г. Челябинск |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А07-8822/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2021 по делу N А07-8822/2021.
В судебном заседании принял участи представитель:
Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике - Салихова А.Т. (доверенность от 19.03.2021, диплом).
Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее - заявитель, Учреждение, уполномоченное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Башкортостанское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения N ТО002/06/99-68/2021 от 04.02.2021.
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - заказчик).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что срок, установленный частью 2 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), исчисляется в календарных днях, что было соблюдено заявителем при размещении спорных извещений о проведении электронного аукциона. Закон о контрактной системе не предусматривает возможности изменения сроков в зависимости от категории дня или исключать праздничные или нерабочие дни. Полагает, что нормы Закона о контрактной системе не нарушены. В закупках приняли участие те субъекты предпринимательской деятельности, интерес которых был направлен на развитие их предпринимательской деятельности и которые выразили свою волю на участие в данных закупках. Информационное взаимодействие банков и операторов электронных площадок осуществляется в обычном круглосуточном режиме. Действия, влекущие за собой ограничения количества участников аукциона, со стороны заявителя не совершались.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, уполномоченным учреждением для удовлетворения нужд заказчика размещены извещения о проведении электронного аукциона.
25.12.2020 в 17:12 на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 25.12.2020 N 0101500000320001183 "Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение")". Начальная (максимальная) цена контракта 110 000 000,00 рублей. Дата и время начала срока подачи заявок - 25.12.2020 17:12. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 11.01.2021 09:00.
28.12.2020 в 18:06 на сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона от 28.12.2020 N 0101500000320001184 "Томограф магнитно-резонансный (национальный проект "Здравоохранение")". Начальная (максимальная) цена контракта 119 000 000,00 рублей. Дата и время начала срока подачи заявок - 29.12.2020 16:15. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 11.01.2021 09:00.
29.12.2020 в 16:15 на сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона от 29.12.2020 N 0101500000320001185 "Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение")". Начальная (максимальная) цена контракта 85 000 000,00 рублей. Дата и время начала срока подачи заявок - 28.12.2020 18:06. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 11.01.2021 09:00.
29.12.2020 года в 16:24 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 29.12.2020 N 0101500000320001186 "Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение")". Начальная (максимальная) цена контракта 100 500 000,00 рублей. Дата и время начала срока подачи заявок - 29.12.2020 16:24. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 11.01.2021 09:00.
Во исполнение поручения ФАС России N МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан осуществлен мониторинг закупок, проводимых заказчиком в целях реализации национального проекта "Здоровье", в ходе которого обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссией Управления установлено, что сроки окончания подачи заявок в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона установлено на 11.01.2021 09:00, при этом извещения о проведении электронных аукционов (N N 0101500000320001186, 0101500000320001185, 0101500000320001184,) размещены в единой информационной системе 29.12.2020 в 16:24, 29.12.2020 в 16:15, 28.12.2020 в 18:06.
По результатам проведенной проверки Управлением принято решение по делу N ТО002/06/99-68/2021 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 01.02.2021, в соответствии с которым в действиях заказчика, уполномоченного учреждения установлены нарушения части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе (пункт 1 решения).
Управлением также принято решение не выдавать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе (пункт 2 решения).
На основании пункта 3 решения Управление передало материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что действиями уполномоченного учреждения фактически сокращен срок подачи заявок на участие в электронных аукционах, который заведомо являлся неисполнимым для потенциальных участников аукционов.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно статьям 99, 105 Закона о контрактной системе, пункту 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок возложены на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Управление является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе содержит основания для проведения внеплановой проверки.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
- получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 Федеральной антимонопольной службой ведется контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов. Ежемесячный контроль закупок, осуществляемых в рамках национальных проектов, проводится территориальными антимонопольными органами на основании поручений ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19, от 26.06.2019 N МЕ/53662/19.
Таким образом, оспариваемое решение принято в рамках предоставленных антимонопольному органу полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе к числу конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион).
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, при этом к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, а проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроках, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, заказчик (уполномоченный орган) размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день.
Статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что извещения о проведении электронных аукционов N 0101500000320001184, N 0101500000320001185, N 0101500000320001186 размещены 28.12.2020 и 29.12.2020, в связи с чем с учетом положений частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, статей 191, 194 ГК РФ датой и временем окончания подачи заявок являлось 11.01.2021.
Доводы заявления об оспаривании ненормативного акта и апелляционной жалобы сводятся к указанию уполномоченным учреждением на формальное соблюдение им вышеназванных положений Закона о контрактной системе, отсутствие разделения в законодательстве о контрактной системе сроков в зависимости от нерабочих (праздничных) дней, обеспечению возможности принятия участия в электронном аукционе всех лиц, кто имел интерес в развитии их предпринимательской деятельности.
Приведенные доводы подлежат отклонению на основании следующего.
31 декабря 2020 года в Башкирии объявлен выходным днем в соответствии с распоряжением главы Республики Башкортостан от 23 декабря 2020 года N РГ-341 "Об организации в Республике Башкортостан рабочего (служебного) времени в декабре 2020 года".
Согласно графику работы Единой информационной системы в сфере закупок в период с 20:00 часов 31 декабря 2020 года до 23:00 часов 3 января 2021 года по московскому времени на официальном сайте ЕИС проводились регламентные работы, во время проведения регламентных работ ЕИС была недоступна.
Период с 01.01.2021 по 08.01.2021 являлся нерабочими праздничными дням, а 09.01.2021 и 10.01.2021 - выходными днями.
В рассматриваемом случае из предоставленных уполномоченным учреждением 14 дней (13 дней) для подачи заявок для участия в электронных аукционах 8 являлись нерабочими праздничными днями, 3 - выходными днями, в связи с чем антимонопольный орган правомерно признал, что действия заявителя привели к фактическому сокращению срока подачи заявок на участие в аукционе и как следствие к ограничению конкуренции при проведении закупочных процедур.
Установление срока начала и окончания подачи заявок направлено на обеспечение реальной возможности доступа к торгам для всех потенциальных желающих в них участвовать, организатор торгов не должен допускать наложения таких сроков на особые периоды времени в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней, поскольку в данном случае, из предоставленных десяти дней первый день является сокращенным предпраздничным днем, 8 - нерабочими (праздничными), 3 дня - выходными и последний день срока оканчивается в начале рабочего дня.
Следовательно, срок, попадающий в нерабочие (праздничные) дни не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в открытом (публичном) аукционе, в связи с чем, указанные действия очевидно приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Изложенное соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 N 2823/1
Более того, в 3 дня из 14 дней (13 дней) проводились на официальном сайте ЕИС проводились регламентные работы, в связи с чем едина информационная система была недоступна для потенциальных участников электронных аукционов.
Доводы заявителя о том, что частью 2 статьи 63 Закона N 44-ФЗ не определено, что соответствующий срок должен исчисляться исключительно, в рабочих днях, не принимаются, поскольку оценка соблюдения данного срока должна производиться исходя из целей его установления, направленных, в том числе на обеспечение конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией для всех потенциальных желающих на участие в аукционе, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, срок, попадающий в нерабочие (праздничные) дни не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в открытом (публичном) аукционе, в связи с чем, указанные действия очевидно приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
При данных обстоятельствах, заявителем сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе, а в действиях заявителя обоснованно установлено антимонопольным органом нарушение части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 стать 44 Закона о контрактной системе заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
В соответствии с пунктом 1.3. Раздела 1 Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применении" кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные пунктом 2.2 настоящей части.
Следовательно, работа кредитных организаций в выходные (праздничные) дни была ограничена, что исключало возможность предоставления обеспечения заявки.
Таким образом, течение срока, установленного для подачи заявки на участие в закупках, ограничивает потенциальных участников, поскольку в нерабочий день отсутствует возможность совершения как действий по подаче заявки, так и необходимых действий, предшествующих и сопутствующих подаче заявки (ознакомление с документацией, определения предельного ценового предложения для оценки возможности принять участие в аукционе, формированию заявки на участие в закупке и пр.).
Срок, попадающий в нерабочие (праздничные) дни, не обеспечивает гарантированный законом разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в открытом (публичном) аукционе, следовательно, заявитель необоснованно сократил количество участников аукционов в нарушение принципа обеспечения конкуренции, закрепленного в статье 8 Закона о контрактной системе, исключив из числа участников аукциона лиц, у которых отсутствовали на лицевом счете торговой площадки денежные средства для внесения обеспечения заявок в закупке, а также лиц, которые могли предоставить обеспечение заявки в форме банковской гарантии.
С учетом указанного, выводы антимонопольного органа о признании заявителя нарушившим часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе являются верными, соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительным решения антимонопольного органа N ТО002/06/99-68/2021 от 04.02.2021.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.08.2021 по делу N А07-8822/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8822/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Ответчик: УФАС по Республике Башкортостан, УФАС РФ по РБ
Третье лицо: ГКУ УМТО Министерства здравоохранения РБ