г. Пермь |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А60-29093/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
с участием представителей c использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области:
от заявителя, Пугачевой Н.В., действующей по доверенности от 24.05.2021, предъявлены паспорт, диплом;
представителя заинтересованного лица, Капустиной М.В., действующей по доверенности от 12.05.2021, предъявлены паспорт, диплом ;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 июля 2021 года
по делу N А60-29093/2021
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексея Юрьевича (ИНН 744605295182, ОГРНИП 320665800032771)
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
о признании незаконным решения N 275 от 15.03.2021,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексей Юрьевич (далее - заявитель, Савченко А.Ю.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконным решения Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 15.03.2021 N 275 об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2021 заявленные требования удовлетворены: признано недействительным решение Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 15.03.2021 N 275 об отказе в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год, вынесенное в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексея Юрьевича. Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексея Юрьевича.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. При этом суд не полностью выяснил обстоятельства дела и судом не дана правовая оценка доводам Министерства. Приводя нормы Федерального закона N 74-ФЗ, полагает, что не содержится прямых императивных указаний, касающихся установления крестьянским (фермерским) хозяйствам статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя только на основании самого факта создания хозяйства и его регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Других норм, связанных с установлением такого статуса, Федеральный закон N 74-ФЗ не содержит. Считает, установление для крестьянского (фермерского) хозяйства) статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, поставлено в зависимость от доли сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и выручки хозяйства. По мнению апеллянта, у суда отсутствовали основания для утверждений в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств: "крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные на основании и в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в силу прямого указания закона без необходимости установления признаков, указанных в п. 1 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства только для организаций и индивидуальных предпринимателей" и "не требуется ежегодно подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в порядке части 1 статьи 3 Закона N 264- ФЗ, при условии их соответствия положениям специального законодательства...". Указывает, в силу части 1 статьи 3 Федерального закона N° 264-ФЗ наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя устанавливается по итогам календарного года. Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя заинтересованным лицом, зарегистрированным в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, представляется ряд документов. Подтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя на протяжении всего текущего года осуществляется на основании информации об итогах деятельности хозяйства за год, предшествующий текущему году. Хозяйство, подтвердившее на протяжении текущего финансового года статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, является таковым уже по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Обращает внимание, что порядок подтверждения статуса вступил в силу 01.01.2021, с заявлением о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения субсидий в 2021 году Заявитель обратился в Министерство в феврале 2021 года, таким образом, спорные отношения возникли в период действия Порядка подтверждения статуса и, соответственно, должны регламентироваться именно этим нормативным правовым актом.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому глава КФХ Савченко А.Ю. возражает против доводов Министерства, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим изменению.
До начала судебного заседания от Министерства поступило ходатайство о приостановлении производства по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном c использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области, представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал, поддержал ранее направленное ходатайство о приостановлении производства по делу, заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании; представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
По результатам рассмотрения в порядке ст. 159 АПК РФ ходатайства о приостановлении производства по делу, в его удовлетворении апелляционным судом отказано по причине отсутствия оснований для выводов о том, что рассмотрение данного спора по существу невозможно до вступления в законную силу решения Свердловского областного суда от 03.09.2021 по делу N За-543/2021 по заявлению Балакина И.С.
В удовлетворении ходатайства об объявлении перерыва в судебном заседании судом апелляционной инстанции отказано, поскольку приведенные в ходатайстве основания не признаны уважительными, не являются основанием для перерыва в рассмотрении дела на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области вынесено решение от 15.03.2021 N 275, которым отказано главе фермерского хозяйства Савченко Алексею Юрьевичу в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год.
Основанием для отказа явился вывод Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области о том, что уровень дохода от реализации производимой сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки от реализации товаров(работ, услуг) менее семидесяти процентов за календарный год.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексей Юрьевич обратился в арбитражный суд с требованиями о признании решения недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что крестьянское (фермерское) хозяйство Савченко Л.К. было зарегистрировано на основании и в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, таким образом в силу подп. 3 п. 2 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - ФЗ "О развитии сельского хозяйства") настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными на основании настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).
Согласно п.1 статьи 3 ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Вместе с тем, в части 2 статьи 3 Закона N 264-ФЗ перечислены отдельные виды хозяйствующих субъектов, которые признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями при условии соответствия специальным законам, регулирующим их деятельность, в том числе:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве);
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации);
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Из анализа приведенной нормы права следует, что часть 2 статьи 3 Закона N 264-ФЗ имеет специальный характер по отношению к части 1 той же нормы права, перечисленные в ней субъекты признаются имеющими статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в силу особенностей статуса, целей создания и правового положения, регулируемого специальными законами, перечисленными в указанной норме права.
Разъяснение относительно отсутствия у крестьянских (фермерских) хозяйств обязанности по ежегодному подтверждению доли доходов по правилам части 2 статьи 3 Закона N 264-ФЗ приведено также в письме Департамента правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.09.2016 N 14/232.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющим в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (часть 3 статьи 1 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве). Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 1 Закона крестьянском (фермерском) хозяйстве). Основными видами деятельности фермерского хозяйства в силу статьи 19 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Из анализа приведенных положений Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве следует, что крестьянское (фермерское) хозяйство как особая форма ведения семейной предпринимательской сельскохозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов КФХ, признается сельскохозяйственным товаропроизводителем при условии соответствия положениям статей 1, 19 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в том числе об осуществлении в качестве основной деятельности по производству и переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Таким образом, субъектам, перечисленным в части 2 статьи 3 Закона N 264-ФЗ, для подтверждения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется ежегодно подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в порядке части 1 статьи 3 Закона N 264-ФЗ, при условии их соответствия положениям специального законодательства (законам о личном подсобном хозяйстве, о сельскохозяйственной кооперации, о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Наличие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя следует устанавливать дифференцированно для каждого получателя субсидии, исходя из его статуса и особенностей правового регулирования его положения
В силу вышеизложенного, довод заинтересованного лица о том, что установление для крестьянского (фермерского) хозяйства) статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, поставлено в зависимость от доли сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме производства и выручки хозяйства является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" юридическими и физическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции и (или) первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или)закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым могут предоставляться меры государственной поддержки, установленные настоящим Законом, являются, в том числе, согласно пункту 1 ч.1 ст. 3 сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, которыми в соответствии с федеральным законом признаются:
организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с федеральным законом о личном подсобном хозяйстве;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с федеральным законом о сельскохозяйственной кооперации;
крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно положениям ст. 2 Закона N 7-ОЗ устанавливаются следующие меры государственной поддержки, которые могут предоставляться юридическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области:
1) предоставление государственных гарантий Свердловской области;
2) предоставление из областного бюджета субсидий (в том числе предоставление грантов в форме субсидий);
4) передача государственного казенного имущества Свердловской области в безвозмездное пользование.
Проанализировав главы 2,3,5, 6 названного Закона Свердловской области, регулирующие вышеназванные меры государственной поддержки, суд апелляционной инстанции установил, что данным законом также не предусмотрено каких-либо дополнительных критериев для квалификации крестьянского(фермерского) хозяйства как получателя субсидий, в том числе подтверждение им статуса сельхозпроизводителя.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Савченко Алексей Юрьевич (ИНН 744605295182, ОГРН 320665800032771), зарегистрировано в установленном порядке 21.02.2020.
Поскольку данное крестьянское (фермерское) хозяйство Савченко Л.К. было зарегистрировано на основании и в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, оно в силу подп. 3 п. 2 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Министерство безосновательно отказало главе крестьянского (фермерского) хозяйства Савченко Алексею Юрьевичу в подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки за 2020 год, как лицу, не подтвердившему соответствующими документами статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), распределение судебных расходов не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2021 года по делу N А60-29093/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29093/2021
Истец: Савченко Алексей Юрьевич
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ