г. Тула |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А54-9902/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие заявителя - Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Шацкая районная ветеринарная станция" (Рязанская область, г. Шацк, ОГРН 1026200837827, ИНН 6224001210), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (г. Рязань, ОГРН 1086229000318, ИНН 6229060674), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2021 по делу N А54-9902/2020 (судья Ушакова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Шацкая районная ветеринарная станция" (далее - заявитель, учреждение, ГБУ РО "Шацкая райветстанция") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - заинтересованное лицо, управление, Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям) об отмене постановления от 10.12.2020 N 015800-В по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2021 по делу N А54-9902/2020 постановление управления от 10.12.2020 N 015800-В по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 10.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 руб., признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы апеллент ссылается на то, что при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) оформляются на основании лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что органы и учреждения, входящие в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, наделены безусловным правом па проведение лабораторных исследований в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов независимо от наличия или отсутствия аккредитации в национальной системе аккредитации, а наличие аккредитации в национальной системе аккредитации является обязательным условием для проведения лабораторных исследований подконтрольных товаров в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов для лабораторий, испытательных центров, не входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, что, по мнению заявителя, согласуется с позицией, изложенной в письме заместителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.07.2017 N 25-Т-2947/ОГ, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.
Заявитель жалобы также ссылается на то, что в соответствии с Реестром аккредитованных лиц, размещенном на официальном сайте Росаккрсдитации по ссылке http://fsa.gov.ru, ГБУ РО "Шацкая райветстанция" не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации, в том числе для проведения лабораторных исследований пищевой продукции.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ГБУ РО "Шацкая райветстанция" имеет лицензию от 28.05.2018 N 62.РЦ.03.001.Л.000004.05.18 (т. 1 л.д. 25) на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В составе лицензируемого вида деятельности выполняются (оказываются) следующие виды работ (услуг) - диагностические исследования материала, зараженного или с подозрением на зараженность простейшими, гельминтами, санитарно-показательными микроорганизмами III - IV групп патогенности, хранение музейных штаммов.
23.10.2020 при осуществлении мониторинга Федеральной государственной информационной системы "Меркурий" на предмет оформления ветеринарных сопроводительных документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям установлено, что уполномоченным на оформление лицом ГБУ РО "Шацкая райветстанция" допущены нарушения при оформлении ветеринарных сопроводительных документов.
Ветеринарные свидетельства формы N 2 от 23.10.2020, N 7309212232 (оформлено в 14 часов 56 минут), N 7368074116 (оформлено в 14 час. 55 мин.), N 7309063061 (оформлено в 14 час. 37 мин.), N 7309052108 (оформлено в 15 час. 36 мин.), N 7307330174 (оформлено в 11 час. 13 мин.), N 7305605221 (оформлено в 08 час. 33 мин.), N 7305830972 (оформлено в 08 час. 53 мин.), N 7306178693 (оформлено в 09 час. 27 мин.) оформлены ГБУ РО "Шацкая райветстанция" на основании исследований (соматические клетки, КМАФАнМ, антибиотики), проведенных диагностическим отделом ГБУ РО "Шацкая райветстанция" (экспертиза от 21.09.2020 N 378, от 01.10.2020 N 396, 397П, от 05.10.2020 NN 401, 402, от 08.10.2020 NN 404, 405 от 12.10.2020 NN 410, 413П, 415, 416п, от 15.10.2020 N 417, от 16.10.2020 N 418, от 22.10.2020 NN 419, 423, 424П, 425, 428П, от 23.10.2020 NN 430, 431).
Управление считает, что оформление ветеринарных сопроводительных документов на основании результатов исследований, проведенных диагностическим отделом ГБУ РО "Шацкая райветстанция", которое не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации, является нарушением пункта 7 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 (Приложение N 1) и, как следствие, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Письмом от 23.10.2020 N УФС-АЛ-6816/20 Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям уведомило ГБУ РО "Шацкая райветстанция" о необходимости явки 12.11.2020 в 14 час. 50 мин. по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Костычева, д. 17, отдел внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора (2 этаж) для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ. Письмо направлено почтовым отправлением, получено согласно уведомлению о вручении заказного письма 26.10.2020 (т. 1 л.д. 138-141).
12.11.2020 в отношении учреждения, в отсутствие законного представителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, составлен протокол N 015800 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ (т. 1 л.д. 142).
Определением от 12.11.2020 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 24.11.2020 на 14 час. 00 мин. по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Костычева, д. 17, отдел внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора (2 этаж).
23.11.2020 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям вынесено определение о возвращении в связи с технической ошибкой протокола от 12.11.2020 N 015800 об административном правонарушении в отношении ГБУ РО "Шацкая райветстанция" и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол - государственному инспектору отдела внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора Моруковой А.Р.
Письмом от 23.11.2020 N УФС-АЛ-7560/20 Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям уведомило ГБУ РО "Шацкая райветстанция" о необходимости явки 03.12.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Костычева, д. 17, отдел внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора (2 этаж) для подписания протокола от 12.11.2020 N 15800 об административном правонарушении, в который в соответствии с определением от 23.11.2020 будут внесены изменения.
В этой связи определением от 03.12.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.12.2020 на 11 час. 30 мин. по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Костычева, д. 17, отдел внутреннего и пограничного ветеринарного контроля и надзора (2 этаж).
Данное определение направлено 03.12.2020 почтовым отправлением N 80081555256384 по адресу: Рязанская область, Шацкий район, г. Шацк, ул. Гридинского, д. 30, и вручено адресату 07.12.2020 (отчет об отслеживании отправления с сайта АО "Почта России").
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, 10.12.2020 управлением, в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя учреждения, вынесено постановление N 15800-В по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ГБУ РО "Шацкая райветстанция" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 10.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования либо уклоняющихся от исполнения правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 Закона о ветеринарии ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Пунктом 2 статьи 2.1 Закона о ветеринарии установлено, что ветеринарные правила разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.3 Закона о ветеринарии перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.3 Закон о ветеринарии порядок назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), включая перечень оснований для проведения таких исследований, в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Данный порядок должен предусматривать возможность проведения лабораторных исследований лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации.
В силу пункта 7 статьи 2.3 Закона о ветеринарии форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2.3 Закона о ветеринарии оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Согласно Перечню, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2015 N 648, молоко является подконтрольным товаром, подлежащим сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
Согласно пункту 1 Порядка назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.12.2015 N 634 (далее - Порядок N 634), настоящий порядок устанавливает правила назначения лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), включая перечень оснований для проведения таких исследований, в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов.
Назначение лабораторных исследований подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции) осуществляется уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - уполномоченные лица), в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары (в том числе уловы водных биологических ресурсов и произведенная из них продукция) при обращении их собственника (владельца), или его уполномоченного представителя, в случаях обнаружения несоответствия требованиям, предъявляемым к подконтрольным товарам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Из пункта 2 Порядка N 634 следует, что показатели, по которым назначаются лабораторные исследования подконтрольных товаров (в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции), устанавливаются техническими регламентами, ветеринарными правилами (правилами в области ветеринарии), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 67 от 09.10.2013, молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Показатели, по которым ГБУ РО "Шацкая райветстанция" были проведены лабораторные исследования и впоследствии, на основании которых оформлены ветеринарные сопроводительные документы, установлены и определены Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 и Техническим регламентом Таможенного союза 033/2013.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 утверждены Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях (далее - Ветеринарные правила N 589).
Согласно пункту 7 Ветеринарных правил N 589, при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ветеринарные сопроводительные документы оформляются на основании:
- сведений об эпизоотической ситуации места происхождения и (или) отгрузки подконтрольных товаров;
- условий, запретов, ограничений в связи со статусом региона происхождения и (или) отгрузки подконтрольных товаров, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.12.2015 N 635, сведений о зоосанитарном статусе объектов, на территориях которых осуществляются содержание и разведение животных, убой животных, переработка и хранение продукции животного происхождения (при наличии);
- результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;
- лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;
- данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);
- данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;
- справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или организации, входящей в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);
- иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка N 634 исследования биологического материала животных, подконтрольной продукции в целях оформления ветеринарных сопроводительных документов проводятся в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 N 80 утверждены Правила организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора) (далее - Правила N 80). Правила разработаны в целях реализации пункта 13 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). Правила распространяются на деятельность лабораторий (центров), референтных лабораторий (центров) и уполномоченных в области ветеринарии органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - уполномоченные органы государств-членов, государства-члены) и устанавливают требования к организации и проведению лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз), а также определяют цели и задачи проведения таких исследований (испытаний), правила отбора, хранения и транспортировки проб (образцов), порядок проведения лабораторных исследований (испытаний), оформления результатов исследований (испытаний) и взаимодействия лабораторий (центров).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 80 лаборатории (центры) подлежат подтверждению компетентности в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Пунктом 11 Правил N 80 предусмотрено, что лабораторные исследования (испытания) товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), должны проводиться лабораторией (центром) в соответствии с ее областью аккредитации (аттестации).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Как указывал административный орган, учреждением проведены лабораторные исследования. Впоследствии на основании лабораторных исследований оформлены ветеринарные сопроводительные документы. По мнению административного органа, оформление ветеринарных сопроводительных документов на основании результатов исследований, проведенных диагностическим отделом ГБУ РО "Шацкая райветстанция" которое не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации, является нарушением пункта 7 Ветеринарных правил N 589 и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, ветеринарные свидетельства от 23.10.2020 N 7309212232, N 7368074116, N 7309063061, N 7309052108, N 7307330174, N 7305605221, N 7305830972, N 7306178693 выданы на продукцию, произведенную на территории Российской Федерации и реализованную обществу с ограниченной ответственностью "Рассвет-1", обществу с ограниченной ответственностью "Шацкмолоко", открытому акционерному обществу "Молоко", акционерному обществу "Данон Россия", обществу с ограниченной ответственностью "Еланский сыродельный комбинат", которые также находятся на территории Российской Федерации, на что указано в графах "производитель" и "получатель" ветеринарных свидетельств.
ГБУ РО "Шацкая райветстанция" находится в ведомственном подчинении Главного управления ветеринарии Рязанской области, поэтому в силу части 2 статьи 5 Закона о ветеринарии входит в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенных положений пункта 7 Ветеринарных правил N 589 и пункта 14 Порядка N 634 следует, что содержащееся в указанных нормах условие об аккредитации в национальной системе аккредитации не относится к лабораториям (испытательным центрам), входящим в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, а имеет отношение лишь к иным лабораториям (испытательным центрам), не входящим в указанную систему.
Данное толкование и возможность применения в указанном смысле данных положений допускает и пункт части второй статьи 4.1 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 317, согласно которому подконтрольные товары в пределах территории одного государства-члена могут перемещаться в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена.
Кроме того, согласно пункту 3.10 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 317, при проведении ветеринарного контроля (надзора) для оформления ветеринарных сертификатов на соответствие Единым ветеринарным требованиям (утвержденным этим же решением) принимаются протоколы лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальных системах аккредитации лабораториях государства-члена и включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Таким образом, суд первой инстанции по праву заключил, что оснований для применения международных актов, регулирующих порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, не имеется.
Из представленных в материалы дела документов следует, спорная молочная продукция предназначалась для реализации на территории Российской Федерации (обратного административным органом не доказано); заявитель входит в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, следовательно, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов не требовалось прохождение учреждением аккредитации в национальной системе аккредитации в силу буквального толкования закона.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2021 по делу N А54-9912/2020 и от 07.10.2021 по делу N А54-113/2021, Северо-Западного округа от 25.04.2019 N Ф07-3217/2019 по делу N А66-10210/2018.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянта о том, что в соответствии с Реестром аккредитованных лиц, размещенном на официальном сайте Росаккредитации по ссылке http://fsa.gov.ru, учреждение не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации, в том числе для проведения лабораторных исследований пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление управления от 10.12.2020 N 015800-В по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 10.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ГБУ РО "Шацкая райветстанция" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.06.2021 по делу N А54-9902/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-9902/2020
Истец: Госвударственное бюджетное учереждение Рязанской области "Шацкая районная ветеринарная станция"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям