г. Пермь |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А60-6836/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Д.Ю.,
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии ответчика, индивидуального предпринимателя Расторгуева Евгения Дмитриевича, паспорт,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Расторгуева Евгения Дмитриевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 июля 2021 года
по делу N А60-6836/2021
по иску индивидуального предпринимателя Соколова Вячеслава Владимировича (ИНН 663100085061, ОГРН 304667025400109)
к индивидуальному предпринимателю Расторгуеву Евгению Дмитриевичу (ИНН 663106182375, ОГРНИП 319665800178228),
третьи лица: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог",
об обязании прекратить перевозки, о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Соколов Вячеслав Владимирович (далее - ИП Соколов В.В.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Расторгуеву Евгению Дмитриевичу (далее - ИП Расторгуев Е.Д.), индивидуальному предпринимателю Аюпову Булату Барыевичу (далее - ИП Аюпов Б.Б.) об обязании:
- индивидуального предпринимателя Расторгуева Е.Д. прекратить деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по пути следования, совпадающему с путем следования маршрута N 818Б "Екатеринбург - Североуральск";
- индивидуального предпринимателя Аюпова Б.Б. прекратить деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по пути следования, совпадающему с путем следования маршрута N 818Б "Екатеринбург - Североуральск".
Определением от 22.04.2021 объединены в одно производство дела N А60-6836/2021, N А60-8662/2021, объединенному делу присвоен номер А60-6836/2021.
Определением от 11.05.2021 выделены в отдельное производство исковые требования индивидуального предпринимателя Соколова В.В. к индивидуальному предпринимателю Аюпову Б.Б. об обязании прекратить перевозки, о взыскании суммы упущенной выгоды за период с 07.07.2020 по 07.08.2020 в размере 1 344 000 руб. Делу присвоен номер А60-21739/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ Свердловской области "Управление автодорог").
До рассмотрения судом настоящего спора по существу истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований в связи с допущенной арифметической ошибкой в расчетах. Истец просит взыскать с ответчика сумму упущенной выгоды в размере 672 000 руб. Заявление об уточнении иска принято судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области исковые требования удовлетворены: суд обязал индивидуального предпринимателя Расторгуева Е.Д. прекратить деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по пути следования, совпадающему с путем следования маршрута N 818Б "Екатеринбург - Североуральск"; взыскал с ИП Расторгуева Е.Д. в пользу ИП Соколова В.В. денежные средства в размере 588 000 руб., а также 20 760 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 21 040 руб.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просит его отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на законность своей деятельности, указывает на разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области N 27597 от 14.10.2020 и N 26926 от 12.05.2020, длительность осуществления деятельности - 1 год и 11 месяцев, результаты проверки, проведенной на основании решения прокурора города Североуральска по жалобе представителя ООО СРОО "Народный контроль". Полагает, что действующее законодательство предусматривает и допускает осуществление деятельности легкового такси в аналогичных его деятельности формах, не может быть урегулировано лишь решением суда. Считает исковые требования необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению, подобное решение суда, по его мнению, может послужить основанием для недобросовестной конкурентной борьбы и уничтожения малого бизнеса.
Третье лицо, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, направило отзыв на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель Соколов Вячеслав Владимирович осуществляет перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок N 818Б (номер в реестре - 188) "Екатеринбург - Североуральск" на основании выданного свидетельства серия 066 N 00649 от 15.07.2016.
В период с 12.05.2020 по 12.06.2020 индивидуальный предприниматель Расторгуев Евгений Дмитриевич без установленного на то правового основания в виде заключенного на основании конкурса договора и утвержденного маршрута осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по обслуживаемому истцом на законных основаниях маршруту N 818Б "Екатеринбург - Североуральск", чем причиняет истцу убытки в размере неполученного дохода, определяемого истцом с учетом количества рейсов ответчиков, количества мест в транспортных средствах, используемых ответчиком для перевозки пассажиров, а также стоимости поездки, установленной ответчиками.
Вышеизложенные обстоятельства, а именно факт незаконного осуществления ответчиком деятельности по перевозке пассажиров и багажа по маршруту, обслуживающему истцом, без заключения договора на осуществление перевозок по конкретному маршруту, повлекшие причинение истцу убытков в виде упущенной выгоды, послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Нормами статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии с разъяснениями пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 по смыслу норм статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было.
Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.
Объективная сложность доказывания убытков и их размера, равно как и причинно-следственной связи, не должна снижать уровень правовой защищенности участников гражданских правоотношений при необоснованном посягательстве на их права (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2929/11).
Организация регулярных перевозок регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ранее действовавшими Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 (далее - Правила N 1586), и другими нормативно-правовыми актами.
В силу пункта 1 части 4 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Как следует из части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в частности, данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3-11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок (за исключением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя), размещаются на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к полномочиям которых в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона относится ведение данных реестров.
Пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания на территории Свердловской области, урегулированы нормами Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 160-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области".
Согласно части 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 160-03 в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам таких перевозок по нерегулируемым тарифам уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере организации транспортного обслуживания населения выдает свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и карты этих маршрутов.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Свердловской области от 09.03.2017 N 123-ПП "Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) на территории Свердловской области" межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным со дня включения сведений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (далее - реестр маршрутов).
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2016 N 824-ПП "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области" Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области, а также реализующим государственную политику Свердловской области в сфере транспорта (организации транспортного обслуживания населения), дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на них. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере организации транспортного обслуживания населения, а также по вопросам деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ, Законом Свердловской области от 21.12.2015 N 160-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" к полномочиям Министерства относятся вопросы организации транспортного обслуживания населения Свердловской области в отношении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам таких перевозок, в соответствии с которыми Министерство осуществляет организацию и проведение открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Свердловской области.
Согласно Реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, размещенного на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет, под номером 188 указан маршрут N 818Б "Екатеринбург - Североуральск", перевозчик - ИП Соколов В.В. Основанием осуществления перевозок является выданное Заявителю свидетельство серии 066 N 00649 от 15.07.2016.
По пути следования данного маршрута определены следующие промежуточные остановочные пункты: г. Екатеринбург (Северный АВ), тех.ост. 169 км, г. Новая Ляля АС, р.п. Лобва АС, г. Серов АС, г. Краснотурьинск АС, г. Карпинск АС, г. Волчанск АС, г. Североуральск АС; путь следования по следующим улицам и дорогам: муниципальное образование "город Екатеринбург" (пер. Невьянский, ул. Вокзальная, ул. Стрелочников, ул. Черепанова, ул. Бебеля, ул. Таватуйская, ул. Билимбаевская, ул. Расточная); автодорога 65К-4103000; Новолялинский городской округ (автодорога 65К-4103250; г. Новая Ляля: ул. Р. Люксембург; автодорога 65К-4103250; автодорога 65К-4103000; р.п. Лобва: пер. Свердлова); автодорога 65К-4103000; Серовский городской округ (г. Серов: ул. Каквинская, ул. Кирова, ул. Орджоникидзе, ул. Кутузова; автодорога 65К-2302000); автодорога 65К-2301000; городской округ Краснотурьинск (автодорога 65К-2301120;
п. Рудничный: ул. Октябрьская, ул. Набережная, ул. Колхозная, ул. Горняков; автодорога 65К-2301120; г. Краснотурьинск: ул. Мира; ул. Абоимова, ул. Свободы, ул. Октябрьская, ул. Фрунзе, ул. Карла Маркса, ул. Рюмина, ул. Краснотурьинская, ул. Средняя); автодорога 65К-5003000; городской округ Карпинск (г. Карпинск: ул. Советская, ул. Чайковского, ул. Пролетарская, ул. Мира, ул. Серова, ул. Мира, ул. Тельмана); автодорога 65К-2301150; автодорога 65К-2301000; Волчанский городской округ (автодорога 65К-2301160; г. Волчанск: ул. Советская, ул. Карпинского, ул. Центральная; автодорога 65К-4704000; ул. Базарная, ул. Школьная, ул. Максима Горького, ул. Молодежная, ул. Садовая; автодорога 65К-2301190); автодорога 65К-2301000; Североуральский городской округ (г. Североуральск: ул. Куйбышева, ул. Павла Баянова, ул. Каржавина, ул. 50 лет СУБРа, ул. Мира).
Иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе ответчику, разрешительные документы для осуществления пассажирских перевозок по обозначенному маршруту Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области в установленном законодательством порядке не выдавались.
Согласно приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 26.04.2019 N 117, с изменениями, внесенными приказом от 16.12.2019 N 394, в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ и Закона Свердловской области от 21.12.2015 N 160-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области" ГКУ Свердловской области "Управление автодорог" наделено отдельными полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в том числе:
- по осуществлению контроля за соблюдением перевозчиками условий государственных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, и свидетельств об осуществлении перевозок, расписаний и карт маршрутов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам;
- по рассмотрению ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок, поступающих от перевозчиков, с которыми заключены государственные контракты либо которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, ГКУ Свердловской области "Управление автодорог" в рамках осуществления переданных полномочий организует и проводит обследования дорожных условий на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок (по действующим маршрутам, а также в связи с рассмотрением заявлений на их установление, изменение и отмену), обеспечивает организацию и проведение обследования, изучения и анализа пассажиропотоков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок, определение спроса населения в таких маршрутах, а также мониторинг его изменения и динамики.
В рамках осуществления полномочий по вопросам деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области в порядке, установленном Правительством Свердловской области, осуществляет выдачу разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Соответствующий порядок установлен постановлением Правительства Свердловской области от 28.06.2018 N 411-ПП "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области".
Руководствуясь данным Порядком, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области ИП Расторгуеву Е.Д. выданы разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области от 12.05.2020 N 26926 со сроком действия до 11.05.2025 и от 14.10.2020 N 27597 со сроком действия до 13.10.2025, действие которых не приостановлено, разрешения не отменены. Сведения о выданных разрешениях внесены в Реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, размещенный на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе.
Возражая по существу заявленных требований, ответчик указывает, что осуществляет деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
В силу пункта 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа но обращению любого гражданина или юридическою лица.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Из буквального взаимосвязанного толкования приведенных норм права следует, что регулярные перевозки пассажиров и багажа отличает от заказных перевозок и перевозок легковым такси, помимо перечисленных в исковом заявлении признаков (регулярность, установленный маршрут, расписание), еще и предмет публичного договора. Предметом публичного договора перевозки пассажиров транспортном общего пользования является не только достигнутая между перевозчиком и пассажиром договоренность о проезде, но и условия такого проезда, которые отражаются в билете (зона действия билета, время посадки и прибытия, место и пр.), который является свидетельством заключения публичного договора перевозки.
Перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом общего пользования противопоставлены иные виды перевозок - перевозка по заказу и перевозка легковым такси.
Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В силу части 1 статьи 31 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава автомобильного транспорта договор фрахтовании легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Следовательно, исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм права, с учетом положений Устава автомобильного транспорта являющегося более специальным нормативно-правовым актом по отношению к правам и обязанностям сторон договора перевозки легковым такси, заключая договор фрахтования легкового такси, пассажир фрахтует всю вместимость транспортного средства.
Согласно части 1 статьи 27 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Перевозка пассажиров по заказу не предполагает регулярности и наличия неизменного маршрута. Все условия, касающиеся порядка подачи транспортного средства, круга перевозимых пассажиров и маршрута следования, устанавливаются договором фрахтования.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство.
В силу пункта 7 части 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
В силу пункта 109 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и, городским наземным электрическим транспортом" маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
К признакам деятельности такси следует отнести выбор маршрута самим пассажиром, а при отсутствии указания пассажира, маршрут должен быть определен по кратчайшему расстоянию.
В каждом конкретном случае маршрут определяется индивидуально.
В соответствии со статьей 20 Устава автомобильного транспорта при осуществлении регулярных перевозок заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.
При осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказам фрахтователем выступает юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо, которое намерено осуществить перевозку определенного или неопределенного круга пассажиров, то есть пассажиры не могут являться фрахтователями транспортного средства и, соответственно, не осуществляют оплату за проезд в транспортном средстве.
Еще одной отличительной особенностью перевозок пассажиров легковым такси является плата за пользование легковым такси. Она определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси (пункт 85 Правил N 112), определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси, иными словами при перевозках пассажиров легковым такси фрахтователь оплачивает определенную сумму в качестве платы за проезд независимо от количества пассажиров, которые намерены осуществить поездку (но, не превышая допустимую вместимость транспортного средства).
Из материалов дела следует, что действия ответчика по осуществлению перевозок пассажиров и багажа по маршруту следования межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугородного сообщения N 818Б "Екатеринбург-Североуральск" транспортными средствами, на которые оформлены разрешения на осуществление деятельности легкового такси.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что в целях создания условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок допускается установление нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя мест на территориях муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта Российской Федерации, либо мест на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более трех раз в течение одного месяца запрещается или должно согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В материалы дела представлены рапорта ведущего специалиста службы мониторинга и контроля пассажирского транспорта ГКУ Свердловской области "Управление автодорог" от 17.02.2021, 13.10.2020, 15.10.2020, 22.10.2020, акт осмотра от 26.01.2021, подтверждающие, что на транспортном средстве ответчика осуществляется перевозка пассажиров по регулярным маршрутам, а не перевозка пассажиров легковым такси, также подтверждается движение транспортного средства, принадлежащего ответчику по маршруту, совпадающему с маршрутом истца.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено и следует из представленных в материалы дела документов, что маршруты ответчика фактически повторяют маршрут N 818Б "Екатеринбург - Североуральск", деятельность по перевозке на котором на законных основаниях осуществляет истец, что ответчик по существу не оспаривает. Иного суду не доказано.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков.
Применительно к убыткам в форме упущенной выгоды, то есть неполученным доходам, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), это лицо должно доказать, что возможность получения прибыли существовала реально.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Согласно общедоступной информации в сети Интернет ответчиком размещена информация в группе "Такси RED Североуральск" в социальной сети "ВКонтакте" о ежедневном осуществлении поездок по пути следования, совпадающему с путем следования маршрута N 818 Б, время отправления из Екатеринбург 14:00, 19:00, время отправления из Североуральска 12:00, 23:50.
Кроме того, по ссылке, размещенной в указанной группе можно перейти на сайт, расположенный по адресу: https://taxi-red.ru. Из содержания сайта следует, что организацию перевозок осуществляет ответчик, указаны его данные.
Согласно записям на "стене" группы "Такси RED Североуральск" в социальной сети "ВКонтакте" самая первая запись была сделана 23.04.2020 г., исходя из информации с сайта https: //taxi-red.ru, размещенной в разделе "О компании", следует, что деятельность по перевозкам ответчик начал осуществлять в августе 2019 г., в марте 2020 г. был приобретен Ford TourN eo Custom.
Исходя из записей на "стене" группы "Такси RED Североуральск" в социальной сети "ВКонтакте" до 01.10.2020 г. количество рейсов было два, по одному из Екатеринбурга и Североуральска. С 01.10.2020 количество рейсов было увеличено до двух отправлений из каждого города.
При определении размера убытков, предъявленных истцом к взысканию с ответчика в рамках настоящего дела, за период с 12.05.2020 по 12.06.2021 в размере 588 000 руб. (с учетом уточнения), истцом учтено количество рейсов ответчика, количество мест в транспортных средствах, используемых ответчиком для перевозки пассажиров, а также стоимость поездки, установленной ответчиком.
Ответчиком не оспорены регулярность перевозок, установленный маршрут следования, конкретное время отправления, цена билета за одно посадочное место.
Оснований для признания расчета истца не соответствующих представленным в материалы дела доказательствам не имеется.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, что ответчик, осуществляя пассажирские перевозки по маршруту, совпадающему с маршрутом N 818Б "Екатеринбург - Североуральск", своими действиями причинил истцу, осуществляющему соответствующую деятельность на законном основании, убытки в размере неполученного последним дохода, определенного истцом расчетным путем, исходя из размещенных ответчиком данных об осуществляемой деятельности, с применением стоимости перевозок, осуществляемых ответчиком, требования истца о взыскании с ответчика убытков являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном истцом размере.
В рамках настоящего дела истец также просит обязать ответчика прекратить осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршруту следования межмуниципального пригородного маршрута N 818Б "Екатеринбург - Североуральск".
Рассмотрев заявленные требования в указанной части, учитывая, что материалами дела подтверждается осуществление ответчиком регулярных перевозок пассажиров по пути следования, совпадающему с маршрутом следования межмуниципального маршрута регулярных перевозок междугороднего сообщения N 818Б "Екатеринбург - Североуральск" по самостоятельно определяемому расписанию, не имея на это правовых оснований, суд также признает их подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие ответчика с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что ответчик в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 22.10.2018 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 июля 2021 года по делу N А60-6836/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6836/2021
Истец: ИП Соколов Вячеслав Владимирович
Ответчик: Аюпов Булат Барыевич, ИП Расторгуев Евгений Дмитриевич
Третье лицо: государственное казенное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог", МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА СО