г. Владимир |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А79-11691/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 13.10.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Вечканова А.И., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2021 по делу N А79-11691/2020,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" (ОГРН 1142130011638, ИНН 2130142440) к акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания" (ОГРН 1052128000033, ИНН 2128700232)
об урегулировании разногласий при заключении договора,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" (далее - истец, ООО "УК "Лента", управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - ответчик, АО "ЧЭСК", гарантирующий поставщик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 01.10.2020 N 24-01/1878-1169, путем принятия условий договора в редакции истца.
Решением от 15.06.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения от 01.10.2020 N 24-01/1878-1169 между АО "ЧЭСК" и ООО "Управляющая компания "Лента".
Пункт 2.1.5 договора принять в редакции ответчика.
Пункт 2.1.8 договора принять в редакции ответчика: Доводить до сведения Покупателя информацию об изменении регулируемых цен (тарифов) путем размещения в центрах очного обслуживания. а также путем размещения соответствующей информации на сайте Гарантирующего поставщика.
Абзац 2 пункта 3.1.9 договора принять в редакции ответчика.
Абзац 4 пункта 3.1.9 договора исключить.
Пункт 3.1.10 договора принять в редакции ответчика.
Пункт 3.1.16 договора принять в редакции ответчика.
Пункт 4.4 договора изложить в следующей редакции: "В случае если настоящий Договор заключен в целях приобретения электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, Гарантирующий поставщик передает Покупателю сведения о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, в том числе полученные при проведении проверки достоверности представленных сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления электрической энергии в многоквартирном ломе, в срок до 2-го числа месяца, следующего за расчетным, на электронную почту, указанную в разделе 9 настоящего Договора".
Пункт 4.7 договора принять в редакции ответчика.
Пункт 4.17 договора принять в редакции ответчика.
Абзац 1 пункта 5.3 принять в редакции ответчика.
Пункт 5.5 договора изложить в следующей редакции: "На основании окончательного расчета стоимости фактически потребленной электрической энергии Гарантирующий поставщик направляет Покупателю расчетную ведомость с отражением в том числе, отрицательных значений потребления электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов за предыдущий расчетный период, акт приема-передачи и счет-фактуру.
Пункт 5.9 договора изложить в следующей редакции: "Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии рассчитывается и взыскивается Гарантирующим поставщиком с Покупателя по настоящему Договору с учетом требований, установленных Правилами, обязательными при заключении договоров.
Покупатель оплачивает стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии в срок до 15 числа включительно месяца, следующего за расчетным".
Пункт 6.3 договора принять в редакции ответчика.
Пункт 6.5 договора исключить.
Пункт 6.6 договора принять в редакции ответчика.
Пункт 6.7 договора принять в редакции ответчика.
Пункт 6.8 договора принять в редакции ответчика.
Подпункт 1 пункта 7.3 договора исключить.
Пункт 7.4. договора исключить.
Взыскал с АО "ЧЭСК" в пользу ООО "Управляющая компания "Лента" 6000 руб. судебных издержек.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Лента" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель не согласен в части пунктов 2.1.5, абзаца 2 пункта 3.1.9, 3.1.10, 3.1.16, 4.4, 4.7, 4.17, абзаца 1 пункта 5.3., 6.3, 6.6, 6.7, 6.8 договора, которые приняты в редакции ответчика.
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ЧЭСК" в октябре 2020 года в адрес истца направлен договор энергоснабжения от 01.10.2020 N 24-01/1828-1169 в новой редакции.
Истец, направил в адрес ответчика протокол разногласий к Договору от 26.10.2020.
Ответчиком в адрес истца был направлен протокол разногласий на протокол разногласий к договору.
В связи с тем, что до настоящего момента не разрешены и не согласованы некоторые пункты договора, истец обратился в суд в целях урегулирования разногласий по договору энергоснабжения N 24-01/1878-1169.
АО "ЧЭСК" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунального ресурса - электрической энергии; ООО "УК "Лента" является управляющей компаний, который приобретает коммунальный ресурс - электрическую энергию в целях содержания общего имущества многоквартирных домой, находящихся в его управлении.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешая спор, возникший при заключении или изменении договора, суд, основываясь на статье 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен рассмотреть доводы сторон, касающиеся содержания отдельных условий договора, принять условия, соответствующие законодательству и отвечающие балансу интересов сторон и, при необходимости, восполнить недостающие условия договора.
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 ГК РФ).
Спор относительно пунктов 3.1.11 и 5.8 между сторонами отсутствует, поскольку стороны согласовали их исключение из текста договора. Данные пункты не оспариваются заявителем.
По пункту 2.1.5 и пункту 4.4 договора.
Пункт 2.1.5 договора (раздел 2 "Обязанности и права гарантирующого поставщика", пункт 2.1 "Гарантирующий поставщик обязуется") в редакции АО "ЧЭСК" изложен в следующей редакции: "2.1.5. Уведомлять Покупателя о сроках проведения Гарантирующим поставщиком проверки достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета приборов учета и (или) проверки их состояния".
В соответствии с протоколом разногласий истец пункт 2.1.5 Договора просил изложить в следующей редакции: "2.1.5. Уведомлять Покупателя о сроках проведения Гарантирующим поставщиком проверки достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета приборов учета и (или) проверки их состояния, об итогах проверки в течение 3 календарных дней сообщить Покупателю. Проверка должна проводиться не реже 1 раза в 6 (шесть) месяцев".
Из пояснений представителей истца следует, что управляющая компания просит согласовать в данном пункте обязанность АО "ЧЭСК" в течение 3 календарных дней сообщать об итогах проверки достоверности представленных потребителями коммунальной услуги по электроснабжению сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета приборов учета и (или) проверки их состояния в целях осуществления расчетов с жильцами в отношении объемов электроэнергии, приходящейся на общедомовые нужды.
Спор между сторонами относительно пункта 4.4 договора возник относительно срока передачи покупателю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления электрической энергии в многоквартирном доме.
Так в редакции АО "ЧЭСК" по пункту 4.4. договора гарантирующий поставщик передает покупателю сведения о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления электрической энергии в многоквартирном доме, в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на электронную почту, указанную в разделе 9 настоящего Договора."
ООО "УК "Лента" просит согласовать срок передачи сведений не позднее чем за 2 (два) дня до окончания расчетного месяца.
В пункте 21 (1) Правил N 124 регламентирован порядок определения объемов коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Для определения названного объема используется величина Употр - объем коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенного за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Для определение названной величины в подпункте "е (1)" пункта 18 Правил N 124 предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Таким образом, названными нормами установлена обязанность ресурсоснабжающей организацией безвозмездно предоставлять названные сведения.
Вместе с тем суд правомерно счел необходимым срок представлении информации указать в пункте 4.4 договора, конкретизировав объем передаваемой информации, как сведения, в том числе полученные при проведении проверки достоверности представленных сведений о показаниях указанных приборов учета.
При таких обстоятельствах суд обоснованно принял пункт 2.1.5 договора как соответствующий императивной норме подпункта "е (1)" пункта 18 Правил N 124.
Кроме того, судом принято во внимание, что АО "УК "Лента" с собственниками помещений в многоквартирных домах заключены договоры управления (типовые договоры), согласно пункту 5.5 которых плата за жилое помещение вносится собственником на основании платежного документа, представленного не позднее пятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (том 1 л.д. 107 - 124).
С учетом изложенного, суд первой инстанции в целях соблюдения баланса интересов сторон правомерно изложил пункт 4.4 договора в следующей редакции: "В случае если настоящий Договор заключен в целях приобретения электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, Гарантирующий поставщик передает Покупателю сведения о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, в том числе полученные при проведении проверки достоверности представленных сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления электрической энергии в многоквартирном ломе, в срок до 2-го числа месяца, следующего за расчетным, на электронную почту, указанную в разделе 9 настоящего Договора".
По пункту 2.1.8 договора.
В редакции ответчика пункт 2.1.8 договора изложен в следующей редакции: "2.1.8. Доводить до сведения покупателя информацию об изменении регулируемых цен (тарифов) путем размещения в центрах очного обслуживания, а также путем размещения соответствующей информации на сайте Гарантирующего поставщика".
Истец просил в пункте 2.1.8 договора возложить на АО "ЧЭСК" обязанность по направлению информации об изменении регулируемых цен (тарифов) в адрес АО "УК "Лента" заказным письмом с уведомлением о вручении.
Статьями 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015) (далее - Стандарты). Исполнение требований Стандартов является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.
АО "ЧЭСК", являясь энергосбытовой организацией, осуществляющей деятельность по купле-продаже электроэнергии на территории Чувашской Республики, является субъектом розничного рынка электрической энергии, на него распространяются требования Стандартов, в соответствии с п. 2 которых Общество обязано раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Стандарт раскрытия информации энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками определен разделом VI Стандартов раскрытия информации.
В соответствии с подпунктами подпунктах "а" - "в" пункта 45 Стандарта гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации раскрывают: цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации; при этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю (подпункт "а"); основные условия договора купли-продажи электрической энергии (подпункт "б"); информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения (абзац пяты2 подпункта "в").
Согласно пункту 47 Стандарта информация, указанная в подпунктах "а" -"в", за исключением абзаца пятого подпункта "в" пункта 45, подлежит опубликованию на официальных сайтах гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих и энергосбытовых организаций в сети "Интернет" не реже одного раза в год.
Информация, указанная в абзаце пятом подпункта "в" пункта 45 Стандарта, раскрывается не позднее одного месяца до вступления в силу изменений, внесенных в основные условия договора купли-продажи электрической энергии и условия обслуживания населения.
С учетом изложенного, в отсутствие оснований для возложения на АО "ЧЭСК" обязанности по направлению информации об изменении регулируемых цен (тарифов) в адрес АО "УК "Лента" заказным письмом с уведомлением о вручении, суд первой инстанции правомерно принял пункт 2.1.8 договора в редакции ответчика.
По абзацу 4 пункта 3.1.9 договора и пункту 3.1.10 договора.
Абзац 4 пункта 3.1.9 договора в редакции ответчика изложен следующим образом: "обеспечить доступ Гарантирующего Поставщика к энергопринимающим устройствам, находящимся в границах балансовой принадлежности Покупателя, для: присутствия при осуществлении Покупателя действий по самостоятельному ограничению режима Потребления".
Протоколом разногласий истец просил исключить данный пункт из Договора.
Из объяснений преставителя АО "ЧЭСК" следует, что абзац 4 пункта 3.1.9 Договора регулирует обеспечение доступа Гарантирующего поставщика к энергопринимающим устройствам, находящимся в границах балансовой принадлежности Покупателя, для присутствия при осуществлении Покупателем действий по самостоятельному ограничению режима потребления. Условие отражает права инициатора введения ограничения, установленные положениями абзаца 5 пункта 7 Правил ограничения N 442).
В обоснование своей позиции истец указал, что в рассматриваемом случае является получателем коммунального ресурса для общедомовых нужд на содержание общедомового имущества, в связи с чем пункт 7 Правил ограничения N 442 не может быть применен в отношении истца.
Согласно абзацу 5 пункта 7 Правил ограничения N 442 инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления и снять показания приборов учета потребителя на дату и время введения ограничения режима потребления.
При этом под термином "самостоятельное ограничение режима потребления" в целях применения Правил ограничения N 442 понимается осуществление полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителем самостоятельно в его энергопринимающих устройствах и (или) на его объектах электроэнергетики любым способом.
В соответствии с пунктом 68 Основные положения N 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
Исходя из пункта 17(1) Правил ограничения N 442, введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановку или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.
Таким образом, лицо, управляющее многоквартирном домом, вправе, но не обязано, заключив соответствующий договор, самостоятельно осуществлять действия по приостановке или ограничению предоставления коммунальных услуг собственникам помещений, следовательно, оснований к понуждению управляющей организации в настоящем деле к внесению в договор пунктов, на которых настаивает заявитель кассационной жалобы, не имеется.
При этом интересы ресурсоснабжающей организации, которая должна будет проводить соответствующие действия, обеспечиваются иным образом - как указано в подпункте 4 части 1 статьи 161 Жилищного кодекса, организации, управляющие многоквартирным домом, обязаны обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений.
В соответствии с подпунктом "з(2)" пункта 18 Правил N 124 предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, по соглашению с ресурсоснабжающей организацией исполнитель осуществляет ограничение или приостановление, а также возобновление предоставления потребителю коммунальной услуги.
Обязанность АО "УК Лента" обеспечить доступ гарантирующего поставщика к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления ограничения или приостановления, а также возобновления предоставления собственникам помещений коммунальной услуги, либо в случае, если договор заключен в целях приобретения электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, по соглашению с гарантирующим поставщиком осуществлять ограничение или приостановление, а также возобновление предоставления потребителю коммунальной услуги предусмотрено пунктом 3.1.10 договора.
Между ООО "УК "Лента" и АО "ЧЭСК" заключено соглашение от 06.04.2018 N 01-01-28 в целях взаимодействия по совершению действий по приостановлению и (или) возобновление предоставления потребителю коммунальной услуги по электроснабжению в отношении потребителей-должников, являющихся владельцами помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении истец (том 2 л.д. 16 - 21).
С учетом направленности заключения договора (приобретение электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме), отсутствия в Правилах N 124 соответствующего положения, в целях исключения возникновения правовой неопределенности сторон по спорному условию договора, суд правомерно счел необходимым абзац 4 пункта 3.1.9 договора исключить.
В то же время, суд правомерно пункт 3.1.10 договора принял в редакции истца, как соответствующей императивной норме подпункта "з(2)" пункта 18 Правил N 124.
По пункту 3.1.16 договора.
В пункте 3.1.16 договора предусмотрена обязанность управляющей организации обеспечивать сохранность установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещении, отнесенном к общему имуществу многоквартирного дома, с момента подписания акта приемки прибора учета в эксплуатацию. В отношении оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности), обязательства по сохранности указанного оборудования возникают с момента предоставления гарантирующим поставщиком оборудования, необходимого для предоставления минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Соответствующее условие предусмотрено в пункте 18(1) Правил N 124.
Истец согласно протоколу разногласий просит исключить данный пункт из договора.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме входит обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).
Принимая во внимание указанные нормы, права суд правомерно пришел к выводу, что при заключении сторонами договора пункт 3.1.16 договора следует изложить в редакции ответчика.
По пункту 4.7 договора.
Истец просит исключить из текста договора пункт 4.7, согласно которому "Покупатель, владеющий на праве собственности приборами учета и (или) иным оборудованием, используемым для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также владеющий на праве собственности и (или) ином законном основании объектами, на которых установлены расчетные приборы учета и (или) иное оборудование, принадлежащее другому лицу, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности такого прибора учета и (или) иного оборудования, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета и (или) иное оборудование, ограничивать к ним доступ, вмешиваться в процесс удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе препятствовать проведению проверок целостности и корректности их работы, использованию для этих целей данных, получаемых с принадлежащих им приборов учета электрической энергии".
В соответствии с пунктом 139 Основных положений N 442 собственники приборов учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках, а также собственники (владельцы) и (или) пользователи объектов, на которых установлены такие приборы учета и (или) иное оборудование, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета и (или) иное оборудование, ограничивать к ним доступ, вмешиваться в процесс удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе препятствовать проведению проверок целостности и корректности их работы, использованию для этих целей данных, получаемых с принадлежащих им приборов учета электрической энергии.
Лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании (далее - собственник (владелец) энергопринимающими устройствами (объектами по производству электрической энергии (мощности), объектами электросетевого хозяйства), в границах балансовой принадлежности (в отношении граждан-потребителей - в границах земельного участка) которых установлен прибор учета, принадлежащий другому лицу, обязано обеспечить допуск для проведения работ по замене прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также для проведения работ, связанных с эксплуатацией прибора учета и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), представителей сетевой организации (гарантирующего поставщика - в отношении коллективного (общедомового) прибора учета) и иных собственников соответствующих приборов учета.
Поскольку пункт 4.7 договора в редакции ответчика соответствует действующему законодательству (пункт 139 Основных положений N 442) и права заявителя не нарушает, суд правомерно не усмотрел оснований для исключения указанного пункта из договора.
В редакции ответчика пункт 4.17 договора изложен в следующей редакции: "Определение объема электрической энергии (мощности), поставляемой по настоящему Договору, осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в Приложении N 1 к настоящему Договору приборов учета электрической энергии (мощности), в том числе входящих в интеллектуальную систему учета электрической энергии; при отсутствии приборов учета - в соответствии с действующим законодательством".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт изложить в следующей редакции: "Определение объема электрической энергии (мощности), поставляемой по настоящему Договору, осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в Приложении N 1 к настоящему Договору приборов учета электрической энергии (мощности), в том числе входящих в интеллектуальную систему учета электрической энергии; при отсутствии приборов учета - в соответствии с действующим законодательством, но не более нормативов потребления коммунальных услуг па электроснабжению и нормативов потреб-ления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики, утверждаемых органами власти Чувашской Республики".
Истец просил учесть в договоре и прописать нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденных органами власти Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 21 (1) Правил N 124 предусмотрен порядок определения объема электроэнергии, поставленной на ОДН, в случаях отсутствия ОДПУ либо его выхода из строя, утраты или истечения срока его эксплуатации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом, в том числе, следующего: объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Уд = Унодн, где Унодн определяется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124.
В абзаце десятом подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 указано, что Унодн - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 17 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением N 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Положения пунктов 80(1), 80(2) Правил N 354 (в ред. от 29.06.2020)" обязывающие гарантирующего поставщика, производить установку, ввод в эксплуатацию, замену приборов учета электрической энергии, не влияют на порядок определения объема электроэнергии, приходящейся на общедомовые нужды.
Предусмотренное пунктом 80(2) Правил N 354 в определенных случаях снижение стоимости коммунальной услуги по электроснабжению потребителю не уменьшает объем электроэнергии индивидуального потребления, определенный расчетным путем, используемый при применении пунктов 21, 21(1) Правил N 354 в целях определения объема, приходящегося на общедомовые нужды.
Поскольку пункт 4.17 договора соответствуют положениям пунктов 21, 21(1) Правил N 354, суд правомерно не усмотрел оснований для принятия редакции истца.
По абзацу 1 пункта 5.3 договора.
В редакции АО "ЧЭСК" абзац 1 пункта 5.3 договора изложен в следующей редакции: "Оплата за электрическую энергию (мощность) осуществляется путем перечисления Покупателем денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика, внесения денежных средств в кассу Гарантирующего поставщика (для последующего зачисления на расчетный счет Гарантирующего поставщика), либо по согласованию с Гарантирующим поставщиком иными способами, предусмотренными действующим законодательством, с указанием в платежных документах назначения платежа "Оплата по Договору энергоснабжения N от " " 20 г. за месяц 20 г." в срок до 15 числа включительно месяца, следующего за расчетным.".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт изложить в следующей редакции: "Оплата за электрическую энергию (мощность) осуществляется путем перечисления Покупателем денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика, внесения денежных средств в кассу Гарантирующего поставщика (для последующего зачисления на расчетный счет Гарантирующего поставщика), либо по согласованию с Гарантирующим поставщиком иными способами, предусмотренными действующим законодательством, с указанием в платежных документах назначения платежа "Оплата по Договору энергоснабжения N от " " 20 г. за месяц 20 г." в срок до 30 числа включительно месяца, следующего за расчетным, в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг". Исполнение Покупателем обязательств по оплате поставленной электрической энергии может осуществляться путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу Гарантирующего поставщика прав требования к потребителям, имеющих задолженность по оплате коммунальной услуги".
Исполнители коммунальной услуги (покупатели) обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электроэнергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты (пункт 81 Основных положений N 442, пункт 25 Правил N124).
Поскольку стороны не пришли к соглашению об установлении более позднего срока для оплаты, суд правомерно принял редакцию, соответтсвующую императивным нормам.
В силу пункта 26 Правил N 124 сторонам предоставлено право установить в договоре ресурсоснабжения, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Данная правовая норма не предусматривает обязанность ресурсоснабжающей организации заключать договоры уступки права требования в отношении задолженности потребителей, в связи с чем понуждение ответчика к заключению договора уступки права требования на основании данной нормы невозможно.
При таких обстоятельствах, пункт 5.3 Договора в редакции Ответчика соответствует требованиям закона и не нарушает баланса экономических интересов сторон.
По пункту 5.5 договора.
Согласно пункту 5.5 договора в редакции АО "ЧЭСК" на основании окончательного расчета стоимости фактически потребленной электрической энергии гарантирующий поставщик направляет покупателю акт приема-передачи и счет-фактуру.
Истец в протоколе разногласий просит в пункте 5.5 договора предусмотреть направление покупателю акта приема-передачи и счета-фактуры с учетом отрицательных значений за предыдущий расчетный период.
В свою очередь, возражая против редакции истца, ответчик указывает, что отрицательные величины потребления электроэнергии на общедомовые нужды отражаются в расчетной ведомости, ежемесячно направляемой потребителю вместе со счетом-фактурой.
Для расчетов по договорам энергоснабжения, заключенным между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на общедомовые нужды, применению подлежит пункт 21 Правил N 124. Расчеты по договору энергоснабжения, заключенному только на цели содержания общедомового имущества в случаях, приведенных в пункте 21.1 Правил N 124, производятся в соответствии с этим пунктом.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386 изложена правовая позиция, согласно которой положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном "0", в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Употр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (у°дпу), не исключают перерасчет. В случае когда величина употр превышает объем у°дпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Сторонами не оспаривается, что в актах приема-передачи и счетах-фактурах отражаются итоговые значения потребления электрической энергии на общедомовые нужды по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении истца.
С учетом мнения представителей сторон, в целях соблюдения баланса их интересов суд первой инстанции правомерно изложил пункт 5.5 договора в следующей редакции: "На основании окончательного расчета стоимости фактически потребелнной электрической энергии Гарантирующий поставщик направляет Покупателю расчетную ведомость с отражением в том числе, отрицательных значений потребления электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов за предыдущий расчетный период, акт приема-передачи и счет-фактуру".
По пункту 5.9 договора.
В первоначальной редакции ответчика пункт 5.9 был изложен в следующей редакции: "Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии рассчитывается и взыскивается Гарантирующим поставщиком с Покупателя по настоящему Договору на основании акта о безучетном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с Основными положениями. Стоимость объема безучетного потребления по настоящему Договору рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с Основными положениями, за расчетный период, в котором составлен акт о безучетном (неучтенном) потреблении электрической энергии. Покупатель оплачивает стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии в срок до 15 числа включительно месяца, следующего за расчетным".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт исключить и изложить в следующей редакции: "Норматив по начислению коммунального ресурса в коммунальных квартирах при отсутствии ИПУ и квартирных приборов учета начисляется по нормативу как в домах с электроплитами. При отключении газовой плиты - определяется сведениями из ООО "Газпром Межрегионгаз Чебоксары" или его территориального участка, расположенного в г. Новочебоксарск и (или) совместной комиссией с применением Постановления Кабинета Министров ЧР от 31.05.2017 N 215 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики и о признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики".
В ходе рассмотрения дела ответчик изменил редакцию, предложил пункт 5.9 изложить в следующей редакции: "Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии рассчитывается и взыскивается Гарантирующим поставщиком с Покупателя по настоящему Договору с учетом требований, установленных Правилами, обязательными при заключении договоров.
Покупатель оплачивает стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии в срок до 15 числа включительно месяца, следующего за расчетным".
В соответствии с пунктом 138 Основных положений N 442 (в редакции Постановления Правительства РФ N 554 от 18.04.2020, действующей с 01.07.2020), Определение объемов электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком в многоквартирный жилой дом, осуществляется в соответствии с Правилами 124, в том числе в предусмотренных настоящим разделом случаях применения расчетных способов определения объемов электрической энергии при недопуске гарантирующего поставщика к установке, замене, допуску к эксплуатации, проверке, проведению контрольного снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае отсутствия прибора учета, его неисправности, утраты, непригодности для осуществления расчетов, истечения интервалов между поверками, истечения сроков эксплуатации, непредставления показаний.
С учетом изложенного суд правомерно изложил пункт 5.9 договора в следующей редакции: "Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии рассчитывается и взыскивается Гарантирующим поставщиком с Покупателя по настоящему Договору с учетом требований, установленных Правилами, обязательными при заключении договоров.
Покупатель оплачивает стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии в срок до 15 числа включительно месяца, следующего за расчетным".
По пункту 6.3 договора.
В редакции АО "ЧЭСК" пункт 6.3 договора предложен в следующей редакции: "Покупатель обязан возместить Гарантирующему поставщику убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных Гарантирующим поставщиком приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности)".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт исключить.
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ предусмотрена обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
На основании пункта 1 статьи 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу пункта 139 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание (абзац четвертый п. 139 Основных положений N 442).
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и в содержание общего имущества в МКД (подпункт "к" пункта 11 Правил N 491).
Принимая во внимание указанные нормы, права суд пришел к выводу, что при заключении сторонами договора пункт 6.3. договора следует изложить в редакции ответчика.
По пункту 6.5 договора.
Пункт 6.5 договора Ответчик просит принять в следующей редакции: "покупатель несет ответственность, установленную действующим законодательством, за невыполнение законных требований Гарантирующего поставщика по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем Гарантирующему поставщику убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт исключить.
В ответ на протокол разногласий, ответчик выразил несогласие и указал основание статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
Частью 1 статьи 9.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении него полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Вместе с тем, как было указано ранее, исходя из пункта 17(1) Правил ограничения N 442, введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку предложенная истцом редакция основана на неправильном применении норм права, суд правомерно счел необходимым пункт 6.5 договора исключить.
По пункту 6.6 договора.
В редакции АО "ЧЭСК" пункт 6.6 договора предложен в следующей редакции: "Покупатель несет ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению функционирования и реализации управляющих воздействий устройств релейной защиты, противо-аварийной и режимной автоматики, средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, установленных в границах его балансовой принадлежности в соответствии с действующим законодательством.".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт исключить.
В соответствии с абзацем 4 пункта 41 Основных положений N 442 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 95, от 18.04.2020 N 554) существенными условиями договора энергоснабжения является также обязанность потребителя по обеспечению функционирования и реализации управляющих воздействий устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, установленных в границах его балансовой принадлежности в соответствии с Правилами технологического присоединения или Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также обязанность потребителя по обеспечению своевременного выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и соответствующих требований сетевой организации, а также ответственность за несоблюдение указанной обязанности.
Принимая во внимание указанные нормы права, учитывая, что пункт 6.6 договора не противоречат нормам абзаца 4 пункта 41 Правил N 442, учитывают статус ООО "УК "Лента", как управляющей организации, суд правомерно пришел к выводу изложить пункт 6.6 договора в редакции ответчика.
По пункту 6.7 договора.
По данному пункту у сторон возникли разногласия относительно определения событий или обстоятельств, которое освобождает от несения ответственности сторон, заключивших между собой соглашение (часть 3 статьи 401 ГК РФ).
Пункт 6.7 ответчик просил изложить в следующей редакции: "Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если это явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора, в т.ч.: стихийные бедствия, забастовка, военные действия любого характера, террористические действия, нормативно-правовые акты, препятствующие выполнению условий настоящего Договора, при условии предоставления другой Стороне необходимых и достаточных доказательств наличия причинно - следственной связи между указанными обстоятельствами и нарушением обязательств по Договору, а также принятия всех разумных мер для обеспечения их надлежащего исполнения. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение одного дня информировать другую сторону о наступлении подобных обстоятельств в письменной форме. По требованию любой из Сторон в этом случае может быть создана комиссия, определяющая возможность дальнейшего исполнения взаимных обязательств".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт изложить в предложенной редакции, добавив такое обстоятельство (событие) как "возникновение либо угрозе возникновения распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, отдельные чрезвычайных ситуаций".
В указанный пункт истцом внесена возникшая в настоящее время ситуация - пандемия коронавирусной инфекции. Истец полагает, что внесение данных слов не будет противоречить действующему законодательству.
Ответчик возражал против включения в спорный пункт договора в качестве обстоятельства непреодолимой силы возникновение либо угрозе возникновения распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, отдельных чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из ответа на вопрос 7, изложенного в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и так далее).
Применительно к нормам статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер:
1) требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях;
2) обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
С учетом характера настоящего спора (урегулирование разногласий по договору, в том числе для отношений на будущее время), в отсутствие согласия со стороны АО "ЧЭСК", включение в договор в качестве обстоятельства непреодолимой силы таких понятий как "возникновение либо угроза возникновения распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, отдельные чрезвычайные ситуации" может внести неопределенность в отношения между сторонами, поскольку ни характер, ни масштабы распространения заболевания (чрезвычайных ситуаций) истцом не приведены и объективно приведены быть не могут.
Реализация законодательных мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 в части регулирования гражданских правоотношений (Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и другие) позволяет прийти к выводу, что невключение в условия договора в качестве непреодолимой силы таких обстоятельств как "заболевания, представляющего опасность для окружающих, отдельные чрезвычайные ситуации" не нарушают права истца.
С учетом изложенного суд правомерно изложил пункт 6.7 в редакции ответчика.
По пункту 6.8 договора.
Пункт 6.8 договора предложен ответчиком в следующей редакции: "Покупатель несет ответственность, в том числе за действия потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг, которые повлекли нарушение установленных настоящим Договором показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса".
Протоколом разногласий истец просил данный пункт исключить, полагая, что данным пунктом ответчиком на истца незаконно возлагается ответственность потребителя коммунальной услуги, истец не может нести ответственность за иное лицо.
Подпунктом "а" пункта 18 Правил N 124 установлено, что в договоре ресурсоснабжения предусматривается в частности условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Принимая во внимание указанные нормы, права суд пришел к правомерному выводу, что при заключении сторонами договора пункт 3.3. 6.8 договора следует изложить в редакции ответчика.
По пункту 7.3 договора.
Пункт 7.3 ответчиком предложен в следующей редакции: "В случае, если к объектам электроэнергетики Покупателя в надлежащем порядке технологически присоединены иные потребители (покупатели) Гарантирующего поставщика, то Покупатель является субисполнителем (лицо, которое не оказывает услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которого технологически присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя Гарантирующего поставщика) и осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями Правил ограничения.".
Протоколом разногласий истец просил данный изложить в следующей редакции. "В случае, если к объектам электроэнергетики Покупателя в надлежащем порядке технологически присоединены иные потребители (покупатели) Гарантирующего поставщика, то Гарантирующий поставщик принимает меры по пересоединению энергоустановок иного потребителя до общедомового прибора учета с установкой индивидуального прибора учета иному потребителю".
В обоснование своей позиции ответчик указал, что в подпунктах 1(1), 1(2) Правил ограничения N 442 раскрыто понятие "субисполнитель" и действия, которые осуществляет субисполнитель: лицо, к объектам электроэнергетики которого присоединены иные потребители, но которое не оказывает услуг по передаче электроэнергии и, вместе с тем, осуществляет действия по введению ограничения режима энергопотребления.
Ограничение режима энергопотребления в нежилом помещении, присоединенным к внутридомовым инженерным сетям в случае наличия у владельца нежилого помещения задолженности за электроэнергию либо отсутствия письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, производит исполнитель (лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей) по заявлению ресурсоснабжающей организации даже при отсутствии соглашения сторон об осуществлении действий по ограничению, возобновлению режима энергопотребления (пункт 114 Правил N 354).
Таким образом, по мнению ответчика, истец является субисполнителем в действиях по введению ограничений в отношении нежилых помещений в многоквартирном доме.
Между тем соответствующая обязанность истца предусмотрена в пункте 3.1.10 договора и соглашением от 06.04.2018 N 01-01-28.
Абзац 1 пункта 7.3 договора в редакции ответчика содержит неопределенность, которая может быть истолкована как обязанность АО "УК "Лента" производить как "субисполнитель" (в понятии, придаваемом ему Правилами ограничении N 442) совершать действия по ограничению режима потребления электроэнергии потребителей - владельцев объектов (отдельных зданий, иных объектов), технологически присоединенных к электроустановкам многоквартирного дома, но не являющихся частью данного дома.
Предложение истцом предусмотреть в редакции абзаца 1 пункта 7.3 договора обязанность гарантирующего поставщика по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергоустановок и оборудования потребителей противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике, сетевые организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к своему электросетевому хозяйству. Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004.
Ответчик является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Чувашской Республики на основании Приказа Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 21.02.2012 N 04-13/49 "О гарантирующем поставщике электрической энергии на территории Чувашской Республики", к компетенции которого относится продажа электроэнергии физическим и юридическим лицам на основании заключаемых договоров с данными лицами.
Поскольку предлагаемая истцом редакция абзаца 1 пункт 7.3 Договора противоречит требованиям закона, а редакция ответчика несет в себе правовую неопределенность, абзац 1 пункта 7.3 суд правомерно счел исключить из договора.
По пункту 7.4 договора.
В редакции ответчика пункт 7.4 договора изложен в следующей редакции: "В случае если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то Покупатель обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном действующим законодательством. Гарантирующий поставщик (сетевая организация) не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения Покупателем требований настоящего пункта и повлек-шие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства. Сведения о наличии автономных резервных источников питания, их установленная мощность и значение номинального напряжения содержится в документах, подтверждающих технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств Покупателя, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.".
Согласно пункту 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор. Выбор категории надежности электроснабжения осуществляется потребителем самостоятельно (пункт 14(1) Правил N 861).
Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики (абзац 8 пункта 31(6) Правил N 861).
Если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (абзац 9 пункта 31(6) Правил N 861).
Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения потребителем услуг требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства (абзац 10 пункта 31(6) Правил N 861).
Ответчиком не приведены доказательства необходимости установки автономных резервных источников питания в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика. Приложения к договору соответствующую информацию не содержат.
С учетом направленности заключения договора (приобретение электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме), отсутствия в Правилах N 124 соответствующего положения, в целях исключения возникновения правовой неопределенности сторон по спорному условию договора, суд правомерно счел необходимым пункт 7.4 договора исключить.
Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеприведенными доводами суда первой инстанции в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не мотивированы, не конкретизированы, отсутствуют ссылки на доказательства, представленные в материалы дела, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2021 по делу N А79-11691/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лента" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11691/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Лента"
Ответчик: АО "Чувашская энергосбытовая компания"