г. Владимир |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А79-357/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Фединской Е.Н., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.06.2021 по делу N А79-357/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр", г. Чебоксары (ОГРН 1142130001430 ИНН 2130132322) к индивидуальному предпринимателю Лучкову Евгению Викторовичу, г. Новочебоксарск, Чувашская Республика (ОГРНИП 304212435200398 ИНН 212400180201), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Спецавтохозяйство" (ИНН 2130017432 ОГРН 1072130006024), Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2128016103 ОГРН 1022101141765), Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, о взыскании 107 459 руб. 14 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (далее -ООО "МВК "Экоцентр") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Лучкову Евгению Викторовичу (далее - ИП Лучков Е.В.) о взыскании 107 459 руб. 14 коп. задолженности за период с 01.10.2018 по 31.10.2019, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее ТКО) в отношении объекта недвижимости по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, д.34.
Требования ООО "МВК "Экоцентр" к ИП Лучкову Е.В. о взыскании 10 834 руб. 77 коп. выделены в отдельное производство, делу присвоен номер А79-4615/2021
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Спецавтохозяйство", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.
Решением от 02.06.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, ООО "МВК "Экоцентр" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, решение противоречит требованиям статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, пункту 148.38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Заявитель считает, что способ коммерческого учета объема ТКО не может быть избран по воле потребителя. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком заключен на условиях типового договора по цене, указанной в проекте договора. Исходя из подп. "б" п. 5.1 договора учет объема ТКО в отношении спорного объекта производится исходя из нормативов накопления ТКО, поскольку на территории Чувашской Республики раздельный сбор твердых коммунальных отходов не введен.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что датой начала оказания услуг является момент поступления заявки ИП Лучкова Е.В.
Стороны явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Лучков Е.В. владеет нежилыми помещениями, расположенными в городе Новочебоксарске Чувашской Республике, в том числе по адресу: ул. Коммунистическая, д.34.
С 01.10.2018 в Чувашской Республике введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и по итогам открытого конкурса статус регионального оператора по обращению с ТКО получило ООО "МВК "Экоцентр".
02.10.2018 и 24.10.2018 ИП Лучков Е.В. направил в адрес ООО "МВК "Экоцентр" заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, с представлением необходимых документов и указанием сведений о собственных контейнерах и адресах их расположения.
На основании заявки ИП Лучкова Е.В. ООО "МВК "Экоцентр" производил вывоз ТБО с адреса г. Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, д.34.
23.12.2019 ООО "МВК "Экоцентр" направил в адрес ИП Лучкова Е.В. договор, датированный 28.12.2018 N ДПИФ-349-на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого истец (региональный оператор) обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.10.2018.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Оплата по договору производится на основании акта выполненных работ (оказанных услуг), который в двух экземплярах направляется региональным оператором исполнителю в течение пяти рабочих дней по истечении расчетного периода в порядке, установленном разделом 11 договора. Исполнитель обязан в течение пяти дней с момента получения указанных актов выполненных работ (оказанных услуг) подписать их и направить один экземпляр подписанного акта выполненных работ (оказанных услуг) региональному оператору. В случае отказа исполнителя от подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) исполнитель обязуется предоставить региональному оператору письменное обоснование такого отказа. При невозвращении акта выполненных работ (оказанных услуг) или непредставления письменного обоснования отказа от подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) в течение пяти дней с момента получения работы (услуги) по договору считаются принятыми в полном объеме (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктами 2.4, 2.5 договора исполнитель оплачивает услугу по обращению с ТКО до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
Пунктом 5.1 предусмотрено, что стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 N 03/1-03/1012 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики", выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
В целях определения способа коммерческого учета ТКО стороны решили, что:
а) в случае, если потребитель находится (осуществляет свою деятельность) в отдельных нежилых зданиях, у которых имеются собственные места накопления ТКО, и исключена возможность использования мест накопления ТКО иными потребителями, учет объема и (или) массы ТКО осуществляется исходя из объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом при расчете размера платы за услугу по обращению с ТКО применяется следующая формула: Q = V х n, где:
V - объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, рассчитанный в соответствии с Правилами N 505, за расчетный период;
n - количество контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, рассчитанный в соответствии с Правилами N 505, за расчетный период;
б) в случае, если потребитель находится (осуществляет свою деятельность) в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, учет объема и (или) массы ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО. При этом при расчете размера платы за услугу по обращению с ТКО применяется следующая формула: Q = K х 1/2N, где:
K - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
N - норматив накопления ТКО, утвержденный приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 N 03/1-03/1012 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики", выраженных в количественных показателях объема.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14.11.2017 N 03/1-03/1012 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Чувашской Республики.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 08.08.2018 N 36-15/в установлен предельный единый тариф для оказания услуг региональным оператором на территории Чувашской на 2018 год и составляет для потребителей, кроме населения, 374 руб. 76 коп./куб. м без НДС.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 06.12.2018 N 109-30/в установлен предельный единый тариф для оказания услуг региональным оператором на территории Чувашской на 2019 год составляет для потребителей, кроме населения, за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 374 руб. 76 коп. за куб. м без НДС, за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 380,68 руб./куб. м без НДС.
Истец в период с 01.10.2018 по 31.10.2019 оказал ИП Лучкову Е.В. услуги по вывозу ТКО.
Ответчиком обязательства по оплате услуг не исполнены в полном объеме, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 (1) Правила N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8 (4) Правил обращения с ТКО).
Из пункта 8 (18) Правил N 1156 следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор) стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное).
Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами N 505.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть по количеству и объему контейнеров.
Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Изложенные выводы подтверждаются решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.02.2021 N АКПИ20-956.
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе на территории Чувашской Республики, где в спорный период не была реализована программа раздельного накопления ТКО, производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что именно собственник ТКО (т.е. ИП Лучков Е.В.) вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В рассматриваемом случае собственник, воспользовавшись таким правом, выбрал способ коммерческого учета по спорному помещению, направив заявку о вывозе ТБО с адреса г. Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, д. 34 с периодичностью - 1 раз в неделю 0,75 куб.м (л.д.22-23 том 1), по корректировочной заявке от 24.10.2018 - с вывозом 2 раза в неделю по 0,75 куб.м (л.д.24 том 1), а также на основании заявки от 05.02.2019 по согласованию вывоза ТБО в связи с заменой контейнера исходя из объема 1.1 куб.м 1 раз в неделю (по вторникам) - л.д.39 том 1.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ контррасчет ответчика (л.д. 182 том 3), исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления, суд пришел к выводу о его соответствии заявкам, направленным в адрес регионального оператора в соответствии с действующим требованиями и Правилами, и принятыми ООО "МВК "Экоцентр" к фактическому исполнению.
Также суд установил, что контррасчет подтверждается, в том числе, данными самого истца, в части реального объема вывезенного ТКО по потребителю ИП Лучкову Е.В. (л.д. 42 том 2), позволяя тем самым определить реальный объем услуг, как оказанных истцу в рамках договоров от 01.10.2018 на осуществление транспортирования ТКО (л.д.123 том 2), так и услуг самого истца для ИП Лучков Е.В. по обращению с ТКО, учитывая, что и положения действующего гражданского законодательства связывают возникновение обязанности оплаты услуг именно с фактом их выполнения.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции, с учетом произведенной ответчиком оплаты в сумме 103 244 руб. 81 коп. (72854 руб. 37 коп. + 30390 руб. 44 коп.), пришел к выводу о погашении в полном объеме задолженности ИП Лучкова Е.В. перед ООО "МВК "Экоцентр" за период с 01.10.2018 по 31.10.2019 по обращению с ТКО, в том числе, по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, д. 34.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении иска правомерно отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.06.2021 по делу N А79-357/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.Н. Фединская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-357/2020
Истец: ООО "МВК "Экоцентр"
Ответчик: ИП Лучков Евгений Викторович
Третье лицо: АО "Спецавтохозяйство", Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ООО "Агроторг", ООО "Агроторг" - Управляющая компания "Корпоративный центр икс 5", Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5338/2021
30.01.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 446-ПЭК22
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8177/2021
06.10.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5338/2021
02.06.2021 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-357/20