город Омск |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А46-3425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8778/2021) казенного учреждения города Омска "Центр аренды и мониторинга имущества" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.06.2021 по делу N А46-3425/2021 (судья Чулков Ю.П), а также заявление казенного учреждения города Омска "Центр аренды и мониторинга имущества" (ОГРН 1025500744610, ИНН 5503052879, адрес: 644070, Омская область, г. Омск, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 47) к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025500972716, ИНН 5504018510, адрес: 644010, Омская область, г. Омск, ул. Пушкина, д. 67), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (ОГРН 1045507036816, ИНН 5504097777, адрес: 644001, Омская область, г. Омск, ул. Красных зорь, 54, 5), о признании незаконным изложенного в письме от 27.01.2021 N 26-02-17/04-145 отказа КУ г. Омска "ЦАМИ" в возврате излишне оплаченных страховых взносов в размере 85 588 руб. 89 коп., обязании вынести решение о возврате суммы излишне уплаченных (удержанных) страховых взносов на обязательное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 85 588 руб. 89 коп. по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
при участии в судебном заседании представителей:
от казенного учреждения города Омска "Центр аренды и мониторинга имущества" - Кириченов Алексей Николаевич по доверенности от 26.02.2021 N 01-36/13 сроком действия 1 год;
от Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Шабулин Александр Михайлович по доверенности от 21.12.2018 N 462 сроком действия 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
казенное учреждение города Омска "Центр аренды и мониторинга имущества" (далее - заявитель, учреждение, КУ г. Омска "ЦАМИ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ГУ-Омское РО ФСС РФ) об обязании вынести решение о возврате суммы излишне уплаченных (удержанных) страховых взносов на обязательное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 85 588 руб. 89 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - третье лицо, налоговый орган, инспекция, ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска).
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.06.2021 по делу N А46-3425/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что произведенный КУ г. Омска "ЦАМИ" расчет пособия, подлежащего выплате Керейбаевой Торгын Рамозановне (далее - Керейбаева Т.Р.) на основании справки по форме 182н, основан на достоверных сведениях; решение ГУ-Омское РО ФСС РФ от 14.05.2020 N 16/ПДС не соответствует действительности и подлежит отмене, лицом его вынесшим.
В письменном отзыве ГУ-Омское РО ФСС РФ просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 по делу N А46-3425/2021 апелляционная жалоба КУ г. Омска "ЦАМИ" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.06.2021 по делу N А46-3425/2021 принята к производству и назначена к рассмотрению на 14.09.2021.
Установив, что судом первой инстанции в отсутствие правовых оснований не приняты к производству уточнения исковых требований в части признания незаконным изложенного в письме от 27.01.2021 N 26-02-17/04-145 отказа КУ г. Омска "ЦАМИ" в возврате излишне оплаченных страховых взносов в размере 85 588 руб.
89 коп., Восьмой арбитражный апелляционный суд определением от 14.09.2021 перешел к рассмотрению дела N А46-3425/2021 по заявлению КУ г. Омска "ЦАМИ" к ГУ-Омское РО ФСС РФ об обязании вынести решение о возврате суммы излишне уплаченных (удержанных) страховых взносов на обязательное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 85 588 руб. 89 коп. по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Определением от 14.09.2021 апелляционный суд принял к рассмотрению уточненные исковые требования КУ г. Омска "ЦАМИ" к ГУ-Омское РО ФСС РФ о признании незаконным изложенного в письме от 27.01.2021 N 26-02-17/04-145 отказа КУ г. Омска "ЦАМИ" в возврате излишне оплаченных страховых взносов в размере 85 588 руб. 89 коп.; назначил рассмотрение дела N А46-3425/2021 по заявлению КУ г. Омска "ЦАМИ" к ГУ-Омское РО ФСС РФ о признании незаконным изложенного в письме от 27.01.2021 N 26-02-17/04-145 отказа КУ г. Омска "ЦАМИ" в возврате излишне оплаченных страховых взносов в размере 85 588 руб.
89 коп., обязании вынести решение о возврате суммы излишне уплаченных (удержанных) страховых взносов на обязательное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 85 588 руб. 89 коп. в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 07.10.2021, предложил лицам, участвующим в деле, представить пояснения, в которых указать, каким образом установление даты увольнения влияет на спорное страховое возмещение.
Судья Лотов А.Н., участвовавший в рассмотрении настоящего дела до перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 01.10.2021 апелляционного суда заменен на судью Рыжикова О.Ю. По этой причине рассмотрение дела на основании статьи 18 АПК РФ проведено с самого начала.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайство об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель КУ г. Омска "ЦАМИ" поддержал доводы, изложенные заявлении, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление - удовлетворить.
Представитель ГУ-Омское РО ФСС РФ поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, представленные лицами, участвующими в деле, процессуальные документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 31.03.2020 филиалом N 9 ГУ-Омское РО ФСС РФ проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации КУ г. Омска "ЦАМИ".
В ходе проверки выявлено нарушение положений пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), выразившееся в ошибочном расчете пособия по уходу за ребенком, подлежащего выплате сотруднику КУ г. Омска "ЦАМИ" Керейбаевой Т.Р.
По результатам проверки филиалом N 9 ГУ-Омское РО ФСС РФ вынесено решение от 14.05.2020 N 16/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, которым страхователю - КУ г. Омска "ЦАМИ" предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным огранном Фонда в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 85 588 руб. 89 коп. - ежемесячное пособие по уходу за ребенком за 2018 - 2019 годы.
Решение Фонда вступило в законную силу; на основании платежного поручения от 19.06.2020 N 264 денежные средства перечислены страхователем.
Ссылаясь на решение Центрального районного суда г. Омска от 28.10.2020 по делу N 2-3319/2020, которым установлен факт прекращения трудовых отношений между Керейбаевой Т.Р. и КУ г. Омска "ЦМИА" (ранее - БОУ ДО г. Омска "Детско-юношеская спортивная школа N 1") с 22.07.2018 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, и, полагая, что расчет и перечисление пособия застрахованному лицу произведены на основании закона в соответствии с достоверными сведениями, КУ г. Омска "ЦАМИ" обратилось к Фонду с заявлением о возврате излишне оплаченных (удержанных) страховых взносов.
Письмом от 27.01.2021 N 26-02-17/04-145 учреждению отказано в возврате излишне оплаченных (удержанных) страховых взносов.
Полагая, что изложенный в письме от 27.01.2021 N 26-02-17/04-145 отказ в возврате излишне оплаченных страховых взносов в размере 85 588 руб. 89 коп. является незаконным, КУ г. Омска "ЦАМИ" обратилось в суд с соответствующим уточнённым заявлением.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с 01.07.2017 по 31.12.2020 Омская область участвует в реализации пилотного проекта Фонда "Прямые выплаты", направленного на назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством непосредственно территориальными органами Фонда застрахованным лицам, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда.
Согласно абзацу первому пункта 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение), при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 4 и 4 (1) Положения определено, что страхователи в зависимости от численности работников представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации реестр сведений либо заявление и документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Осуществление территориальным органом контроля за полнотой и достоверностью представленных страхователем сведений (документов) возможно только в рамках проведения проверки посредством истребования документов (сведений), предоставляемых страхователем, а также застрахованным лицом и послуживших основанием для формирования и направления реестра сведений в территориальный орган фонда с целью назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
За непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, в том числе влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения).
В соответствии с пунктом 17 Положения контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
Согласно абзацу 2 пункта 16 Положения расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в полном объеме.
Аналогичная норма предусмотрена положениями части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, согласно которой, если предоставление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде на основании сведений, представленных страхователем, ГУ-Омское РО ФСС РФ выплатило сотруднику КУ г. Омска "ЦАМИ" Керейбаевой Т.Р. пособие по уходу за ребенком.
Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом N 255-ФЗ и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки ГУ-Омское РО ФСС РФ установлено нарушение страхователем пункта 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, выразившегося в том, что при назначении и выплате пособия по уходу за ребенком Керейбаевой Т.Р. с 17.11.2018 по 16.02.2020 в расчет пособия включена заработная плата в сумме 690 760 руб. 85 коп. другого страхователя - БОУ ДО г. Омска "Детско-юношеская спортивная школа N 1" (согласно трудовой книжке работник продолжает работать в данной организации). Выявив расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, за период с ноября 2018 года по декабрь 2019 года в сумме 85 588 руб. 89 коп., ГУ-Омское РО ФСС РФ вынесено решение от 14.05.2020 N 16/ПДС о возмещении расходов за 2018-2019 годы (л.д. 22-23).
Керейбаева Т.Р. обратилась в Центральный районный суд г. Омска с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений. Решением Центрального районного суда г. Омска от 28.10.2020 по делу N 2-3319/2020 установлено, что датой прекращения трудовых правоотношений Керейбаевой Т.Р. с БОУ ДО г. Омска "Детско-юношеская спортивная школа N 1" является 22.07.2018, с 23.07.2018 указанное лицо принято на должность главного бухгалтера БУ г. Омска "ЦАМИ" (в настоящее время - КУ г. Омска "ЦАМИ") (л.д. 25-28).
Как указало КУ г. Омска "ЦАМИ", расчет размера пособия произведен на основании справки по форме 182н, представленной Керейбаевой Т.Р., которая в силу пункта 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ подтверждает прекращение трудовой деятельности в иной организации.
В отзыве на заявление ГУ-Омское РО ФСС РФ, ссылаясь на установленную частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ обязанность по предоставлению справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие по уходу за ребенком, отметило, что справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись, выдана Керейбаевой Т.Р. БОУ ДО г. Омска "Детско-юношеская спортивная школа N 1" 31.05.2018, в то время как датой ее увольнения является 23.07.2018. По мнению заинтересованного лица, такая справка не содержит в себе точных сведений, необходимых для выплаты Фондом ежемесячных пособий по уходу за ребенком (л.д. 18-20).
Отклоняя доводы ГУ-Омское РО ФСС РФ как несостоятельные, апелляционная коллегия руководствуется следующими положениями законодательства, регулирующими порядок назначения, исчисления и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В пункте 19 Положения N 375 установлено, что в случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в 2 предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, при этом указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие. В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
Из решения Центрального районного суда г. Омска от 28.10.2020 по делу N 2-3319/2020 следует, что Керейбаева Т.Р. с 16.08.2018 являлась нетрудоспособной, с 01.11.2018 по 16.11.2018 продлен отпуск по беременности и родам, приказом от 16.11.2018 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 17.11.2018 по 18.11.2021.
Из решения ГУ-Омское РО ФСС РФ от 14.05.2020 N 16/ПДС следует, что расходы, излишне понесенные в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, рассчитаны за период с ноября 2018 года по декабрь 2019 года.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела и положения законодательства, суд апелляционной инстанции полагает несостоятельными ссылки ГУ-Омское РО ФСС РФ на то, что справка по состоянию на 31.05.2018 не содержит точных сведений, необходимых для выплаты Фондом ежемесячных пособий по уходу за ребенком, поскольку пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
В рассматриваемом случае отпуск по уходу за ребёнком наступил в 2018 году, соответственно, для исчисления пособия по уходу за ребёнком учитывается средний заработок Керейбаевой Т.Р., рассчитанный за 2016, 2017 годы, следовательно, дата увольнения (22.07.2018) не могла повлиять на содержание справки от 31.05.2018 о сумме заработной платы за 2016, 2017 годы.
Между тем, заявляя требование о признании незаконным изложенного в письме от 27.01.2021 N 26-02-17/04-145 отказа КУ г. Омска "ЦАМИ" в возврате излишне оплаченных страховых взносов в размере 85 588 руб. 89 коп., обязании вынести решение о возврате суммы излишне уплаченных (удержанных) страховых взносов на обязательное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 85 588 руб. 89 коп., КУ г. Омска "ЦАМИ" не учитывает, что спорная денежная сумма страховыми взносами не является.
Требования заявителя фактически направлены на возврат денежных средств, признанных ГУ-Омское РО ФСС РФ излишне понесенными территориальным органом Фонда расходами в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений.
Вместе с тем решение ГУ-Омское РО ФСС РФ от 14.05.2020 N 16/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, которым страхователю - КУ г. Омска "ЦАМИ" предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным огранном Фонда в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 85 588 руб. 89 коп. недействительным не признано; нормами действующего страхового законодательства полномочия на самостоятельную отмену данного решения у Фонда не предусмотрены.
Кроме того, нормами действующего законодательства не предусмотрен административный порядок возврата указанных сумм, отсутствуют правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем апелляционная коллегия не усматривает незаконности оспариваемого отказа ГУ-Омское РО ФСС РФ в силу отсутствия норм, которым бы не соответствовал оспариваемый ненормативный акт.
Аналогичным образом не может быть удовлетворено требование об обязании ГУ-Омское РО ФСС РФ вынести решение о возврате излишне возмещённой суммы расходов Фонда в размере 85 588 руб. 89 коп. в силу отсутствия норм, возлагающих на Фонд обязанность принять названное решение в рассматриваемых обстоятельствах.
На основании вышеизложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Применяя по аналогии разъяснения, изложенные в пункте 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции отмечает, что имущественные требования о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе, необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.
Соответственно, КУ г. Омска "ЦАМИ" не лишено возможности на обращение в суд с заявлением имущественного характера к ГУ-Омское РО ФСС РФ о возврате (возмещении) спорной суммы.
Поскольку судом первой инстанции было допущено существенное нарушение норм процессуального права, в связи с чем апелляционный суд перешел к рассмотрению спора по правилам первой инстанции, решение суда подлежит отмене с принятием по делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы не рассматривался, так как КУ г. Омска "ЦАМИ" освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.06.2021 по делу N А46-3425/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных казенным учреждением города Омска "Центр аренды и мониторинга имущества" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3425/2021
Истец: КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА "ЦЕНТР АРЕНДЫ И МОНИТОРИНГА ИМУЩЕСТВА"
Ответчик: ГУ ОМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ИФНС N 2 по ЦАО г. Омска