г. Москва |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А40-98195/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Д.Е. Лепихина,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ООО "Кинопоиск"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2021 по делу N А40-98195/21
по заявлению ООО "Кинопоиск" (ОГРН: 1077759854919, ИНН: 7710688352)
к Управлению Роскомнадзора по ЦФО (ОГРН 1047796549118, ИНН 7706545288)
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кинопоиск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Роскомнадзора по ЦФО (далее - административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2021 г. N ПО-77/21/349.
Решением суда от 04.08.2021 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ.
От общества вместе с апелляционной жалобой в материалы дела поступило ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд не находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 227 АПК РФ, Арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если установит, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, поскольку имеется необходимость для выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, а также имеется необходимость более подробного выяснения обстоятельств, которые послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Между тем, доводы общества, изложенные в ходатайстве, не могут быть приняты апелляционным судом как безусловное основание для удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам.
Таким образом, ходатайство общества о рассмотрении дела по общим правилам не подлежит удовлетворению
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 18.03.2021 в 12:04 выявлено административное правонарушение.
Общество по адресу места нахождения Садовническая ул., д. 82, стр. 2, пом. 9А01, Москва, не исполняет обязанность трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий либо процесса потребления табака, чем допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Правонарушение выявлено в ходе проведения мониторинга в отношении аудиовизуального сервиса "Кинопоиск".
В результате анализа записей художественных фильмов, распространенных аудиовизуальным сервисом "Кинопоиск" за период с 02.03.2021 по 18.03.2021, установлено, что трансляция социальной рекламы о вреде потребления табака не обеспечивается при демонстрации следующих художественных фильмов:
- "Их звездный час" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:06:34-00:08:18; 00:22:44-00:23:00; 00:30:44-00:33:10; 00:41:55- 00:42:31; 00:57:23-00:58:02; 00:59:13-01:00:41; 01:40:54-01:41:18),
- "Красный воробей" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:09:50-00:09:54; 00:10:53-00:11:00; 00:26:13-00:27:10; 01:07:36- 01:07:40; 01:12:20-01:12:23; 01:33:27-01:33:42; 01:54:00-01:56:05),
- "10 причин моей ненависти" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:21:19-00:21:52; 00:22:38-00:22:40; 00:32:58-00:33:17; 00:42:49-00:42:52; 00:33:01-00:33:22; 00:35:52-00:36:11; 00:40:53-00:41:03; 00:42:25- 00:42:29),
- "Неадекватные люди" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:12:07-00:12:46; 00:22:36-00:22:38; 00:21:43-00:21:44; 00:38:11- 00:39:02; 00:39:11-00:39:21),
- "Области тьмы" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:03:58-00:04:05),
- "Одним меньше" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:05:27-00:05:42; 00:12:12-00:13:52; 00:34:42-00:34:46; 00:51:17- 00:54:27; 01:21:46-01:22:25; 01:28:47-01:28:59),
- "Клуб миллиардеров" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:02:04-00:02:07; 00:06:47-00:07:40; 00:25:18-00:25:25; 00:36:02- 00:38:11; 00:53:45-00:53:50; 01:03:58-01:04:40; 01:13:40-01:13:45; 01:18:37-01:18:40),
- "Красный дракон" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:36:53-00:36:59; 01:08:28-01:08:34),
- "Воды слонам!" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 0:24:16-0:24:32; 0:45:08-0:46:00; 0:56:08-0:56:35; 01:03:25-01:03:40; 01:10:41-01:12:30),
- "Выживший" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:29:31-00:29:33; 00:46:17-00:47:27; 00:54:38-00:54:48; 01:41:43-01:41:53; 01:52:10-01:53:13),
- "31:праздник смерти" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:03:14-00:05:32; 00:12:56-00:13:08; 00:15:54-00:18:50; 01:26:15- 01:27:42),
- "По соображениям совести" (время демонстраций табачных изделий и процесса потребления табака: 00:27:02 - 00:27:36; 00:43:58 - 00:46:04; 01:04:06 -01:05:08),
- "Сияние" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:25:42-00:25:46; 00:34:11-00:36:15; 01:08:49-01:09:17),
- "Тоня против всех" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:00:34 - 00:01:09; 00:02:18 - 00:05:13; 00:07:57 -00:07:59; 00:17:13 - 00:17:29; 00:17:49 - 00:19:00; 00:22:28 - 00:22:46; 00:24:10 -00:24:15; 00:36:38 - 00:37:01; 00:38:48 - 0:39:07; 00:43:17 - 00:43:29; 00:47:59 -00:50:02; 00:53:11 - 00:54:58; 01:27:37 - 01:27:42),
-"Роковая красотка" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:05:58-00:06:28; 00:07:00-00:08:05; 00:08:55-00:10:02; 00:11:10- 00:12:56; 00:13:40-00:14:20; 00:21:26-00:21:34; 00:40:23-00:41:11),
-"Хранители" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:00:25-00:03:30; 00:05:49-00:06:51; 00:08:09-00:08:13; 00:08:58-00:09:05; 00:34:20-00:35:10; 00:37:44-00:41:40; 00:50:05-00:50:20; 01:07:47-01:07:54; 01:33:47- 01:34:44; 01:42:30-01:44:45; 02:00:13-02:00:50; 00:58:37-00:59:32, 01:43:07-01:43:27),
-"Ночной продавец" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:10:50-00:12:36; 00:29:40-00:30:44; 00:38:12-00:38:53; 00:45:25- 00:45:55; 00:54:54-00:56:26; 01:21:13-01:21:44),
-"Королевство полной луны" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:03:37-00:03:49; 00:05:28-00:07:30; 00:14:17-00:14:52; 00:16:29-00:16:33; 00:53:56-00:54:20; 00:56:03-00:57:01),
-"Заяц над бездной" (время демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака: 00:11:27-00:11:29; 00:29:42-00:29:44; 00:40:34-00:40:45; 00:55:33- 00:55:36).
На основании поручения Центрального аппарата Роскомнадзора от 26.03.2021 N 04СВ-18115 административным органом был составлен протокол от 19.04.2021 N АП77/21/1687 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ в отношении общества.
27.04.2021 уполномоченным лицом административного органа в присутствии защитников по доверенности рассмотрен протокол об административном правонарушении от 19.04.2021 N АП-77/21/1687 и вынесено постановление N ПО-77/21/349 по делу об административном правонарушении (далее - постановление), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно условиями просмотра платного контента на сервисе Кинопоиск, размещенном на сайте в сети "Интернет" https://yandex.ru/legal/kinopoisk_vod/ и ответу представителя общества от 16.04.2021 N 1101302, общество является владельцем аудиовизуального сервиса "Кинопоиск", доступ к которому осуществляется посредством сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с доменным именем https://kinopoisk.ru.
Согласно сведениям, содержащимся на сайте административного органа, аудиовизуальный сервис "Кинопоиск" включен в реестр аудиовизуальных сервисов от 02.12.2020, реестровый номер 4-AVS.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15- ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, процесса потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака или никотиносодержащей продукции непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.
Таким образом, обществом при указанных выше обстоятельствах допущено нарушение требований части 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
В своей жалобе на постановление общество не признает факт административного правонарушения, указывает, что статус владельца аудиовизуального сервиса установлен статьей 10.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
При этом соответствующая обязанность по трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака законом на владельца аудиовизуального сервиса не возложена.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" соответствующая обязанностью возложена лишь на вещателя и организатора демонстрации.
Общество не является вещателем либо организатором демонстрации.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" обязанность трансляции социальной рекламы возлагается на вещателей либо организаторов демонстрации.
В данном законе не даны определения понятий вещателя и организатора демонстрации.
В соответствии со статьей 2 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
Общество не является вещателем, поскольку не осуществляет формирование и распространение телеканалов на основании лицензии на вещание.
Статус владельца аудиовизуального сервиса определен статьей 10.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 10.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" владельцем аудиовизуального сервиса является владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации (далее - владелец АВС).
Ключевым моментом при определении понятия владельца аудиовизуального сервиса является факт формирования и (или) организации распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений.
Поскольку для включения в реестр владельца ABC необходимо формирование и (или) организация распространения в сети "Интернет" совокупности аудиовизуальных произведений за плату и (или) при условии просмотра рекламы, а общество включено в реестр 02.12.2020 с регистрационным номером N 4-AVS, то довод общества о предоставлении доступа к контенту владельца ABC исключительно для некоммерческого использования не состоятелен.
Следовательно, владелец аудиовизуального сервиса является организатором распространения аудиовизуальных произведений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" показом фильма является публичная демонстрация фильма, осуществляемая в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами. Соответственно, под демонстратором фильма понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее показ фильма.
В Федеральном законе от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" не определено, какими именно "другими техническими способами" возможна демонстрация фильма.
Учитывая специфику распространения информации посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение фильмов с использованием данной сети является "демонстрацией другими техническими способами".
Следовательно, общество является демонстратором фильмов и осуществляет их показ.
Таким образом, обществом нарушены требования части 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", за которое в соответствии со ст. 14.3.1 ч. 5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
После получения видеозаписи, на основании письма административного органа от 26.03.2021 N 04СВ-18115 и в целях соблюдения требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом в адрес общества была направлена телеграмма N31721-21/77 от 09.04.2021 о составлении прокола об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ.
На данную телеграмму поступило извещение о том, что она вручена 12.04.2021 курьеру Абушаеву.
В назначенное время 19.04.2021 в отсутствии законного представителя и в присутствии защитника общества, действовавшего на основании доверенности - Чуйко Н.А., ведущим специалистом-экспертом административного органа И.А. Коноваловым был составлен протокол об административном правонарушении от 19.04.2021 N АП-77/21/1687.
Определением от 19.04.2021 N ОН-77/21/34865 дело было назначено к рассмотрению на 27.04.2021.
В назначенное время в присутствии защитников общества по доверенности Румянцевой В.А. и Чуйко Н.А. заместителем руководителя административного органа О.А. Коротовой было рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого было вынесено постановление от 27.04.2021 N ПО-77/21/349.
Постановлением от 27.04.2021 N ПО-77/21/349 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.44 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе старшие государственные инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п. 15 Положения об Управлении, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 38, руководитель Управления и его заместители (заместитель), в обязанности которых входит осуществление государственного надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, по должности являются старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Таким образом, заместитель руководителя административного органа Коротова О.А. была уполномочена вынести постановление от 27.04.2021 N ПО-77/21/349.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Так как административный орган является органом, уполномоченным в соответствии с ч. 1 ст. 23.44 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, то его должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по указанной статье.
Приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 N 16 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 Перечня в территориальных органах Роскомнадзора протоколы вправе составлять, в том числе, ведущие специалисты-эксперты отделов.
Протокол об административном правонарушении от 19.04.2021 N АП-77/21/1687 составлен ведущим специалистом-экспертом административного органа И.А. Коноваловым.
В связи с этим, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, оспариваемое постановление соответствует требованиям закона, у должностных лиц административного органа имелись основания для привлечения к административной ответственности и применения меры в виде штрафа в размере 100 000 рублей, у должностных лиц имелись полномочия на вынесение постановления.
На основании изложенного постановление административного органа по делу об административном правонарушении от 27.04.2021 N ПО-77/21/349 является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив, имеющиеся в деле, доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При этом обществом не представлено доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Учитывая изложенные фактические обстоятельства, требования приведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, в действиях общества.
С учетом требований 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено заинтересованным лицом в минимальном размере санкции ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения общества, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем те, которые суд первой инстанции изложил в своем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ч.4 ст.229, ст.ст.258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2021 по делу N А40-98195/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98195/2021
Истец: ООО "КИНОПОИСК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ