г. Пермь |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А50-24176/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Темерешевой С.В.,
судей Чепурченко О.Н., Шаркевич М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотниковой О.И.,
при участии:
конкурсный управляющий Гордеев М.Л., паспорт;
от иных лиц: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Гордеева Михаила Леонидовича
на определение Арбитражного суда Пермского края
от 15 декабря 2023 года,
о результатах рассмотрения заявления конкурсного управляющего должника о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного владения,
вынесенное в рамках дела N А50-24176/2020
о признании несостоятельным (банкротом) МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" (ОГРН 1075951000300, ИНН 5951043685),
УСТАНОВИЛ:
Определением арбитражного суда Пермского края от 12.10.2020 заявление публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания (далее - ПАО "Пермская энергосбытовая компания", заявитель) о признании муниципальное унитарное предприятие "Уинское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Уинское жилищно-коммунальное хозяйство", должник) несостоятельным (банкротом) принято к производству, возбуждено дело о банкротстве.
Определением арбитражного суда от 04.12.2020 в отношении МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Гордеев Михаил Леонидович, член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Объявление о введении наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 234 (6955) от 19.12.2020.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.04.2021 МУП "Уинское жилищно-коммунальное хозяйство" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден Гордеев М.Л.
Объявление о введении конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 77 (7039) от 30.04.2021.
11.05.2023 от конкурсного управляющего поступило заявление о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного владения в размере 7 692 651,24 руб. к ответчикам: Уинский муниципальный округ Пермского края в лице финансового управления Администрации Уинского муниципального округа Пермского края и Уинского муниципального округа Пермского края в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Уинского муниципального округа Пермского края.
Определением арбитражного суда от 03.10.2023 по обособленному спору назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Инвест-Аудит" Анохиной Светлане Геннадьевне. Перед экспертом поставлены следующие вопросы: какова остаточная стоимость в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на момент изъятия из МУП "Уинское ЖКХ" следующего имущества на территории с. Уинское:
1.1. Сооружение: водовод от насосных станций 1-го подъема до насосной станции 11-го подъема в селе Уинское Пермского края, с кадастровым номером 59:36:0000000:1586, расопложенный по адресу: Пермский край, Уинский район, Ленинское сельское поселение, урочище "Фомино".
1.2. Насосная станция 1 подъема, скважины N 4624. 1416,1414, с кадастровым номером 59:36:0000000:1534, расположенное по адресу: Пермский край, Уинский район. Ленинское сельское поселение, урочище "Фомино".
1.3. Сооружение: насосная станция 1-го подъема, скважина N 1415, с кадастровым номером 59:36:0000000:1533, расположенное по адресу: Пермский край. Уинский район. Ленинское сельское поселение, урочище "Фомино".
1.4. Сетевые водопроводы, с кадастровым номером 59:36:0000000:1525. расположенные по адресу: Пермский край, Уинский район, улица Искринская, Советская, Ленина, Уральская. Строителей. Сиреневая. Прохладная. Пряхина. Энергетиков. Северная
1.5. Сооружение водоснабжения и водоотведения, с кадастровым номером 59:36:0000000:1576, расположенное по адресу: Пермский край, Уинский район, с. Уинское, ул.1 Мая, ул. Бабушкина.
1.6. Сооружение водоснабжения и водоотведения, с кадастровым номером 59:36:0000000:1574. расположенное по адресу: Пермский край. Уинский район. с. Уинское, ул. Кирова. Куйбышева, Труда, Гагарина. 8 Марта. Мира. Калинина, Дружбы. Коммунистическая, Набережная.
1.7. Сооружение водоснабжения и водоотведения, с кадастровым номером 59:36:0000000:1575, расположенное по адресу: Пермский край. Уинский район. с. Уинское, ул. Нагорная, Светлая, Космонавтов, Юбилейная. 30 лет Победы, 50 лет Октября, Октябрьская, Свободы. Дальняя, Зеленая.
1.8. Реконструкция разводящих сетей водопровода с. Уинское Пермской области, с кадастровым номером 59:36:0000000:700, расположенная по адресу: Пермский край. Уинский р-н, с Уинское, ул. 50 лет Октября, ул. Коммунальная. ул. 8 Марта, ул. Лесная. ул. Речная. ул. Труда, ул. Заречная, ул. Пролетарская, ул. Свободы. Реконструкция разводящих сетей водопровода, ул. Коммунальная, ул. 8 Марта, ул. Лесная, ул. Речная, ул.Т руда, ул. Заречная, ул. Пролетарская, ул. Свободы.
1.9. Насосная станция II подъема, с кадастровым номером 59:36:0340435:23. расположенная по адресу: Российская Федерация. Пермский край. Уинский район, с. Уинское. ул. Космонавтов, дом 11а.
1.10. Водопровод, с кадастровым номером 59:36:0000000:2118, расположенный по адресу: Российская Федерация, Пермский край, Уинский район, с. Уинское.
1.11. Водопровод, с кадастровым номером 59:36:0000000:2089. расположенный по адресу: Российская Федерация. Пермский край. Уинский район, с. Уинское, ул. Уральская, ул. Светлая, ул. Космонавтов, ул. Молодежная, ул. Юбилейная, ул. Зеленая, ул. Свободы, ул. Кирова, ул. Ольховая.
1.12. Реконструкция разводящих сечей водопровода в с.Уинское Пермского края, с кадастровым номером 59:36:0000000:922. расположенного по адресу: Пермский край. Уинский район, с. Уинское, ул. Тихая, ул. Аспинская, ул. Морозовых.
05.12.2023 от ООО "Инвест-Аудит" поступило экспертное заключение.
Определение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2023 заявление удовлетворено частично. Солидарно с Уинского муниципального округа Пермского края в лице финансового управления Администрации Уинского муниципального округа Пермского края и Уинского муниципального округа Пермского края в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Уинского муниципального округа Пермского края взыскано в конкурсную массу должника - МУП "Уинское ЖКХ" 1 581 735,75 руб. компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного владения. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, конкурсный управляющий Гордеев М.Л. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, взыскать с ответчиков компенсацию уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения должника сумму в размере остаточной стоимости имущества на дату передачи в размере 7 692 651,24 руб.
В обоснование жалобы заявитель ссылаясь на статью 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Постановление Правительства Российский Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" указывает, что Муниципальному образованию было передано имущество, относящееся к 10 амортизационной группе. Управляющий отмечает, что на основании приказа Управления имущественных и земельных отношений Администрации Уинского МО Пермского края N 259-01-03-N 125 от 28.03.2023 было приказано: изъять из хозяйственного ведения МУП "Уинское жилищно-коммунальное хозяйство" имущество балансовой стоимостью 33 182 897,32 руб., остаточной стоимостью 7 692 651,24 руб. Таким образом, Управлением имущественных и земельных отношений Администрации Уинского муниципального округа Пермского края было изъято из хозяйственного ведения МУП "Уинское жилищно-коммунальное хозяйство" имущество остаточной стоимостью 7 692 65124 руб. и по этой же остаточной стоимости данное имущество было передано новому МУПу. Следовательно, на дату вынесения приказа ответчик относил передаваемое имущество к 10 амортизационной группе, более того, он по этой же остаточной стоимости передал имущество МУП "Уинсктепорэнерго" и считал данную передачу правомерной. Полагает, что судом первой инстанции не применены норм статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Из изложенного следует, что, находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения не подлежат продаже с торгов в порядке пунктов 4 - 4.2 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). При этом возврат данных объектов в муниципальную казну должен сопровождаться компенсацией стоимости данных объектов со стороны собственника имущества должника. Управляющий обращает внимание суда, что согласно сложившейся по данному вопросу правоприменительной практике, при определении разумного размера компенсации за изъятие имущества, владение и распоряжение которым связано с возложенными на муниципальное образование обязанностями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения и водоотведения, по надлежащему содержанию имущества и сохранению их целевого назначения, следует исходить из необходимости обеспечения баланса частных интересов конкурсных кредиторов должника, разумно рассчитывающих на удовлетворение установленных требований, и публичных интересов муниципального образования и его жителей. Также указывает, что МУП "Уинское ЖКХ" ответчику было передано 12 объектов недвижимого имущества, при этом только 6 из них были переданы с денежным выражением остаточной балансовой стоимости, у остальных 6 объектов остаточная балансовая стоимость - 0 руб., хотя рыночная стоимость полностью самортизированных 6 объектов составляет - 10 950 000 руб. Таким образом, с учетом необходимости соблюдения принципов разумности и соразмерности, обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, апеллянт считает разумной суммой компенсации балансовую остаточную стоимость имущества в размере 7 692 651,24 руб., указанную сторонами и согласованную сторонами в акте приема-передачи недвижимого имущества от 28.03.2023.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступало.
В судебном заседании конкурсный управляющий доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представителей в суд не направили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, основной деятельностью МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" являлось оказание услуг населению, бюджетным организациям, юридическим лицам по водоснабжению, водоотведению, находящимся на территории Уиского сельского поселения.
В период с 2008 по 2011 годы Администрация Уинского сельского поселения передала должнику имущество, необходимое для осуществления хозяйственной деятельности по водоснабжению и водоотведению на праве хозяйственного ведения на основании распоряжений: N 114 от 30.08.2011, N 121 от 28.09.2008, N 94 от 01.09.2008 и договора о передаче недвижимого муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" от 15.01.2008, от 28.09.2009, от 30.08.2011.
Имущество было оценено независимым оценщиком, представлен оценочный отчет N 11888 от 24.06.2022. Рыночная стоимость объектов имущества водоснабжения (водоотведения), расположенных по адресу: Пермский край. Уинский район, составлял 16 467 000 руб.
Согласно утверждённого собранием кредиторов Положения от 25.08.2021 "О порядке, сроках и условиях реализации недвижимого имущества МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" было выставлено на продажу в виде открытого конкурса как социально значимый объект. На первых и повторных торгах имущество реализовано не было в виду отсутствия заявок. Торги были признаны несостоявшимися (протоколы от 15.10.2022, от 21.11.2022).
28.03.2022 между собственниками имущества - Управлением имущественных и земельных отношений администрации Уинского МО Пермского края и конкурсным управляющим подписано соглашение о расторжении договоров передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
Приказом от 28.03.2023 N 259-01-03N 125 и Управлением имущественных и земельных отношений администрации Уинского МО Пермского края имущество водоснабжения (водоотведения) было изъято из МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство", расторгнуты договоры о передачи недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" от 15.01.2008, от 28.09.2009. от 30.08.2011. Этим же приказом имущество закреплено в составе муниципальной казны Уинского МО Пермского края и передано в хозяйственное ведение МУП "Уинсктеплоэнерго".
28.03.2023 по акту приема-передачи социально значимое имущество водоснабжения (водоотведения) было передано от МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" в управление имущественных и земельных отношений администрации Уинского МО.
05.12.2022 конкурсный управляющий письмом N 20 обратился к собственникам имущества с предложением рассмотреть вопрос о возможности компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с передачей имущества и в с связи с прекращением права хозяйственного ведения. В обоснование суммы компенсации предложена остаточная балансовая стоимость объектов водоснабжения по состоянию на 01.01.2023, которая составляет 7 692 651 руб. Собственник имущества с выплатами не согласился.
В связи с возникшими между конкурсным управляющим и собственниками имущества разногласиями, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании солидарно с Уиснкого МО Пермского края в лице финансового управления администрации Уинского МО Пермского края и с Уинского МО Пермского края в лице управления имущественных и земельных отношений администрации Уинского Мо Пермского края в пользу МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" компенсацию уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственно ведения должника в размере остаточной стоимости имущества на дату передачи в размере 7 692 651,24 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, пришел к выводу о взыскании стоимости имущества в размере 1 581 735,75 руб., согласно экспертному заключению ООО "Инвест-Аудит"
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции, в силу следующего.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве, объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве, Обзор N 3 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019), споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, передача муниципальным образованиям на основании пункта 4 статьи 104 Закона о банкротстве перечисленных в нем объектов должны осуществляться исходя из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов защиты частной собственности, включая недопустимость ее чрезмерного ограничения (статья 8, часть 2; статья 35 и статья 55, часть 3), что предполагает выплату должникам собственникам передаваемых объектов разумной компенсации. При этом впредь до законодательного урегулирования размеров компенсации и механизма межбюджетных отношений, который обеспечил бы реализацию решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению расходов бюджетов разных уровней, необходимо руководствоваться действующим гражданским и финансовым законодательством. С учетом выводов, содержащихся в настоящем Постановлении, подлежит применению, в частности, статья 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры же о размерах компенсаций, возникающие между должником, кредитором и государством, подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При определении разумного размера компенсации за изъятие имущества, владение и распоряжение которым связано с возложенными на муниципальное образование обязанностями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации тепло- и водоснабжения, водоотведения, следует исходить из необходимости обеспечения баланса частных интересов конкурсных кредиторов должника, разумно рассчитывающих на удовлетворение установленных требований, и публичных интересов муниципального образования и его жителей.
Определяя размер компенсации за изъятое имущество необходимо учитывать факторы социального обременения объектов, износа, года постройки объектов, а также их беспрерывную эксплуатацию, ограничения при установлении платы за коммунальные услуги, не покрывающие расходы на ремонт и содержание имущества.
Как указывалось выше, в период с 2008 по 2011 годы Администрация Уинского сельского поселения передала должнику имущество, необходимое для осуществления хозяйственной деятельности по водоснабжению и водоотведению на праве хозяйственного ведения на основании распоряжений: N 114 от 30.08.2011, N 121 от 28.09.2008, N 94 от 01.09.2008 и договора о передаче недвижимого муниципального имущества на праве хозяйственного ведения МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" от 15.01.2008, от 28.09.2009, от 30.08.2011.
Имущество было оценено независимым оценщиком, представлен оценочный отчет N 11888 от 24.06.2022. Рыночная стоимость объектов имущества водоснабжения (водоотведения), расположенных по адресу: Пермский край. Уинский район, составлял 16 467 000 руб.
Согласно утверждённого собранием кредиторов Положения от 25.08.2021 "О порядке, сроках и условиях реализации недвижимого имущества МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" было выставлено на продажу в виде открытого конкурса как социально значимый объект. На первых и повторных торгах имущество реализовано не было в виду отсутствия заявок. Торги были признаны несостоявшимися (протоколы от 15.10.2022, от 21.11.2022).
28.03.2022 между собственниками имущества - Управлением имущественных и земельных отношений администрации Уинского МО Пермского края и конкурсным управляющим подписано соглашение о расторжении договоров передачи муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
Приказом от 28.03.2023 N 259-01-03N 125 Управлением имущественных и земельных отношений администрации Уинского МО Пермского края имущество водоснабжения (водоотведения) было изъято из МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство", расторгнуты договоры о передачи недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" от 15.01.2008, от 28.09.2009. от 30.08.2011. Этим же приказом имущество закреплено в составе муниципальной казны Уинского МО Пермского края и передано в хозяйственное ведение МУП "Уинсктеплоэнерго".
28.03.2023 по акту приема-передачи социально значимое имущество водоснабжения (водоотведения) было передано от МУП "Уинское жилищно - коммунальное хозяйство" в управление имущественных и земельных отношений администрации Уинского МО.
В целях определения размера компенсации за имущество, находящееся в пользовании должника, в рамках настоящего спора назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Инвест-Аудит" Анохиной С.Г.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы: какова остаточная стоимость в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на момент изъятия из МУП "Уинское ЖКХ" следующего имущества на территории с. Уинское:
1.1. Сооружение: водовод от насосных станций 1-го подъема до насосной станции 11-го подъема в селе Уинское Пермского края, с кадастровым номером 59:36:0000000:1586, расопложенный по адресу: Пермский край, Уинский район, Ленинское сельское поселение, урочище "Фомино".
1.2. Насосная станция 1 подъема, скважины N 4624. 1416,1414, с кадастровым номером 59:36:0000000:1534, расположенное по адресу: Пермский край, Уинский район. Ленинское сельское поселение, урочище "Фомино".
1.3. Сооружение: насосная станция 1-го подъема, скважина N 1415, с кадастровым номером 59:36:0000000:1533, расположенное по адресу: Пермский край. Уинский район. Ленинское сельское поселение, урочище "Фомино".
1.4. Сетевые водопроводы, с кадастровым номером 59:36:0000000:1525. расположенные по адресу: Пермский край, Уинский район, улица Искринская, Советская, Ленина, Уральская. Строителей. Сиреневая. Прохладная. Пряхина. Энергетиков. Северная
1.5. Сооружение водоснабжения и водоотведения, с кадастровым номером 59:36:0000000:1576, расположенное по адресу: Пермский край, Уинский район, с. Уинское, ул.1 Мая, ул. Бабушкина.
1.6. Сооружение водоснабжения и водоотведения, с кадастровым номером 59:36:0000000:1574. расположенное по адресу: Пермский край. Уинский район. с. Уинское, ул. Кирова. Куйбышева, Труда, Гагарина. 8 Марта. Мира. Калинина, Дружбы. Коммунистическая, Набережная.
1.7. Сооружение водоснабжения и водоотведения, с кадастровым номером 59:36:0000000:1575, расположенное по адресу: Пермский край. Уинский район. с. Уинское, ул. Нагорная, Светлая, Космонавтов, Юбилейная. 30 лет Победы, 50 лет Октября, Октябрьская, Свободы. Дальняя, Зеленая.
1.8. Реконструкция разводящих сетей водопровода с. Уинское Пермской области, с кадастровым номером 59:36:0000000:700. расположенная по адресу: Пермский край. Уинский р-н, с. Уинское, ул. 50 лет Октября, ул. Коммунальная, ул. 8 Марта, ул. Лесная, ул. Речная, ул. Труда, ул. Заречная, ул. Пролетарская, ул. Свободы. Реконструкция разводящих сетей водопровода, ул. Коммунальная, ул. 8 Марта, ул. Лесная, ул. Речная, ул. Труда, ул. Заречная, ул. Пролетарская, ул. Свободы.
1.9. Насосная станция II подъема, с кадастровым номером 59:36:0340435:23. расположенная по адресу: Российская Федерация. Пермский край. Уинский район, с. Уинское. ул. Космонавтов, дом 11а.
1.10. Водопровод, с кадастровым номером 59:36:0000000:2118, расположенный по адресу: Российская Федерация, Пермский край, Уинский район, с. Уинское.
1.11. Водопровод, с кадастровым номером 59:36:0000000:2089. расположенный по адресу: Российская Федерация. Пермский край, Уинский район, с. Уинское, ул. Уральская, ул. Светлая, ул. Космонавтов, ул. Молодежная, ул. Юбилейная, ул. Зеленая, ул. Свободы, ул. Кирова, ул. Ольховая.
1.12. Реконструкция разводящих сечей водопровода в с.Уинское Пермского края, с кадастровым номером 59:36:0000000:922. расположенного по адресу: Пермский край. Уинский район, с. Уинское, ул. Тихая, ул. Аспинская, ул. Морозовых.
Согласно заключению эксперта ООО "Инвест-Аудит" остаточная стоимость имущества составляет 1 581 735,75 руб.
Заключение эксперта достаточно мотивировано, выводы эксперта обоснованы, противоречия в выводах эксперта отсутствуют, оснований сомневаться в обоснованности заключения не имеется. Экспертное заключение содержит однозначный ответ на поставленный судом вопрос, не содержит неясностей, неточностей, вероятных выводов, изложено понятным языком.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции справедливо отметил, что компенсация возврата объектов свободными от прав третьих лиц со стороны их собственника, должна обеспечивать баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал справедливой, учитывающей принципы разумности, соразмерности, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов, компенсацию уменьшения конкурсной массы должника в размере 1 581 735,75.
Доводы жалобы конкурсного управляющего о том, что применение размера балансовой стоимости фактически отличной от стоимости, установленной экспертизой, является необоснованным, не могут быть приняты во внимание.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 N 306-ЭС18-26294 (2,3), размер компенсации следует определять с точки зрения обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В данном случае суд, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, с учетом баланса интересов кредиторов и публичных целей изъятия имущества должника, действуя в пределах своих полномочий, установил размер причитающейся должнику компенсации за переданные объекты.
Отклоняя доводы конкурсного управляющего, суд апелляционной инстанции отмечает, что размер компенсации не может быть безусловно отождествлен с рыночной, остаточной или балансовой стоимостью указанного имущества.
Указанные показатели могут служить лишь одним из ориентиров при определении справедливой итоговой компенсационной величины; исходя из необходимости целевого назначения, социальной значимости и состояния изъятых объектов, сумма, подлежащая взысканию подлежит определению в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств соответствующего дела, при соблюдении принципов разумности и соразмерности, а также обеспечения баланса публичных и частных интересов.
В настоящем случае, определяя размер компенсации за изъятое имущество, судом первой инстанции учтены факторы социального обременения объектов, соблюдены принципы разумности и соразмерности, а также обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, апелляционный суд не усматривает значимых оснований для пересмотра размера компенсации, определенного судом первой инстанции.
Иные доводы, содержащиеся в жалобах, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обжаловании определений, не предусмотренных в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины не предусмотрена, государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы заявителем не уплачивалась.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 15 декабря 2023 года по делу N А50-24176/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.В. Темерешева |
Судьи |
О.Н. Чепурченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24176/2020
Должник: МУП "УИНСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Кредитор: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ПАО "ПЕРМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Мухаметханов Эдуард Хамисович, Плотников Андрей Николаевич, АДМИНИСТРАЦИЯ УИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ, АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМЬ", АССОЦИАЦИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Гордеев Михаил Леонидович, Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МИФНС РФ N 5 по ПК
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3284/2022
15.02.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17791/2021
21.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3284/2022
15.03.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17791/2021
12.04.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24176/20