г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А56-24548/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): Козлюкова Е.В. - доверенность от 11.01.2021, Чернышова Т.Д, - доверенность от 11.01.2021
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу
к ООО "Отель "Оникс"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - ИФНС, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Отель "Оникс" (далее - Общество) о взыскании 266 860 руб. субсидии за апрель 2020 года, полученной по платежному поручению N 52644 от 01.06.2020 согласно Правилам предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила, Правила N 576).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 27.05.2021, исковые требования удовлетворены. 05.07.2021 судом изготовлено мотивированно решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определением суда от 16.09.2021 суд перешел к рассмотрению дела N А56-24548/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначил заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу к рассмотрению в судебном заседании Тринадцатого арбитражного апелляционного суда на 13.10.2021.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал заявленные требования.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае организацией ООО "Отель "Оникс" в налоговый орган - МИФНС N 9 по Санкт-Петербургу 02.05.2020 подано заявление по ТКС о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства N 576 субсидии за апрель 2020 г. на сумму 266 860 рублей.
На момент проведения проверки соответствия "Отель "Оникс" критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике:
1. Основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года - 55.10 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;
2. Налогоплательщик по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
3. Отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, относится к отраслям российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. N 434;
4. Получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства;
5. У получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей;
Процесс проверки соответствия критериям максимально автоматизирован и осуществляется посредством обработки программным комплексом ФНС России сведений, в том числе переданных внешними источниками, без участия сотрудников налоговых органов.
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, производен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
Факт перечисления ООО "Отель "Оникс" субсидии за апрель 2020 года в размере 266 860 руб. подтверждается выпиской по расчетному счету N 40702810355040005482, открытом в Северо-Западном банке ПАО Сбербанк, согласно которой денежные средства перечислены 01.06.2020 платежным поручением N 52644.
Факт получения субсидии ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" в своем отзыве не опровергает.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Правил установлено, что на момент рассмотрения заявления ООО "Отель "Оникс", в информационных ресурсах налогового органа, по причине технического сбоя, численность сотрудников Общества ошибочно составляла 38 работников, что соответствовало критериям для получения субсидии.
В свою очередь, согласно представленной из Пенсионного фонда Российской Федерации, письмами от 24.07.2020 N 12-04/22141, от 30.07.2020 N 12-04/22688 в ответ на запросы УФНС России по Санкт-Петербургу от 20.07.2020 N 05-48/41403, от 27.07.2020 N 05-48/42841, информации из отчетности по форме СЗВ-М, количество работников ООО "Отель "Оникс" в марте 2020 года - 22 работника, а в апреле 2020 года - 19 работников, что не соответствует критериям для получения субсидий установленных пунктом 3 Правил, тж. составляет менее 90% (19/22* 100=86,36%) от количества работников в марте 2020.
Таким образом, субсидия за апрель 2020 года перечислена ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" без соответствующих на то оснований.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, согласно которой Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 (далее - Постановление N 576) была предусмотрена возможность получения из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Кроме того, пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 434.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 576 размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12 130 рублей:
на количество работников в марте 2020 г. - в отношении организаций;
на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера, оплаты труда.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Постановления N 576, несет получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 г. получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 09-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 16 Закона N209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет-средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Закона N209-03).
В рассматриваемом случае организацией ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" в налоговый орган -МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу 02.05.2020 подано заявление по ТКС о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства N 576 субсидии за апрель 2020 г. на сумму 266 860 рублей.
На момент проведения проверки соответствия "ОТЕЛЬ ОНИКС" критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике:
1. Основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года - 55.10 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;
2. Налогоплательщик по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
3. Отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, относится к отраслям российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. N 434;
4. Получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства;
5. У получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей;
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Процесс проверки соответствия критериям максимально автоматизирован и осуществляется посредством обработки программным комплексом ФНС России сведений, в том числе переданных внешними источниками, без участия сотрудников налоговых органов.
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
Факт перечисления ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" субсидии за апрель 2020 в размере 266 860 руб. подтверждается выпиской по расчетному счету N 40702810355040005482, открытом в Северо-Западном банке ПАО Сбербанк, согласно которой денежные средства перечислены 01.06.2020 платежным поручением N 52644.
Факт получения субсидии ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" не опровергается, субсидия в размере 266 860 руб. поступила на счет, указанный в заявлении ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС".
Впоследствии Федеральной налоговой службой России проведен мониторинг исполнения Постановления N 576, по результатам которого установлено следующее:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии, в частности, количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах" (далее - СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В отчетности СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также ряд других видов договоров.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, сократившие штат более чем на 10 процентов (на основании анализа отчетности СЗВ-М) или более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, не могут претендовать на получение субсидии (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2021 по делу N А60-59419/2020.
Ответственность за достоверность информации, несет получатель субсидии. Количество работников получателя субсидии ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" в марте составляло 22 человека, в апреле -19 человек и в мае - 20 человек.
На момент рассмотрения заявления ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС", в информационных ресурсах налогового органа, по причине технического сбоя, численность сотрудников Общества ошибочно составляла 38 работников, что соответствовало критериям для получения субсидии.
В свою очередь, согласно представленной из Пенсионного фонда Российской Федерации, письмами от 24.07.2020 N 12-04/22141, от 30.07.2020 N 12-04/22688 в ответ на запросы УФНС России по Санкт-Петербургу от 20.07.2020 N 05-48/41403, от 27.07.2020 N 05-48/42841, информации из отчетности по форме СЗВ-М, численность работников ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС":
- в марте месяце 2020 года составляла - 22 работника;
- в апреле месяце 2020 года составляла - 19 работников, что составляет менее 90% (19/22*100=86,36%) от количества работников в марте 2020 года.
Инспекция обращает внимание суда на факт несоответствия Общества критериям для получения субсидий установленных пунктом 3 Правил.
Следовательно, субсидия за апрель 2020 года перечислена Обществу без соответствующих оснований.
Согласно, пункта 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 4 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган обращает внимание суда на то, что для получения субсидии Обществом были представлены недостоверные сведения относительно количество работников, что является основанием для ее возврата в случае обнаружения данного нарушения в результате проверки.
МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу в адрес ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" направлено уведомление от 13.08.2020 о выявлении факта неправомерного получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий. Письмо направлено почтовой корреспонденцией 14.08.2020 (список почтовых отправлений N103).
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 Ш29-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
В связи с неполучением уведомления от 13.08.2020 Инспекцией повторно в адрес заявителя было направлено уведомление от 23.12.2020 о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии, предусмотренной Постановлением Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, в размере 266 860 руб. за апрель 2020 года (список почтовых отправлений N 101 от 24.12.2020). Согласно информации на сайте Почты России, заказное письмо с идентификатором N 80095955816758 получено Обществом 28.12.2020 года. Таким образом, организация надлежаще уведомлена о неправомерно полученной ей субсидии и о необходимости ее возврата.
В налоговый орган ООО "ОТЕЛЬ ОНИКС" не представило пояснений о причине неправомерного направления 02.05.2020 заявления о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства N 576 субсидии за апрель 2020 года в размере 266 860 рублей.
Информация о возврате в бюджет Российской Федерации неправомерно (ошибочно) полученной суммы субсидий в Инспекцию не поступала. Таким образом, неправомерно (ошибочно) полученная субсидия в размере 266 860 руб. добровольно Обществом не возвращена, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2021 по делу N А56-24548/2021 отменить.
взыскать с ООО "Отель "Оникс" в доход федерального бюджета 266 860 руб. неосновательного обогащения, а также 8 337 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24548/2021
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Ответчик: ООО "ОТЕЛЬ "ОНИКС"