г. Чита |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А19-12272/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) на решение Арбитражного суда Иркутской области 23 августа 2021 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-12272/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1038500601314, ИНН 8506008175 669001) к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Осинский детский сад N 3" (ОГРН 1143850048506, ИНН 3849038881) о взыскании 33500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Осинский детский сад N 3" (далее - МБДОУ "Осинский детский сад N 3", учреждение, страхователь) финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 33500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области 23 августа 2021 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-12272/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции определением от 17 сентября 2021 года произведена замена стороны по настоящему делу - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОПФР по Иркутской области).
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку страхователем представлены дополняющие формы СЗВ-М и СЗВ-Стаж после установленного законодательством срока за отчетные периоды на застрахованных лиц, отсутствующих в исходных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 18.09.2021.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, учреждением в установленные сроки в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М(ИСХ) за октябрь - декабрь 2018 г., январь - июнь 2019 г., формы СЗВ-СТАЖ (ИСХ) за 2018 год.
В дополнение к представленным сведениям 24.10.2019 г., 28.10.2019 г. и 22.05.2020 г., МБДОУ "Осинский детский сад N 3" представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, по форме СЗВ-М (доп) за октябрь - декабрь 2018 г., январь - июнь 2019 г., СЗВ-СТАЖ (доп) за 2018 год на лиц, в отношении которых, ранее сведения не представлялись.
Поскольку дополняющие сведения по форме СЗВ-М (доп) за октябрь - декабрь 2018 г., январь - июнь 2019 г., СЗВ-СТАЖ (доп) за 2018 год были представлены учреждением после установленных законом сроков для представления отчетности за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки представленных сведений составлены акты от 23.09.2020 г. N 048S18200029367, N 048S18200029372, N 048S18200029364, от 19.08.2020 г. N 048S18200025014, N 048S18200025013, N 048S18200025012, N 048S18200025011 N 048S18200025009, N 048S18200025010, от 25.11.2020 г. N 048S18200036433, на основании которых приняты решения от 22.10.2020 г. N 048S19200033686, N 048S19200033685, N 048S19200033687, от 23.09.2020 г. N 048S19200029537, N 048S19200029538, N 048S19200029539, N 048S19200029540, N 048S19200029542, N 048S19200029541, от 25.11.2020 г. N 048S18200036433 о привлечении МБДОУ "Осинский детский сад N3" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 33500 руб.
Требованиями от 09.11.2020 г. N 048S01200031306, N 048S01200031305, N 048S01200031307, от 09.10.2020 г. N 048S01200027546, N 048S01200027547, N 048S01200027549, N 048S01200027550, N 048S01200027548, N 048S01200027551, от 19.01.2021 г. N 048S01210001173 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес МБДОУ "Осинский детский сад N 3", учреждению было предложено уплатить финансовые санкции в сроки до 23.11.2020 г., до 23.10.2020 г. и до 02.02.2021 г.
В связи с неисполнением страхователем указанных требований Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника штрафа в общей сумме 33500 руб.
Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-7650/2021 вынесен судебный приказ от 12.05.2021 г. С должника Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Осинский детский сад N3" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) взыскан штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за отчетные периоды: октябрь-декабрь 2018 года, январь-июнь 2019 года, 2018 год в размере 33500 руб.
Определением суда от 03.06.2021 г. по делу N А19-7650/2021 судебный приказ от 12.05.2021 г. отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
Неисполнение МБДОУ "Осинский детский сад N 3" в установленные сроки требований от 09.11.2020 г. N 048S01200031306, N 048S01200031305, N 048S01200031307, от 09.10.2020 г. N 048S01200027546, N 048S01200027547, N 048S01200027549, N 048S01200027550, N 048S01200027548, N 048S01200027551, от 19.01.2021 г. N 048S01210001173 и отмена судебного приказа от 12.05.2021 г. по делу N А19-7650/2021 явились основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) МБДОУ "Осинский детский сад N 3" является страхователем.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений (абзац второй пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" N 3п от 11.01.2017 и от 01.02.2016 г. N 83п утверждены форма "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" и форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 Сведений о страховом стаже застрахованных лиц указывается отчетный период, которым в силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается календарный год, а в разделе 3 указывается тип сведений: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - представляются на застрахованных лиц, данные по которым, представленные в форме с типом "Исходная", не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за содержащейся в них ошибки; 3) назначение пенсии - представляются на застрахованных лиц, которым для установления пенсии необходимо учесть период работы календарного года, срок представления отчетности за который не наступил.
В разделе 3 формы СЗВ-М также предусмотрено указание типа представляемой формы: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 г. N 766н (далее - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Как следует из материалов дела и заявителем не оспорено, исходные формы СЗВ-М за октябрь - декабрь 2018 г., январь - июнь 2019 г., и СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены страхователем в установленные сроки.
Сведения по типам форм СЗВ-М (дополняющая) за октябрь - декабрь 2018 г., январь - июнь 2019 г. и СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2018 год, которые ранее не были представлены в исходных формах, учреждение представило 24.10.2019 г., 22.05.2020 г. и 28.10.2019 г.
Как указал суд первой инстанции, доказательств направления в адрес страхователя уведомлений об устранении ошибок в формах СЗВ-М и СЗВМ-СТАЖ за указанные периоды заявителем не представлено.
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения страхователя к ответственности послужили выводы Управления о представлении учреждением дополняющих форм СЗВ-М за октябрь - декабрь 2018 г., январь - июнь 2019 г. и СЗВ-СТАЖ за 2018 год за пределами установленных пунктами 2, 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сроков.
Указанная позиция правомерно признана судом первой инстанции ошибочной по следующим основаниям.
Из положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные) статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен.
В рассматриваемом случае, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, МБДОУ "Осинский детский сад N 3" реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Управление Пенсионного фонда дополнительных сведений за эти периоды, что исключает возможность привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования заявителя о взыскании с МБДОУ "Осинский детский сад N 3" финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 33500 руб. удовлетворению не подлежат.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области 23 августа 2021 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-12272/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12272/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области Межрайонное
Ответчик: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Осинский детский сад N3"