г. Санкт-Петербург |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А21-3363/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Байдак В.В. по доверенности от 12.11.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25088/2021) МУП ЖКХ "Коммунальник" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.06.2021 по делу N А21-3363/2021, принятое
по заявлению МУП ЖКХ "Коммунальник"
к Департаменту жилищного контроля Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" Муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области (ОГРН 1023902297660, адрес: 238310, Калининградская область, Гурьевский район, поселок Малое Исаково, Гурьевская улица, 5а; далее - Предприятие, заявитель, МУП ЖКХ "Коммунальник") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН 1163926082253, адрес: 236007, Калининградская область, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1; далее - Министерство) от 15.02.2021 N ЖК-2/69/1/ЖСА/32883-вх.
Решением от 29.06.2021 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, МУП ЖКХ "Коммунальник" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Рассмотрение дела апелляционным судом откладывалось для дополнительного изучения материалов дела.
В судебных заседаниях 20.09.2021 и 05.10.2021 представитель МУП ЖКХ "Коммунальник" поддержал доводы апелляционной жалобы. Министерство, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, с целью проверки доводов, содержащихся в мотивированном представлении должностного лица Департамента жилищного контроля (надзора) Министерства по результатам предварительной проверки обращения физического лица, проживающего по адресу: г. Гурьевск, ул. Красная, д. 2 (вх. N 32883-вх от 30.12.2020), поступившего из Прокуратуры Калининградской области, Министерством издан приказ N ЖК-103/пр от 25 января 2021 г. о проведении внеплановой, документарной проверки Предприятия.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 2 по адресу: ул. Красная в г.Гурьевске Калининградской области (далее - МКД), находится в управлении ООО "Гурьевская управляющая компания" (далее - ООО "ГУК").
Указанный МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, поступающей в теплоноситель от ресурсоснабжающей организации МУП ЖКХ "Коммунальник".
Между ООО "ГУК" и МУП ЖКХ "Коммунальник" заключен договор на оказание услуг по теплоснабжению N 08-10 от 01.04.2010.
С марта 2020 года МУП ЖКХ "Коммунальник" в одностороннем порядке расторгло договор с ООО "ГУК" на поставку тепловой энергии в горячей воде (уведомление N 83 от 26.02.2020). Начисления и выставление платы за коммунальную услугу "водоподогрев" жильцам МКД осуществляется МУП ЖКХ "Коммунальник" по агентскому договору N 100 от 01.08.2013 с МУП ЖКХ "УК ГГО".
В квартире N 89 спорного МКД имеется индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения.
Согласно представленным письменным пояснениям и расчетам МУП ЖКХ "Коммунальник" плата за "водоподогрев" ("тепловая энергия (для нужд ГВС") по кв. 89 МКД, исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии рассчитана следующим образом: май 2020 года: 26,565 Гкал (объем по ОДПУ ТЭ с учетом перерасчета 0,0596 Гкал)/15,784 Гкал (объем тепловой энергии потребленной в помещениях МКД по ИЛУ и без ИПУ) * 0,0542 Гкал (норматив на подогрев воды) = 0,0912 Гкал * 6 куб. (потреблено в квартире N 89 в мае 2020 года) * 2653,02 руб. (тариф) = 1450,06 руб.
Придя к выводу, что показания общедомового прибора учета тепловой энергии при расчете платы за горячее водоснабжение в спорном МКД фактически не имеют значения для правильного определения размера платы за услугу "водоподогрев", произведя перерасчет стоимости данной услуги по квартире N 89 в спорном МКД с учетом тарифов на тепловую энергию, утвержденных Призом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 25.11.2019 N 107-02т/19, Министерство пришло к выводу, что МУП ЖКХ "Коммунальник" нарушен порядок расчета платы за "водоподогрев" за период с мая по сентябрь 2020 года.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом N ЖК1/103/ЖСА/32883-вх от 15.02.2021, зафиксированы допущенные МУП ЖКХ "Коммунальник" нарушения положений пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
МУП ЖКХ "Коммунальник" выдано предписание N ЖК-2/69/1/ЖСА/32883-вх от 15.02.2021 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований (далее - Предписание), в соответствии с которым Обществу предписано произвести перерасчет платы за услугу "водоподогрев" за период с мая 2020 года по сентябрь 2020 года (включительно) всем жильцам (собственникам/нанимателям), помещений, расположенных в МКД, согласно пункту 54 Правил N 354, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с формулой 20 и 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354. Срок исполнения Предписания 12 мая 2021 года.
Предписание обжаловано МУП ЖКХ "Коммунальник" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалованного Предписания, в связи с чем, в удовлетворении заявления Предприятия отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 при отсутствии централизованного ГВС снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по ГВС с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система ГВС - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В пункте 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) ГВС, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Пункт 54 Правил N 354 устанавливает, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. Объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Из материалов дела следует, что спорный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, нецентрализованной системой горячего водоснабжения, горячая вода готовится в ИТП МКД путем подогрева холодной воды через теплообменник, являющейся собственностью МКД. МУП ЖКХ "Коммунальник" поставляет потребителю МКД коммунальный ресурс "тепловая энергия", для расчетов с потребителями за поставленный коммунальный ресурс тепловая энергия используется тариф за 1 Гкал, утверждённый Службой по ценам и тарифам по Калининградской области.
Начисления и выставление платы за коммунальную услугу "водоподогрев" жильцам МКД осуществляется МУП ЖКХ "Коммунальник" по агентскому договору N 100 от 01.08.2013 с МУП ЖКХ "УК ГГО". Изложенное подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе квитанциями на оплату коммунальных услуг за май, апрель 2020 года по квартире N 89 спорного МКД, в соответствии с которой МУП ЖКХ "УК ГГО" поименовано как исполнитель услуг.
Пункт 54 Правил N 354 предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с формулой 20 как сумму двух составляющих:
произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Согласно абзацу 2 пункта 54 Правил N 354 объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расход тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Таким образом, показания общедомового прибора учета тепловой энергии при расчете платы за горячее водоснабжение в спорном МКД фактически не имеют значения для правильного определения размера платы за услугу ГВС.
Верховный суд Российской Федерации в Определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 указал, что в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Правительством Калининградской области Постановлением N 683 от 19.12.2017 введены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, действуют с 01.07.2018.
В соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2017 N 683 норматив расхода тепловой энергии для указанного многоквартирного дома - 0,0542 Гкал/куб. м.
В квартире N 89 многоквартирного дома N 2 по ул. Красная в г. Гурьевске имеется индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения. Согласно представленным Министерству письменным пояснениям и расчетам МУП ЖКХ "Коммунальник" от 26.01.2021, плата за "водоподогрев" ("тепловая энергия (для нужд ГВС") по кв. 89 МКД рассчитывается исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии следующим образом: май 2020 года: 26,565 Гкал (объем по ОДПУ ТЭ с учетом перерасчета 0,0596 Гкал)/15,784 Гкал (объем тепловой энергии потребленной в помещениях МКД по ИЛУ и без ИПУ) * 0,0542 Гкал (норматив на подогрев воды) = 0,0912 Гкал * 6 куб. (потреблено в квартире N 89 в мае 2020 года) * 2653,02 руб. (тариф) = 1450,06 руб.
Согласно предложенным Министерством расчетам, удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды фактически будет равен нормативу расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Вместе с тем, показания общедомового прибора учета тепловой энергии при расчете платы за горячее водоснабжение в спорном МКД фактически не имеют значения для правильного определения размера платы за услугу "водоподогрев".
Для единой теплоснабжающей организации МУП ЖКХ "Коммунальник" на территории муниципального образования "Гурьевский городской округ" призом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) от 25.11.2019 N 107-02т/19 установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе для населения: с 01.01.2020 по 30.06.2020 -3121,20 руб./Гкал, с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 3270,00 руб./Гкал.
Согласно постановлению Администрации Гурьевского городского округа от 23.01.2020 N 97 "Об утверждении платы за услуги теплоснабжения на 2020 год" стоимость 1 Гкал с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 2653,02 руб., с 01.07.2020 по 31.12.2020-2759,14 руб.
Таким образом, в соответствии с расчетом Министерства плата за "водоподогрев" по кв. 89 спорного МКД должна составлять: в мае 2020 года: (0,0542 Гкал/куб.м х 6 куб.м. х 2653,02 руб./Гкал) = 862,76 руб. без учета стоимости холодной воды, фактически выставлено к оплате 1450,06 руб.(превышение на 587,3 руб.), в июне 2020 года: (0,0542 Гкал/куб.м х 4 куб.м, х 2653,02 руб./Гкал) = 575,16 руб., без учета стоимости холодной воды, выставлено за июнь 2020 года к оплате - 1012,72 руб.(превышение на 437,56 руб.), в июле 2020 года: (0,0542 Гкал/куб.м х 4 куб.м. х 2759,14 руб./Гкал) " 598Д8 руб., без учета стоимости холодной воды, выставлено за июль 2020 года к оплате -756,35 руб. превышение на 158,17 руб.), в августе 2020 года:(0,0542 Гкал/куб.м х 3куб.м. х 2759,14 руб./Гкал) - 448,64 руб., без учета стоимости Голодной воды, выставлено за август 2020 года к оплате - 658,40 руб.(превышение на 209,76 руб.), в сентябре 2020 года: (0,0542 Гкал/куб.м х 4 куб.м. х 2759,14 руб./Гкал) = 598,18 руб. без учета стоимости холодной воды, выставлено за сентябрь 2020 года к. оплате 838,27 руб.(превышение на 240,09 руб.).
Учитывая изложенное, выводы Министерства и суда первой инстанции о том, что МУП ЖКХ "Коммунальник" нарушен порядок расчета платы за "водоподогрев" за период с мая по сентябрь 2020 года по спорному МКД, является правомерным. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания Предписания Министерства недействительным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная по апелляционной жалобе государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Предприятию из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.06.2021 по делу N А21-3363/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Коммунальник" 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 09.07.2021 N 1399.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3363/2021
Истец: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "КОММУНАЛЬНИК" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГУРЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН" КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Департамент жилищного контроля Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области