2) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кузьмин Д.А. зарегистрирован на электронной площадке АО "ЕЭТП", при регистрации им была представлена копия паспорта на двадцати страницах.
АО "ЕЭТП" в письменных пояснениях указало, что копия паспорта Кузьмина Д.А. была размещена в разделе "Аккредитационные сведения". При подаче заявки на участие в аукционе Кузьмин Д.А. не приложил к заявке копию паспорта на двадцати страницах, что также подтверждено оператором электронной площадки.
В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что ни положения пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ, ни пункт 16 извещения N 22000154380000000246 о проведении закрытого аукциона в электронной форме, не предписывают того, что документы, удостоверяющие личность заявителя (для граждан), должны быть оформлены в виде приложения, или каким-то образом прикреплены к заявке участника.
Указанный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонен, правомерно указав на то, что в Земельном кодексе РФ отсутствует указание на то, что успешное прохождение регистрации на электронной площадке с предоставлением копии документа, удостоверяющего личность, отменяет обязанность заявителя представлять установленные в статье 39.12 ЗК РФ и извещении о проведении аукциона документы.
Регистрация гражданина на электронной площадке не является частью процедуры по проведению аукциона, соответственно, у организатора торгов отсутствует обязанность обращаться к форме "Аккредитационные сведения" в том случае, если в форме "Заявка на участие в процедуре" отсутствуют необходимые приложения.
Таким образом, соблюдение положений статьи 39.12, 39.13 ЗК РФ и положений документации о проведении торгов является обязательными для участника торгов. Каких-либо критериев, устанавливающих возможность отдельных лиц отклоняться от установленного перечня прилагаемых к заявке документов, законодательство не содержит, в связи с чем организатор торгов при решении вопроса о допуске заявителя к участию в аукционе обязан проверять соблюдение требований, указанных в извещении и в законе.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представленные Кузьминым Д.А. документы не соответствовали закону и не позволяли комиссии по проведению аукциона допустить его к участию в торгах.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 января 2024 года по делу N А26-9593/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9593/2023
Истец: государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: АО "Единая электронная торговая площадка", Кузьмин Дмитрий Альбертович