город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2024 г. |
дело N А32-27129/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.12.2023 по делу N А32-27129/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАР"
к Краснодарской таможне
о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных
таможенных платежей,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Проценко Т.Е. по доверенности от 15.11.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТАР" (далее - истец, общество, ООО "СТАР") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Краснодарской таможне (далее - ответчик, таможня) о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N N 10309180/011018/0001963; 10309180/021118/0002380; 10309180/091118/0002528; 10309180/091118/0002529 в размере 15 425, 30 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 взысканы с Краснодарской таможни в пользу ООО "СТАР" проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 12 969 руб. 43 коп., а также государственная пошлина в размере 1 681 руб. 40 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для применения положений части 11 статьи 67 Федерального закона N 289, поскольку уплаченные обществом по вышеуказанным ДТ не имеют статус излишне взысканных таможенных платежей, заявителем самостоятельно были поданы корректировки декларации на товары на оплату дополнительно начисленных таможенных платежей.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СТАР" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни поддержал занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, решением от 18.02.2022 по делу N А32-25493/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022, Арбитражный суд Краснодарского края суд обязал Краснодарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СТАР" путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 43 275, 09 руб.
Во исполнение указанного судебного акта таможенный орган осуществил возврат 09.02.2023 излишне взысканных таможенных платежей по спорным таможенным декларациям, что подтверждается выпиской по счету общества.
Поскольку денежные средства возвращены таможней без процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 года ключевой ставки Банка России" устанавливается, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) (в редакции от 02.07.2021) в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Учитывая, что указанным ранее судебным актом, вступившим в законную силу, подтвержден факт незаконного излишнего взыскания таможенных платежей, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что проценты при осуществлении их возврата в соответствии со статьей 67 Федерального закона N 289-ФЗ подлежат начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Судом первой инстанции проверен представленный обществом расчет процентов и признан составленным неверно, поскольку истцом определен неверный начальный период начисления процентов.
Согласно расчету, представленному таможенным органом, сумма процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей составляет 12 969 руб. 43 коп.
Расчет процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей определен таможенным органом со дня, следующего за днем взыскания платежей по дату возврата (зачета) суммы излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей:
по ДТ N 10309180/011018/0001963: с 23.11.2018 по 09.02.2023;
по ДТ N 10309180/021118/0002380: с 31.01.2019 по 09.02.2023;
по ДТ N 10309180/091118/0002528: с 27.12.2018 по 09.02.2023,
по ДТ N 10309180/091118/0002529: с 19.01.2019 по 09.02.2023.
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом ФТС России от 30.03.2012 N 01-11/15247 было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Судом апелляционной инстанции проверен представленный таможенным органом расчет процентов и признан арифметически верным, таможенным органом верно определен период действия ключевой ставки в календарных днях.
Довод апелляционной жалобы таможни о том, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для применения положений части 11 статьи 67 Федерального закона N 289, поскольку уплаченные обществом по вышеуказанным ДТ не имеют статус излишне взысканных таможенных платежей, заявителем самостоятельно были поданы корректировки декларации на товары на оплату дополнительно начисленных таможенных платежей, - подлежат отклонению апелляционным судом.
Факт самостоятельного исполнения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Общество, самостоятельно перечисляя денежные средства в счет уплаты таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате таможенных платежей.
В данном случае, как правильно указано судом первой инстанции, право юридического лица на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности по возврату излишне взысканных таможенных платежей.
Согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Федерального закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда от 18.12.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы не установлены.
Доводы апелляционной жалобы таможни направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 по делу N А32-27129/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27129/2021
Истец: ООО "СТАР"
Ответчик: Краснодарская таможня