г. Челябинск |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А07-22822/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2021 по делу N А07-22822/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН - АВТО" - Тептерева Н.В. (доверенность N 12 от 01.06.2021, диплом);
Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Шамсутдинова З.З. (доверенность N 94-04-02011 от 10.12.2020, диплом), Кузнецова Л.А. (доверенность N 94-04-00192 от 09.02.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-Авто" (далее - заявитель, общество, ООО "Регион-Авто") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, УТС Администрации ГО г. Уфа РБ), о признании недействительным приказа от 27.12.2019 N 72 в части отмены и исключения из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан маршрута N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК", а также об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, включив в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан предусмотренные частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) сведения о маршруте N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2021 (резолютивная часть решения объявлена 26.07.2021) требования заявителя удовлетворены, признан недействительным приказ Управления от 27.12.2019 N 72 в части отмены и исключения из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан маршрута N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК", на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления (включения) в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан сведений о маршруте N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК". Также судом взыскано с Управления в пользу общества 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, УТС Администрации ГО г. Уфа РБ обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы указывает на следующие обстоятельства: муниципальный маршрут регулярных перевозок N 110м отменен и исключен из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с установленным порядком на основании решения межведомственной комиссии от 20.12.2019, принятого в пределах ее полномочий; документом планирования в редакции 2019 года было предусмотрено установление этого маршрута в качестве маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, но постановлением Администрации от 13.03.2020 N 333 внесены изменения в документ планирования регулярных перевозок, в соответствии с которыми, маршрут подлежит отмене, так как предусмотрено установление этого маршрута регулярных перевозок по регулируемым тарифам; перевозка пассажиров по регулируемым тарифам позволяет пассажирам пользоваться услугами по перевозке на льготных условиях, при этом перевозчику возмещается недополученный доход; общество осуществляло перевозку по четырем маршрутам регулярных перевозок, от перевозки по рем маршрутам впоследствии отказалось и в настоящее время обслуживает один маршрут, с установленным количеством транспортных средств - 20 единиц (при том, то в конкурсной документации по спорному маршруту установлено требование о наличии 22 единиц транспортных средств), общество является микропредприятием (внесено в соответствующий реестр) со среднесписочной численностью работников - 15 человек, то есть не имеет возможности осуществлять обслуживание спорного маршрута; общество пропустило срок на обжалование приказа, а его довод о том, что оно узнало о спорном приказе в ходе заседания суда по делу N А76-20244/2019 несостоятелен, так как на указанном заседании эту информацию озвучили именно представители общества, при этом, 17.03.2020 на сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан своевременно была опубликована информация о внесении изменений в документ планирования регулярных перевозок постановлением от 13.03.2020 N 333.
В судебном заседании представители Управления на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель общества в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что ООО "Регион-Авто" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1030203947036, основным видом деятельности общества является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта. Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от 22.06.019 N АК 102-000528.
На основании приказа УТС Администрации ГО г. Уфа РБ от 18.03.2019 N 18 на официальном сайте Администрации ГО г. Уфа 20.03.2019 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также конкурсная документация.
В соответствии с протоколом от 22.04.2019 N 2/1.1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, по лоту N 1 (маршрут N110 м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК") поступило 10 заявок, включая заявку ООО "Регион - Авто".
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 2/3.1 от 22.05.2019, победителем открытого конкурса по лоту N 1 признано ООО "Регион -Авто".
24.05.2019 опубликован протокол подведения итогов открытого конкурса N 2/4.1, согласно которому победителю конкурса по лоту N1 - ООО "Регион-Авто" решено выдать свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты муниципального маршрута на срок пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в конкурсе.
30.05.2019 в адрес ООО "Регион-Авто" от организатора конкурса - УТС Администрации ГО г. Уфа РБ поступило уведомление N 94-04-806/5 от 29.05.2019 о поступлении в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан жалобы ГУП "Башавтотранс" и приостановлении торгов.
11.06.2019 на официальном сайте организатора конкурса опубликовано извещение о том, что во исполнение предупреждения антимонопольного органа N ТО 002/02/15-1153/2019 от 07.06.2019 и на основании изданного УТС Администрации ГО г. Уфа РБ приказа N 34 от 10.06.2019 состоявшийся открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа, информация о котором размещена 20.03.2019 и где разыгрывался маршрут N 110м, аннулирован.
Посчитав действия антимонопольного органа и УТС Администрации ГО г. Уфа РБ незаконными, ООО "Регион-Авто" обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2020 по делу N А07-20244/2019 приказ УТС Администрации ГО г. Уфа РБ N 34 от 10.06.2019 в части аннулирования открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа город Уфа, информация о котором размещена 20.03.2019 на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.ufacity.info/auction/), признан незаконным и отменен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по делу N А07-20244/2019 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2020 изменено, предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 07.06.2019 N Т0002/01/15-1153/2019, а также приказ Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 10.06.2019 N34 в части аннулирования открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту N110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" (лот N1) признаны недействительными (незаконными). Вместе с тем, в удовлетворении требований в части выдачи карт маршрута и свидетельства заявителю - как победителю конкурса, отказано в связи с исключением маршрута N110-м из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок приказом Управления от 27.12.2019 N72.
Как указывает заявитель, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции по делу N А07-20244/2019 из дополнения к апелляционной жалобе Управления ему стало известно о том, что УТС Администрации ГО г. Уфа РБ с учетом мнения Межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории ГО г. Уфа (далее МВК) в связи с неоказанием услуг по организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" принято решение об отмене этого маршрута, в результате чего маршрут был исключен из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок. При этом, на официальном сайте Администрации ГО г. Уфа РБ информация об отмене 23 маршрутов (включая спорный маршрут) появилась лишь в августе 2020 года, и не содержала реквизитов принятых Управлением решений, предшествующих размещению данной информации. По мнению общества, решение об отмене маршрута принято с целью воспрепятствования реальному восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
10.08.2020 общество обратилось в Управление с заявлениями о выдаче свидетельства и карты маршрута по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК". В ответ на это обращение Управление письмом от 11.08.2020 отказало в выдаче правоустанавливающих документов для осуществления перевозочной деятельности по спорному маршруту.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителем в суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта органа местного самоуправления, которым отмен и исключен из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан маршрут N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК". Порядок рассмотрения таких требований установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Управление полагает, что заявитель пропустил установленный законом трехмесячный срок на обжалование приказа от 27.12.2019 N 72 и основания для его восстановления отсутствуют, поскольку обращение в суд с рассматриваемым заявлением состоялось лишь 18.09.2020 (что подтверждается отметкой органа связи на почтовом конверте - т.1 л.д.91).
Довод Управления в этой части судом первой инстанции признан несостоятельным, а причины пропуска заявителем срока на обжалование оспоренного ненормативного правового акта - уважительными. При этом, суд исходил из того обстоятельства, что о принятии указанного постановления заявитель узнал лишь при рассмотрении в Восемнадцатом арбитражном апелляционном суде при рассмотрении дела N А07-20244/2019 (из пояснений, данных в судебном заседании 26.06.2020 и из дополнений к апелляционной жалобе Управления - т.1 л.д.131-132). В этой связи суд первой инстанции удовлетворил заявление общества о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование приказа Управления.
Податель апелляционной жалобы со ссылкой на аудиопротокол указанного судебного заседания обращает внимание на то обстоятельство, что на факт исключения спорного маршрута из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа г. Уфа представитель ООО "Регион-Авто" самостоятельно указал в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции по делу N А07-20244/2019 26.06.2020, при этом, из его пояснений видно, что представители общества регулярно посещают сайт Администрации городского округа город Уфа, где публикуется информация о муниципальных маршрутах и где 17.03.2020 была опубликована информация о внесении изменений в документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам приказом Управления от 27.12.2019 N 72.
Между тем, указанные приведенные подателем апелляционной жалобы сведения не опровергают довод заявителя о том обстоятельстве, что об оспариваемом ненормативном правовом акте он узнал лишь после судебного заседания Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 26.06.2020 по делу N А07-20244/2019.
Каких-либо доказательств получения заявителем информации о наличии оспоренного приказа в более ранний период материалы дела не содержат.
В этой связи суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для восстановления срока на обжалование заявителем оспоренного приказа.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу стать 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Пунктом 4 статьи 6 и статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и проводят мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Законом N 220-ФЗ, в силу которого регулярные перевозки осуществляются по регулируемым тарифам (организация таких перевозок осуществляется в порядке, установленном статьей 14 указанного Закона, на основании государственных или муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе) и по нерегулируемым тарифам (организация таких перевозок осуществляется в порядке, установленном статьей 17 указанного Закона, на основании свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрута, выдаваемых по итогам проводимого в соответствии со статьей 19 этого Закона конкурса).
В силу части 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Статьей 12 Закона N 220-ФЗ установлено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 1 части 1). Установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 1.1). Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2). Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (часть 3). Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 N 58/2 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение об организации транспортного обслуживания) и Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов). Пунктом 5 Решения Совета городского округа город Уфа Республик Башкортостан от 26.02.2016 N 58/2 установлено, что уполномоченным органом городского округа город Уфа Республики Башкортостан на осуществление функций по организации транспортного обслуживания населения является отраслевое (функциональное) подразделение Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Управление транспорта и связи.
В соответствии с абзацем 11 пункта 1.7 Положения об организации транспортного обслуживания, в целях организации регулярных перевозок уполномоченный орган устанавливает, изменяет, отменяет муниципальные маршруты регулярных перевозок городского округа на основании решений МВК.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14.03.2016 N 294 утверждено Положение о межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с которым, межведомственная городская комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является межведомственным координационным органом, образованным для обеспечения координации действий органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления муниципального регулирования транспортного обслуживания населения владельцами транспорта, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1). Комиссия по вопросам, отнесенным к ее компетенции, полномочна при установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа, в соответствии с Положением о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа от 26.02.2016 N 58/2, определять целесообразность установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа (пункт 5.1).
Пунктами 2.3, 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 Положения о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов установлено, что инициаторами установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок могут выступать: Совет городского округа; Администрация городского округа; перевозчики, иные индивидуальные предприниматели, юридические лица; население городского округа. Отмена существующего муниципального маршрута осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном пунктами 2.1-2.4 настоящего Положения. Решение уполномоченного органа об отмене муниципального маршрута выносится с учетом решения МВК о целесообразности существования муниципального маршрута. Муниципальный маршрут считается отмененным со дня исключения сведений о данном маршруте из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа. Сведения об отмене муниципального маршрута размещаются на официальном сайте Администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение трех дней со дня внесения изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа.
В рассматриваемой ситуации пунктом 1 раздела 3.1.1 Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2019-2023 годы, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.01.2019 N 77 в 2019 году было предусмотрено установление муниципального маршрута регулярных перевозок N 110м "СТЦ "Мега - Уфа" - Уфимский ДОК" по нерегулируемым тарифам. Согласно графику (пункт 4.1. документа планирования) в этот же промежуток времени запланировано проведение открытого городского конкурса на право получения свидетельства по данному маршруту.
По итогам проведенного в мае 2019 года конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" победителем признано ООО "Регион-Авто". Однако, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту и карты маршрута этому лицо выданы не были, поскольку во исполнение предупреждения антимонопольного органа N ТО 002/02/15-1153/2019 от 07.06.2019 на основании изданного УТС Администрации ГО г. Уфа РБ приказа N 34 от 10.06.2019 открытый конкурс был аннулирован.
Законность предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 07.06.2019 N Т0002/01/15-1153/2019, а также приказа УТС Администрации ГО г. Уфа РБ от 10.06.2019 N 34 являлась предметом судебной оценки в рамках арбитражного дела N А07-20244/2019. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 по указанному делу названные предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и приказ УТС Администрации ГО г. Уфа РБ признаны недействительными (незаконными).
В период рассмотрения указанного судебного спора в связи с тем обстоятельством, что ООО "Регион-Авто" (победитель конкурса на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 110-м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК") не приступило к оказанию услуги по организации пассажирских перевозок по маршруту, Управление обратилось в МУП "Уфагортранс" с письмом о возможности рассмотрения на очередной межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан вопроса об исключении из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан спорного муниципального маршрута регулярных.
20.12.2019 МВК рассмотрен вопрос о целесообразности отмены 23 муниципальных маршрутов регулярных перевозок, включая муниципальный маршрут регулярных перевозок N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК". Комиссия решила рекомендовать Управлению отменить 23 муниципальных маршрута регулярных перевозок, исключив их из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В этой связи Управление 27.12.2019 издало оспоренный приказ N 72 о внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которым в реестр внесены сведения об отмене 23 муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Как указано выше, в силу пункта 4.1 Положения о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан отмена существующего муниципального маршрута осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном пунктами 2.1-2.4 этого Положения.
В пункте 2.1 указанного Положения перечислены основания, которые могли бы повлиять на принятие уполномоченным органом и МВК об (установлении) отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа, а именно: потребность в регулярных перевозках пассажиров по устанавливаемому муниципальному маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток); расположение начальных и конечных остановочных пунктов по муниципальным маршрутам в местах, обеспечивающих соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения; соблюдение экологических требований; расположение площадок для разворота и межрейсового отстоя автобусов, троллейбусов, трамваев в начальных и конечных остановочных пунктах по муниципальному маршруту; наличие посадочных площадок на начальных, промежуточных и конечных остановочных пунктах муниципального маршрута; наличие специальных площадок - "карманов" для заездов транспортных средств на начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах муниципального маршрута; возможность обеспечения координированного движения автобусов, трамваев, троллейбусов на устанавливаемом муниципальном маршруте с движением автобусов, троллейбусов, трамваев на существующих муниципальных маршрутах; результаты обследования дорожных условий; соответствие типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройству дорог, а также железнодорожных переездов требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ни одного из этих обстоятельств в рассматриваемой ситуации не имелось.
То есть, как верно отмечено судом первой инстанции, законных оснований для отмены утвержденного маршрута у Управления не имелось.
До 13.03.2020 утвержденный в городском округе город Уфа документ планирования регулярных перевозок предусматривал установление в первом полугодии 2019 года нового маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам N 110м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК". Каких-либо мероприятий по изменению, отмене, изменению вида перевозок по спорному маршруту указанным нормативным правовым актом не предусматривалось.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.03.2020 N 333 в указанный документ планирования внесены изменения, в соответствии с которыми в 2019 году предусмотрена отмена муниципального маршрута регулярных перевозок N 110м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" по нерегулируемым тарифам (пункт 5 раздела 3.1.2), ввиду того, что, согласно пункта 10 раздела 3.1.1 документа планирования, в 2020 году предусмотрено установление муниципального маршрута регулярных перевозок N 110м "СТЦ "Мега-Уфа" - Уфимский ДОК" по регулируемым тарифам.
На это обстоятельство ссылается податель апелляционной жалобы.
Однако, указанные изменения свидетельствует лишь о запланированном нормативным актом изменении регулярных перевозок (при этом, запланированном на уже прошедший период), тогда как непосредственно отмена маршрута осуществлена оспоренным по настоящему делу приказом Управления.
При этом, Управлением при издании оспоренного приказа, не учтены положения части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ, предусматривающие вступление в силу решения об отмене маршрута в случае выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по такому маршруту лишь по окончании срока действия этого свидетельства.
В настоящем случае на момент принятия оспоренного приказа об отмене маршрута и исключения его из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также на момент внесения указанного изменения в документ планирования регулярных перевозок имелся судебный спор по вопросу законности аннулирования открытого конкурса на право осуществления перевозок по спорному муниципальному маршруту, по результатам которого заявителю как победителю конкурса, подлежало выдаче свидетельство об осуществлении перевозок на срок пять лет. По итогам рассмотрения этого судебного спора приказ об аннулировании конкурса признан недействительным, в связи с чем заявителю подлежало выдаче свидетельство об осуществлении перевозок по спорному маршруту на срок пять лет, и до истечения этого срока заявитель вправе рассчитывать на то, что маршрут не будет отменен.
В этой связи ссылка подателя апелляционной жалобы на внесенные Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.03.2020 N 333 изменения в документ планирования регулярных перевозок как на обстоятельство, подтверждающее обоснованность издания оспоренного по настоящему делу приказа Управления, подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции о несоответствии закону оспоренного заявителем приказа Управления от 27.12.2019 N 72 в части отмены и исключения из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан маршрута N 110м "СТЦ Мега-Уфа" - Уфимский ДОК".
Учитывая, что таким приказом заявителю фактически созданы препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, суд полагает подтвержденным факт нарушения изданием этого приказа в рассматриваемой части прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании приказа Управления в оспоренной части недействительным.
Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие у заявителя возможности осуществлять перевозку пассажиров по рассматриваемому маршруту, поскольку заявитель относится к микропредприятиям со среднесписочной численностью работников - 15 человек и в настоящее время обслуживает один маршрут, в отношении которого в Реестре муниципальных маршрутов установлено количество транспортных средств - 20 единиц.
Суд апелляционной инстанции полагает позицию Управления в этой части основанной исключительно на предположениях. При этом, суд отмечает, что на момент издания оспоренного приказа каких-либо сомнений в возможности осуществления заявителем перевозок пассажиров по спорному маршруту у Управления не имелось, а вопрос о технических возможностях выполнения перевозок являлся предметом оценки конкурсной комиссии при сопоставлении заявок участников открытого конкурса, по итогам которого общество признано победителем.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь этими положениями, с учетом предмета спора и результатов его рассмотрения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления (включения) сведений о спорном маршруте в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции правильно, выводы суда первой инстанции сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, основаны на представленных в материалы дела доказательствах.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2021 по делу N А07-22822/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления транспорта и связи Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-22822/2020
Истец: ООО "РЕГИОН - АВТО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН