г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А21-6001/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30737/2021) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2021 по делу N А21-6001/2021, принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 26.05.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-509/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 12.08.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Янтарьэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, признать незаконным и отменить постановление УФАС в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 400 000 руб.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Богданова Степана Сергеевич на невыполнение АО "Янтарьэнерго" условий Договора от 27.11.2019 N 7785/11/19 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения необходимого для электроснабжения индивидуального жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: 238553, Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Коврово - почтовый адрес ориентира, земельный участок с кадастровым номером 39:05:051110:158, с являющимися неотъемлемой частью техническими условиями N Z-7785/19.
Пунктом 5 Договора установлено, что срок выполнения мероприятия по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения Договора, соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 28.11.2019, дата окончания - 27.05.2020.
В связи с поступившей жалобой антимонопольным органом возбуждено дело N 039/04/9.21-509/2021 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По итогам административного расследования 21.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 039/04/9.21-59/2021 по факту совершения АО "Янтарьэнерго" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 26.05.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-509/2021 АО "Янтарьэнерго" привлечено к административной ответственности по вышеуказанной статье с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для снижения административного штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Датой начала исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является - 28.11.2019, дата окончания - 27.05.2020.
К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.
Из материалов дела следует, что 27.11.2019 между АО "Янтарьэнерго" и Богдановым С.С. заключен Договор, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-7785/19.
Оплата Богдановым С.С. выполнена 08.12.2019, то есть своевременно и в полном объеме.
Богдановым С.С. выполнены технические мероприятия, возложенные на него Договором и направлено уведомление о выполнении своей части технических условий.
21.05.2021 в адрес Управления поступили запрошенные Определением N 039/04/9.21-509/2021 письменные сведения о мероприятиях, проведенных АО "Янтарьэнерго" в рамках исполнения Договора (подтверждающие документы не представлены), копия Договора с ТУ N Z-7785/19, переписка с Заявителем, из которой следует, что мероприятия по технологическому присоединению не выполнены в срок, установленный Правилами N 861 и Договором.
Переписка Общества с Богдановым С.С. свидетельствует об обращении Богданова С.С. по вопросам нарушения сроков Договора со стороны АО "Янтарьэнерго".
Согласно представленным защитником Общества на рассмотрение дела материалам, 09.12.2019 АО "Янтарьэнерго" утверждено техническое задание N Z/СЭРС/012029/2019-24 на выполнение проектных и изыскательских работ по титулу "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 256-12 (инв. 5114216) в п. Коврово Зеленоградский ГО", при этом должностное лицо Управления отмечает, что закупка N 32009134113 по выбору подрядной организации на право заключения договора подряда на разработку рабочей документации по Лоту ПИР 6.7с - объекты Зеленоградского, Светлогорского районов, Пионерского, Янтарного ГО размещена на электронной торговой площадке только 07.05.2020, т.е. спустя 6 (шесть) месяцев с даты утверждения технического задания N Z/C3PC/012029/2019-24 на выполнение проектных и изыскательских работ, а договор на разработку рабочей документации N 11-20-ПИР/6.7с с ООО "Энергопроект" с конечной датой исполнения обязательств не позднее 28.09.2020 заключен 30.06.2020, т.е. за пределами срока исполнения обязательств по Договору.
Должностным лицом Управления установлено, что подрядная организация передала АО "Янтарьэнерго" рабочую документацию по объекту: "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 256-12 (инв. 5114216) в п. Коврово Зеленоградский ГО" согласно Акту сдачи-приемки выполненных работ только 23.12.2020, т.е. спустя 210 (двести десять) дней с даты, установленной для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя.
07.04.2021 распоряжением N 279 АО "Янтарьэнерго" строительно-монтажные работы возложены на филиал АО "Янтарьэнерго" Западные электрические сети со сроком исполнения 26.07.2021.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, указанные действия Обществом выполняются за пределами срока исполнения обязательств по Договору.
С момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (27.05.2020) на момент рассмотрения дела (26.05.2021) срок неисполнения Обществом своих обязательств составил 364 (триста шестьдесят четыре) дня.
В течение 2019-2020 Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Доводы подателя жалобы о несоответствии назначенного наказания характеру совершенного правонарушения, чрезмерный размер административного штрафа и наличие оснований для его снижения до 400 000 рублей, подлежат отклонению.
В рассматриваемой ситуации Управлением назначен штраф в размере 800 000 руб. с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В данном конкретном случае размер штрафа назначен Управлением с учетом характера правонарушения, при установленном и документально подтвержденном факте неоднократного виновного бездействия Общества, в пределах установленной санкции.
Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, в связи с этим оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, у суда не имеется.
Доводы Общества о возможности снижения размера штрафа оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку Обществом не подтверждено наличие оснований для снижения штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Наличие убытков у АО "Янтарьэнерго", на которые указывает Общество, не свидетельствуют о неудовлетворительном финансовом положении ввиду отсутствия данных о финансовых результатах Общества в предыдущих и последующих периодах, на основании которых можно дать однозначную оценку финансовому положению заявителя.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 августа 2021 года по делу N А21-6001/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6001/2021
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Калининградской области