26 октября 2021 г. |
Дело N А40-39045/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Д.В. Пирожкова, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Бункерная компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 августа 2021 года по делу N А40-39045/21, принятое судьей Жбанковой Ю.В., по иску Публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (ОГРН: 1027700043502; юр. адрес: 117997, г. Москва, ул. Софийская наб., 26/1, стр. 1) к Акционерному обществу "Бункерная компания" (ОГРН: 1022900512271; юр. адрес: 196158, г. Санкт-Петербург, ш. Московское, д. 25, корп. 1, лит. А, оф. 515) о взыскании 5 515 500 рублей
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Смирнов Б.В. по доверенности от 28.11.2018
от ответчика: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ПАО "НК "Роснефть", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Бункерная компания" (далее - АО "Бункерная компания", ответчик) о взыскании 5 515 500 рублей убытков по договору оказания услуг по перевалке, хранению и переоформлению бункерного топлива N 100019/00014Д от 01.01.2019.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.08.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 25.10.2021 представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, извещен.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителя ответчика по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) был заключен договор по оказанию услуг по перевалке, хранению и переоформлению бункерного топлива N 100019/00014Д от 01.01.2019, в соответствии с которым Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Заказчику на условиях настоящего договора комплексную услугу по приему нефтепродуктов Заказчика на нефтебазах (припортовых терминалах, нефтехранилища), далее- "Терминал", накоплению (обеспечению сохранности) нефтепродуктов Заказчика и отгрузке на суда в порту по распоряжению Заказчика для бункеровки российского и иностранного флота, представительство интересов Заказчика в районах проведения бункерных операций (далее- "Услуга"), а Заказчик обязуется предоставить Исполнителю все необходимое для оказания Услуг (в т.ч. соответствующую доверенность) и оплатить Исполнителю оказанные Услуги в порядке, предусмотренном настоящим Договором.
В соответствии с п.2.1.1 Договора Исполнитель имеет право привлекать к приемке нефтепродуктов сторонние нефтебазы и терминалы, оставаясь ответственным перед Заказчиком за их действия.
Согласно п.4.1 Договора доставка нефтепродуктов Заказчиком на Терминал Исполнителя производится железнодорожным транспортом в цистернах или морским транспортом.
Пунктами 4.2. Договора установлено, что передача нефтепродуктов перевозчиком получателю производится на подъездных путях станций назначения, в порядке, установленном Уставом железнодорожного транспорта РФ.
Исходя из п.4.3 Договора, следует, что в случае отгрузки нефтепродуктов в собственных или арендованных железнодорожных цистернах компаний операторов, Исполнитель обязан осуществить раскредитование, разгрузку и отправку по обратному рейсу данных цистерн в течение 2 (двух) суток с даты их прибытия на станцию назначения. При этом временем сверхнормативного простоя считается период превышающий 48 часов, которые отсчитываются, начиная с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженного вагона на станцию назначения. Расчет времени сверхнормативного простоя цистерн прекращается в момент отправления порожних цистерн со станции назначения на станцию отправления или иную станцию, указанную Заказчиком. Время использования цистерн выше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные. В случае простоя вагонов Заказчика на станции назначения (выгрузки) Заказчик вправе предъявить Исполнителю, а Исполнитель обязуется компенсировать Заказчику убытки, в виде подлежащей уплате Заказчиком неустойки, предъявленной Заказчику в размере 1 500 руб. за вагон за сутки нарушения в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.
Дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытия на станцию назначения") груженой цистерны на станцию и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") порожней цистерны на указанную Заказчиком станцию, определяется по данным, полученным из автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД". В случае несогласия Исполнителем данных ГВЦ ОАО "РЖД" Исполнитель предоставляет Заказчику заверенную копию железнодорожной накладной относительно дат прибытия (штемпель в перевозочном документе) имеют преимущественное значение перед данными автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД".
В случае выявления отличия дат передачи вагонов с путей необщего пользования от дат, указанных в памятке приемосдатчика (ГУ-45ВЦ), время передачи вагонов определяется по дате, указанной в памятке приемосдатчика (ГУ-45ВЦ) и/или ведомости подачи-уборки вагонов (ГУ-46ВЦ). Стороны подтверждают, что сведения о датах, указанных в перевозочных документах (штемпель в перевозочном документе) и/или памятках приемосдатчика (ГУ-45ВЦ), ведомости подачи-уборки вагонов (ГУ-46 ВЦ) имеют преимущественные значения перед данными автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД" и должно подтверждаться заверенными копиями памятки приемосдатчика (ГУ-45 ВЦ). В указанных в настоящем подпункте случаях Исполнитель вправе обратиться к Заказчику за корректировкой времени сверхнормативного простоя.
Для данной корректировки Исполнитель обязан не позднее 15 календарных дней с даты получения претензии предоставить Заказчику по электронной почте надлежаще заверенные копии железнодорожных накладных с календарными штемпелями соответствующих станций назначения относительно прибытия груженого вагона-цистерны и/или памятки приемосдатчика, с последующим предоставлением указанных копий на бумажных носителях по почте и/или курьером не позднее 25 календарных дней от даты получения претензии. Указанные в настоящем абзаце электронной почты и почтовому адресу, указанным в Договоре разделе "Реквизиты Сторон". В случае частичного признания Исполнителем сверхнормативного простоя Исполнитель обязан оплатить претензию Заказчика на соответствующую корректную сумму. На оставшуюся часть сверхнормативного простоя Исполнитель обязан предоставить Заказчику корректирующие документы. Исполнитель принимает во внимание, что Заказчик несет обязательство по выплате неустойки перед третьими лицами в порядке и сроки, предусмотренные соответствующими договорами.
Если Исполнитель не представил Заказчику необходимые документы в указанные в настоящем пункте сроки, время сверхнормативного простоя не подлежит корректировке. В случае если Заказчиком не была своевременно предоставлена инструкция по оформлению перевозочных документов на порожний вагон или отсутствовала (была отклонена ОАО "РЖД") заготовка электронной накладной на отправку порожнего вагона, Исполнитель предоставляет Заказчику для корректировки периода простоя копии актов общей формы, составленных Исполнителем, и ведомостей подачи-уборки вагонов.
Исполнитель освобождается от ответственности по данному пункту в следующих условиях:
- наличие инструкций Заказчика, запрещающих слив нефтепродуктов;
- отклонения ОАО "РЖД" приема порожних вагонов к перевозке по техническим или технологическим причинам, если грузоотправителем таких вагонов выступает Исполнитель (подтверждается актом общей формы, составленным ОАО "РЖД" или Исполнителем);
- прибытия цистерн с неисправностями (подтверждается актом общей формы, составленным ОАО "РЖД" или Исполнителем).
Согласно приложенным к исковому заявлению данным ГВЦ ОАО "РЖД", по договору по оказании услуг по перевалке, хранению и переоформлению бункерного топлива Ответчик допустил простой 477 вагонов на станции назначения, общим количеством 3677 суток.
Во исполнение обязанности по организации доставки спорных вагонов Истец заключал договоры транспортной экспедиции с экспедитором АО "РН-Транс".
Так истец узнал о наличии простоя вагонов, получив от экспедиторов претензии РНТ/П-91183-Н от 16.01.2020, РНТ/П-91434-Ня от 16.01.2020, РНТ/П-91714-Р от 16.01.2020, РНТ/П-91715-Р от 16.01.2020, РНТ/П-93087-РБ от 17.02.2020, РНТ/П-93787-Н от 17.02.2020, РНТ/П-95899-Н от 24.03.2020, РНТ/П-96765-РБ от 24.03.2020, РНТ/П-97830-РБ от 23.04.2020, РНТ/П-104032-Н от 23.04.2020, РНТ/П-107408-Нв от 17.06.2020, РНТ/П-107705-Ня от 17.06.2020, РНТ/П-108973-РБ от 20.07.2020, РНТ/П-109770-Ня от 20.07.2020, РНТ/П-111034-РБ от 18.08.2020, РНТ/П-111609-Н от 18.08.2020, РНТ/П-111948-Ня от 18.08.2020, РНТ/П-113921-Н от 18.09.2020, РНТ/П-114092-Ня от 18.09.2020, РНТ/П-115536-РБ от 21.10.2020, РНТ/П-118509-РБ от 20.11.2020, РНТ/П-119216-Н от 20.11.2020 об уплате неустойки за сверхнормативный простой вагонов на общую сумму 5 515 500 рублей.
Получив от экспедитора АО "РН- Транс" претензии о взыскании неустойки за нарушение сроков нахождения вагонов, ПАО "НК "Роснефть" перевыставило требования на общую сумму 5 515 500 рублей, направив претензии в адрес АО "Бункерная компания".
Таким образом, общая сумма задолженности за нарушение сроков возврата вагонов, отгруженных в рамках договора по оказании услуг по перевалке, хранению и переоформлению бункерного топлива N 100019/00014Д от 01.01.2019, составляет 5 515 000 рублей. До настоящего времени ответчик не оспорил свою вину в сверхнормативном простое вагонов. Срок на рассмотрение вышеуказанных претензий истек. Однако письменных мотивированных возражений в адрес истца от ответчика не поступило.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно удовлетворяет исковые требования в заявленном объёме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из следующего.
Исходя из п. 4.3 Договора по оказанию услуг по перевалке, хранению и переоформлению бункерного топлива N 100019/00014Д от 01.01.2019 (далее - Договор), следует, что в случае отгрузки нефтепродуктов в собственных или арендованных железнодорожных цистернах компаний операторов, Исполнитель обязан осуществить раскредитование, разгрузку и отправку по обратному рейсу данных цистерн в течение 2 (двух) суток с даты их прибытия на станцию назначения. При этом временем сверхнормативного простоя считается период превышающий 48 часов, которые отсчитываются, начиная с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженного вагона на станцию назначения.
В случае простоя вагонов Заказчика на станции назначения (выгрузки) Заказчик вправе предъявить Исполнителю, а Исполнитель обязуется компенсировать Заказчику убытки, в виде подлежащей уплате Заказчиком неустойки, предъявленной Заказчику в размере 1 500 рублей за вагон за сутки нарушения в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.
Аналогичное обязательство имеется у ПАО "НК "Роснефть" перед АО "РН-Транс", за нарушение которого предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде штрафа, предъявление которого и послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением о взыскании убытков.
Так в соответствии с договором транспортной экспедиции N 4350019/0960Д 100019/07106Д от 01.01.2020 (далее - Договор транспортной экспедиции), заключенный между ПАО "НК "Роснефть" (Клиент) и АО "РН-Транс" (Экспедитор), АО "РН-Транс" были оказаны транспортно-экспедиционные услуги, связанные с транспортировкой Продукции ПАО "НК "Роснефть".
Пунктом 3.3.9. Договора транспортной экспедиции, ПАО "НК "Роснефть" было принято обязательство по обеспечению выгрузки цистерн АО "РН-Транс" на станции назначения не более 2 (двух) календарных дней с 00 часов 00 минут даты, следующей за датой прибытия на станцию погрузки/выгрузки, и до 24 часов 00 минут даты передачи на выставочный путь вагонов с путей необщего пользования Грузоотправителя/Грузополучателя Перевозчику).
В случае простоя Вагонов Экспедитора на станциях назначения (выгрузки), кроме отправок Вагонов с нарушением сроков, установленных календарным планом распределения нефтепродуктов в адрес НПО ПАО "НК "Роснефть", Экспедитор вправе предъявить Клиенту, а Клиент обязуется уплатить Экспедитору неустойку в размере 1 500 рублей за вагон в сутки при перевозках нефтепродуктов, нефтехимии (пункт 7.3. Договора транспортной экспедиции).
Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком условий, вытекающих из Договора и связанных с нарушением срока выгрузки продукции подтверждается данными из автоматизированного банка данных Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД".
Кроме того, для подтверждения своей позиции истцом в материалы дела представлены следующие документы:
- копия Договора транспортной экспедиции - в части размера штрафных санкций;
- претензии АО "РН-Транс" в адрес ПАО "НК "Роснефть" -подтверждают факт возникновения убытков, основанных на несоблюдении нормативного срока нахождения вагонов под выгрузкой (приложение N 5 к исковому заявлению);
- расчет к претензиям АО "РН-Транс" - является калькуляцией, подтверждающей размер убытков (приложение N 5 к исковому заявлению);
- данные Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" в подтверждение факта простоя (приложение N 7 к исковому заявлению).
Таким образом, истцом доказана причинно-следственная связь между допущенными ответчиком нарушениями и возникшими у истца убытками.
По мнению ответчика, истцом не представлены доказательства превышения срока оборота цистерн.
В обоснование заявленных требований истец представил копии данных, полученных из автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД".
Исходя из п. 4.3 Договора, следует, что в случае отгрузки нефтепродуктов в собственных или арендованных железнодорожных цистернах компаний операторов, Исполнитель обязан осуществить раскредитование, разгрузку и отправку по обратному рейсу данных цистерн в течение 2 (двух) суток с даты их прибытия на станцию назначения. При этом временем сверхнормативного простоя считается период превышающий 48 часов, которые отсчитываются, начиная с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженного вагона на станцию назначения. Расчет времени сверхнормативного простоя цистерн прекращается в момент отправления порожних цистерн со станции назначения на станцию отправления или иную станцию, указанную Заказчиком. Время использования цистерн выше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные. В случае простоя вагонов Заказчика на станции назначения (выгрузки) Заказчик вправе предъявить Исполнителю, а Исполнитель обязуется компенсировать Заказчику убытки, в виде подлежащей уплате Заказчиком неустойки, предъявленной Заказчику в размере 1 500 рублей за вагон за сутки нарушения в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.
Дата прибытия (дата календарного штемпеля в графе "Прибытия на станцию назначения") груженой цистерны на станцию и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Оформление приема груза к перевозке") порожней цистерны на указанную Заказчиком станцию, определяется по данным, полученным из автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД". В случае несогласия Исполнителем данных ГВЦ ОАО "РЖД" Исполнитель предоставляет Заказчику заверенную копию железнодорожной накладной относительно дат прибытия (штемпель в перевозочном документе) имеют преимущественное значение перед данными автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД".
Таким образом, представленные данные из автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД" являются допустимыми и достаточными доказательствами факта превышения срока оборота вагонов. Сведений об иных сроках оборота спорных вагонов ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Вместе с тем, в случае выявления отличия дат передачи вагонов с путей необщего пользования от дат, указанных в памятке приемосдатчика (ГУ-45ВЦ), время передачи вагонов определяется по дате, указанной в памятке приемосдатчика (ГУ-45ВЦ) и/или ведомости подачи-уборки вагонов (ГУ-46ВЦ). Стороны подтверждают, что сведения о датах, указанных в перевозочных документах (штемпель в перевозочном документе) и/или памятках приемосдатчика (ГУ-45ВЦ), ведомости подачи-уборки вагонов (ГУ-46 ВЦ) имеют преимущественные значения перед данными автоматизированного банка данных ГВЦ ОАО "РЖД" и должно подтверждаться заверенными копиями памятки приемосдатчика (ГУ-45 ВЦ). В указанных в настоящем подпункте случаях Исполнитель вправе обратиться к Заказчику за корректировкой времени сверхнормативного простоя.
Однако, копии памяток приемосдатчика (ГУ-45ВЦ) и/или ведомости подачи и уборки вагонов (ГУ-46ВЦ), опровергающие данные, содержащиеся в выписках из базы данных ГВЦ ОАО "РЖД", ответчиком также не представлены.
По мнению ответчика, истцом в нарушение условий договора не согласован график отгрузки нефтепродуктов.
Доводы ответчика об отступлении от графика отгрузок товара со стороны ПАО "НК "Роснефть" по Договору документально не подтверждены, кроме того, обращаем внимание, что Договором не предусмотрена причинно-следственная связь, между нарушением графика отгрузки товара и несоблюдением Покупателя сроков возврата цистерн предусмотренного п. 4.3. Договора.
Постановлением Девятого арбитражного суда от 17.12.2020 по делу N А40-103678/2020 установлено, что несогласование графика отгрузки нефтепродуктов, не является существенным условием в понимании положений абзаца 2 части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательное (императивное) требование о включении в договор данного вида вышеуказанного условия действующим законодательством не предусмотрено, не отнесено действующим законодательством спорное условие и к существенным условиям для договоров данного вида (возмездного оказания услуг).
При этом, согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ, в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
При этом согласно п. 57 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении", сторона, намеревающаяся приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от его исполнения лишь на основании обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что другая сторона не произведет исполнение в установленный срок, обязана в разумный срок предупредить последнюю об этом (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
Несмотря на отсутствие необходимых согласований, ответчик приступил к исполнению своих обязательств по перевалке груза и принял от истца оплату оказанных услуг. Приступая к исполнению своих обязательств, ответчик тем самым гарантировал исполнение своих обязательств надлежащим образом в порядке ст. 309 ГК РФ. При этом документальных доказательств того, что данное обстоятельство стало препятствием для соблюдение нормативного срока нахождения вагонов под выгрузкой ответчиком не представлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ, в связи с чем госпошлина относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2021 года по делу N А40-39045/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Бункерная компания" в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39045/2021
Истец: ПАО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "РОСНЕФТЬ"
Ответчик: АО "БУНКЕРНАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ОАО Центр фирменного транспортного обслуживания -филиал "РЖД" ЦФТО