город Омск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А46-9285/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Воронова Т.А.,
судей Краецкой Е.Б., Сафронова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11494/2021) индивидуального предпринимателя Сошкиной Татьяны Владимировны на решение Арбитражного суда Омской области от 02.09.2021 по делу N А46-9285/2021 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Сошкиной Татьяны Владимировны (ИНН 550505727594, ОГРНИП 304550533000212) к администрации Октябрьского административного округа г. Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) о понуждении к заключению договора,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) и отдела судебных приставов-исполнителей по Октябрьскому административному округу г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (ИНН 5503085514, ОГРН 1045504039140)
при участии в судебном заседании представителей:
от ИП Сошкиной Т.В. - не явились, извещены надлежаще;
от администрации Октябрьского административного округа г. Омска - Воронкова Н.А. (предъявлены служебное удостоверение, диплом, доверенность от 02.09.2021 сроком на 1 год);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сошкина Татьяна Владимировна (далее - ИП Сошкина Т.В., предприниматель, истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент) заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) на земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 03 05:315 и включить данный земельный участок в схему размещения НТО.
Определением Арбитражного суда Омской области от 16.06.2021 возбуждено производство по делу; этим же определением суд, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Октябрьского административного округа г. Омска (далее - ответчик, Администрация), Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство) и отдел судебных приставов-исполнителей по Октябрьскому административному округу г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее - ОСП).
В судебном заседании, состоявшемся 17.08.2021, на основании ходатайства Сошкиной Т.В., в порядке статьи 47 АПК РФ, суд заменил ненадлежащего ответчика - Департамент, надлежащим - Администрацией.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.09.2021 в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Сошкина Т.В. обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ИП Сошкина Т.В. приводит доводы, аналогичные изложенным в иске, указывает, что ранее не могла обратиться за предоставлением земельного участка, поскольку участок находился в собственности субъекта Российской Федерации; пункт 24 Постановления N 1812-п от 23.12.2014 не ставит разрешение вопроса о заключении договора в зависимость от включения и(или) не включения земельного участка в схему размещения НТО.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ИП Сошкина Т.В., третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили; на основании положений статей 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей названных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 24.03.2005 на основании распоряжения мэра г. Омска от 15.02.2005 N 366-р между департаментом недвижимости Администрации города Омска (арендодатель) и Косихиным Валерием Константиновичем (арендатор) подписан договор N Д-О-25-5524 аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:0315, сроком на три года, для размещения объектов мелкорозничной торговой сети.
В соответствии с соглашением от 26.02.2008 все права и обязанности арендатора по договору от 24.03.2005 перешли к новому арендатору - Сошкиной Т.В. с 01.03.2008.
На основании дополнительного соглашения от 11.12.2012 N 4 к договору от 24.03.2005 в связи с регистрацией права собственности Омской области на земельный участок общей площадью 404 кв.м, расположенный в районе дома N 5 по ул. 75-й Гвардейской бригады в г. Омске, арендодателем по договору от 24.03.2005 стало Министерство.
18.02.2019 постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15802/2018 оставлено без изменения решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2018 по делу N А46-11598/2018, которым суд по иску Министерства обязал истца освободить земельный участок, находящийся в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:12 03 05:315, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 75-й Гвардейской бригады, д. 5, и возвратить его Министерству по акту приема-передачи.
В последующем, 23.12.2020, спорный земельный участок был передан в муниципальную собственность, в связи с чем правопреемником в рамках исполнительного производства стал Департамент. Истец обратился к Департаменту в целях заключения договора на размещение НТО без конкурентных процедур.
В ответ на обращение истца от 20.01.2021 письмом от 15.02.2021 Администрация Октябрьского АО г.Омска сообщила, что описываемая предпринимателем ситуация не является основанием для заключения договора вне конкурентных процедур предоставления права на размещение НТО, кроме того, Схемой размещение НТО на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено (л.д. 32).
Полагая, что все возможные способы разрешения спора в административном порядке исчерпаны, предприниматель обратился с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Из положений статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N381-ФЗ). Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Закон N 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Также данные правоотношения регулируются Правилами включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частью 1 статьи 10 этого же закона размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
В целях упорядочения размещения НТО на территории города Омска постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении НТО на территории города Омска" утвержден Порядок размещения НТО на территории города Омска (далее - Постановление N 1812-п).
Постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - Схема размещения НТО).
Органами, уполномоченными на размещение НТО на территории города Омска, решением Омского городского Совета от 20.05.2015 N 342 "О внесении изменений в отдельные решения Омского городского Совета" определены администрации административных округов города Омска.
Согласно пункту 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, если земельный участок, на котором предполагается размещение НТО, является собственностью федерации или субъекта, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения. Орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании (пункты 4, 6 Правил).
Таким образом, для включения НТО в схему размещения НТО по заявлению владельца объекта в любом случае необходимо обращение в орган местного самоуправления.
В рамках дела N А46-11598/2018 Минимущество Омской области обратилось с исковым заявлением к ИП Сошкиной Т.В. об обязании освободить земельный участок, находящийся в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:120305:315.
Решением от 09.11.2018 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11598/2018, оставленным без изменения постановлением от 18.02.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Основанием для удовлетворения иска послужили следующие установленные обстоятельства.
Министерство письмом исх. от 06.03.2018 N Исх-18/МИО/04-02-23-39 уведомило предпринимателя об одностороннем отказе от договора аренды по истечении трехмесячного срока, ссылаясь на возможность заявления одностороннего отказа от договора, возобновленного на неопределенный срок в порядке пункта 2 статьи 621 ГК РФ; указывая, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "земли общего пользования", а также частично попадает в охранные зоны водопроводных сетей. ОАО "Водоканал" неоднократно обращалось в Минимушество с просьбой освободить земельный участок, поскольку размещенные на земельном участке временные торговые объекты расположены на трассе сетей водоснабжения, что делает невозможным проведение аварийных и ремонтновосстановительных работ. Кроме того, с 01.03.2015 использование земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ без предоставления земельных участков, но на основании схемы размещения НТО в соответствии с Законом N381-ФЗ. Доказательства, подтверждающие предоставление ответчику в установленном порядке права на размещение НТО, в материалы дела NА46-11598/2018 не представлены. Уведомление об одностороннем отказе получено 13.03.2018; суды, сочтя договор аренды прекращенным, обязали предпринимателя возвратить земельный участок, освободить его от НТО.
При рассмотрении настоящего иска ИП Сошкина Т.В. указывает, что НТО демонтирован, о чем 04.06.2018 уведомлено ОАО "ОмскВодоканал". Между тем, доказательств демонтажа НТО, кроме писем, исходящих от самого предпринимателя, в адрес ОАО "ОмскВодоканал" (л.д. 46-47), не представлено. 25.06.2018 сотрудниками Минимущества Омской области проведено обследование земельного участка, в результате которого выявлено, что земельный участок занят объектами мелкорозничной торговой сети; в киосках и павильонах осуществляется хозяйственная деятельность, о чем составлен акт от 25.06.2018 с приложением фотоматериалов (установлено в деле N А46-11598/2018).
Как следует из ответа Минимущества от 03.12.2018 (л.д. 29-30), на дату ответа размещение НТО по ул. 75 Гвардейской бригады в районе дома N 5 Схемой размещения НТО не предусмотрено. В данном письме заявителю также разъяснено, что согласование размещения НТО будет осуществляться Минимуществом после поступления соответствующего запроса от Администрации округа; право на заключение договора без проведения аукциона предоставляется при наличии действующего договора аренды.
Согласно пунктам 41 - 43 Постановления N 1812-п заинтересованные лица либо их уполномоченные представители обращаются с заявлением о внесении изменений в схему размещения НТО в комиссию, созданную администрацией соответствующего административного округа города Омска, на территории которого планируется размещение НТО.
Письмом администрации Октябрьского АО г.Омска от 28.08.2018 ИП Сошкиной Т.В. отказано во включении НТО в Схему (л.д. 33).
С 2018 г. по декабрь 2020 г. заинтересованными сторонами велись переговоры по передаче участка в муниципальную собственность, земельный участок передан в муниципальную собственность 23.12.2020.
После этого, как указано представителем Сошкиной Т.В. в судебном заседании суда первой инстанции, предприниматель в уполномоченный орган в целях включения интересующего его места размещения НТО в Схему размещения НТО не обращался.
Таким образом, на дату вынесения решения спорный участок не включен в схему размещения НТО.
Как верно указано судом первой инстанции, предметом договора на размещение НТО является только место размещения НТО, включенное в схему размещения НТО. Суд не вправе подменять собой орган муниципальной власти и обязать заключить с Предпринимателем договор в обход установленного законом порядка. По смыслу статьи 2 АПК РФ судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 N 08АП-14056/2019 по делу N А46-12615/2019).
Кроме того, решение о предоставлении права на размещение НТО предоставляется на основании аукциона.
Согласно пункту 24 Постановления N 1812-п о порядке размещения НТО на территории города Омска право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов в следующих случаях:
- при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
- предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Площадь нестационарного торгового объекта устанавливается в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о расторжении договора аренды земельного участка, направленного департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, арендатор земельного участка имеет право обратиться в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта. Договор на размещение нестационарного торгового объекта должен быть заключен в течение 10 рабочих дней с момента обращения арендатора земельного участка в уполномоченный орган при соблюдении условий, предусмотренных настоящим пунктом.
В случае отсутствия обращения по истечении указанного срока арендатор земельного участка теряет право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Обращение к Администрации о заключении договора на размещение НТО без проведения конкурентных процедур направлено только в феврале 2021 г., в заключении договора на данных основаниях предпринимателю отказано (л.д. 31-32).
То есть, обращение в порядке пункта 24 Постановления N 1812-п совершено по истечению более чем 90 дней после прекращения договора аренды.
В период нахождения участка в собственности Омской области новый договор на размещение НТО в установленном порядке не заключался.
То обстоятельство, что на момент прекращения договора аренды земельный участок находился в собственности субъекта Российской Федерации, а не в муниципальной собственности, что не позволило руководствоваться пунктом 24 Постановления N 1812-п (которые применяются при заключении договоров в отношении участков в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена), не является основанием для понуждения к заключению договора в обход как установленной процедуры, так и условий предоставления права на размещение НТО.
Нормативного обоснования требования о понуждении к заключению договора предпринимателем не приведено, совокупность и последовательность необходимых со стороны истца действий для оформления правоотношений в установленном порядке отсутствует, обязанность по заключению договора (статья 421 ГК РФ) на Администрацию не возложена.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В иске судом первой инстанции отказано правомерно.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.09.2021 по делу N А46-9285/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9285/2021
Истец: ИП СОШКИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Ответчик: АО Администрация Октябрьского г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА, АО ОСП по Октябрьскому города Омска, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ОАО ОСП по города Омска