г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А21-2550/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Фуркало О.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Милосердов А.Б. по доверенности от 29.04.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30871/2021) ЗАО "Верхне-Прегольский порт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.07.2021 по делу N А21-2550/2021, принятое
по заявлению ЗАО "Верхне-Прегольский порт"
к Министерству природных ресурсов и экологи Калининградской области
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Верхне-Прегольский порт" (ОГРН: 1023900996008, адрес: 236001, г. Калининград, пр-кт Московский, д. 300; далее - заявитель, Общество, ЗАО "Верхне-Прегольский порт") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН: 1153926037165, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1; далее - Министерство, заинтересованное лицо) в части отказа в продлении срока действия лицензии КЛГ 01879 ТР до 01.01.2026, выданной ЗАО "Верхне-Прегольский порт"; восстановлении прав и законных интересов ЗАО "Верхне-Прегольский порт" и обязании Министерства устранить данные нарушения прав и законных интересов, а именно восстановить лицензию КЛГ 01879 TP в связи с истечением срока действия и аннулирования, для чего обязать продлить срок действия лицензии КЛГ 01879 TP в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 440 03.04.2020 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" автоматически на 12 месяцев, для последующего продления срока действия лицензии КЛГ 01879 TP до 01.01.2026; взыскании с Министерства в пользу ЗАО "ВерхнеПрегольский порт" расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 30.07.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие у министерства оснований для отказа в продлении срока действия лицензии КЛГ 01879 ТР до 01.01.2026.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ЗАО "Верхне-Прегольский порт" на основании постановления администрации Калининградской области от 10.06.2003 N 312 "О предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на проявлении "Каштановка" в Гвардейском районе Калининградской области" выдана лицензия на право пользования недрами КЛГ 01879 TP (далее - Лицензия).
Лицензия выдана с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча песчано-гравийного материала и песка на проявлении "Каштановка". Месторождение "Каштановка" расположено в границах земельных участков: с кад.N 39:02:000000:185, расположенного по адресу: Калининградская обл., Гвардейский р-н, п. Комсомольск, в 3200 м по направлению на северо-восток от п. Комсомольск и КН 39:02:00 00 00:186, расположенного по адресу: Россия, Калининградская область, Гвардейский район, п. Комсомольск, в 3300 м по направлению на северо-восток от п. Комсомольск, принадлежащих на праве собственности ЗАО "Верхне-Прегольский порт".
В соответствии с приказом Министерства развития инфраструктуры области от 25.12.2015 N 567 "О продлении срока действия лицензии КЛГ 01879 TP на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи песчано- гравийного материала и песка на месторождении "Каштановка" срок действия лицензии продлен до 01.01.2021.
Сопроводительным письмом исх. N 29 от 25.11.2020 от ЗАО "Верхне-Прегольский порт", направленным на адрес электронной почты minecology@gov39.ru и зарегистрированным вх. N 16339-ОС от 26.11.2020, Общество обратилось в Министерство с заявкой на внесение изменений и дополнений в Лицензию КЛГ 01879 TP в части продления срока ее действия до 01.01.2026.
Письмом от 21.12.2020 исх. N И470-ОС Министерство отказало Обществу в продлении срока действия Лицензии, мотивировав его нарушением недропользователем условий пользования лицензией, а именно - несоблюдением проектных ежегодных объемов добычи полезных ископаемых, а также в связи с неподтвержденными полномочиями Трубицына В.В. по доверенности на оплату за ЗАО "Верхне-Прегольский порт" государственной пошлины за продление срока действия лицензии КЛГ 01879 TP в сумме 750 руб., по чеку, приложенному к заявке от 25.11.2020 N б/н ЗАО "Верхне-Прегольский порт", тем самым, по сути, прекратив право пользования недрами по основанию, установленному в пункте 1 части первой статьи 20 Закона "О недрах".
Не согласившись с указанным решением Министерства, полагая, что оно не соответствует статье 10 Закона "О недрах", является незаконным, нарушает права в сфере предпринимательской деятельности и законные интересы ЗАО "Верхне-Прегольский порт", Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Как установлено частью 5 статьи 12 названного Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласованный уровень добычи полезных ископаемых является обязательным условием содержания лицензии на право пользования недрами (пункт 7 статьи 12 Закона).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Частью 3 статьи 10 Закона о недрах предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Пунктом 9.1 лицензионного соглашения об условиях геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала и песка на проявлении "Каштановка", являющегося приложением N 1 к лицензии КЛГ 01879 TP (том 1 л.д.21), установлено, в том числе, следующее условие: по инициативе пользователя недр срок пользования участком недр может быть продлен в установленном порядке при выполнении им оговоренных в лицензии условий и необходимости завершения разработки участка месторождения или выполнения ликвидационных мероприятий.
Таким образом, при необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, вправе требовать продления срока пользования участком недр, при условии взаимного согласия недропользователя и органов, предоставивших лицензию.
С учетом изложенной нормы, для соблюдения требований части 3 статьи 10 Закона N 2395-1 необходимо одновременно соблюдение следующих условий: наличие факта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого, необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения, отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензии.
Как обоснованно счел суд первой инстанции, законодатель обусловил возможность продления срока лицензии на добычу полезных ископаемых фактом отсутствия каких-либо нарушений условий лицензии, при этом, не указывая на то, что такие нарушения должны иметь существенный характер.
Министерством установлено, и Обществом надлежащими доказательствами не опровергнуто, что им неоднократно допускались нарушения пункта 4.2.4, абз. 3 и 4 пункта 7 лицензионного соглашения, выразившиеся в не обеспечении Обществом необходимого уровня добычи полезных ископаемых, не выход на годовую проектную производственную мощность.
Наличие каких-либо объективных причин, наличие которых сделало невозможным соблюдения условий лицензионного соглашения, в части обеспечения необходимого уровня добычи полезных ископаемых, Обществом не приведено.
Кроме того, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения дела N А21-16457/2019 установлено, что годовая проектная производственная мощность (проектная добыча) ЗАО "Верхне-Прегольский порт" по лицензии КЛГ 01879 ТР составляет 400 тыс. куб.м. песчано-гравийного материала и строительного песка.
Судами также установлено, что согласно отчетам по форме федерального государственного статистического наблюдения N 5-ГР "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" за 2017, 2016, 2015, 2014 и 2013 годы, объем добытого ЗАО "Верхне-Прегольский порт" полезного ископаемого также не соответствует проектной годовой производственной мощности и составляет:
- в 2017 году - 42,30 тыс. куб.м.;
- в 2016 году - 127,50 тыс. куб.м.;
- в 2015 году - 50,84 тыс. куб.м.;
- в 2014 году - 60,30 тыс. куб.м.;
- в 2013 году - 82,15 тыс. куб.м.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2020 по делу N А21-16457/2019, в рамках которого Общество оспаривало постановление Министерства о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
На основании указанных обстоятельств Арбитражным судом Калининградской области и Тринадцатым арбитражным апелляционным судом сделан вывод о том, что ЗАО "Верхне-Прегольский порт" систематически не обеспечивало необходимый уровень добычи полезных ископаемых, не вышло на годовую проектную производственную мощность.
Часть 2 статьи 69 АПК РФ устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, объем годовой проектной производственной мощности (проектная добыча) ЗАО "Верхне-Прегольский порт" по лицензии КЛГ 01879 ТР (400 тыс. куб.м, песчано-гравийного материала и строительного песка), объем добытого ЗАО "Верхне-Прегольский порт" полезного ископаемого в 2013-2017 годах, а также факт систематического необеспечения Обществом необходимого уровня добычи полезных ископаемых и не осуществления выхода на годовую проектную производственную мощность, установлен и не подлежит доказыванию в рамках настоящего дела.
Кроме того, апелляционный суд признает ошибочным довод Общества о том, что срок действия лицензии должен быть автоматически продлен на 12 месяцев в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах" (далее - Постановление N 440).
Согласно пункту 1 Постановления N 440 продлевается на 12 месяцев действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых, истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, согласно приложению N 1 к постановлению N 440.
В силу пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 440, лицензии на пользование недрами подлежат продлению на 12 месяцев при наличии соответствующих оснований.
В соответствии с приказом Министерства развития инфраструктуры Калининградской области от 25.12.2015 N 567 срок действия выданной Обществу лицензии продлен до 01.01.2021.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить
Согласно пункту 1 части первой статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 июля 2021 года по делу N А21-2550/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Верхне-Прегольский порт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2550/2021
Истец: ЗАО "Верхне-Прегольский порт"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологи КО, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ