г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А42-2509/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Малышева Е.В. по доверенности от 11.08.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30114/2021) публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.08.2021 по делу N А42-2509/2021 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (с 23.08.2021 наименование заявителя изменено на публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад")
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
об оспаривании постановления и представления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице Мурманского филиала (с 23.08.2021 наименование заявителя изменено на публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад") (далее - заявитель, ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Управление, Мурманское УФАС) от 10.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-97/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления от 10.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Решением суда от 09.08.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 09.08.2021 и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку Общество объективно не имело возможности завершить обязательный этап проектирования и начать строительно-монтажные работы по договору о технологическом присоединении от 02.06.2020 N СПБ80-0231541/20. Также податель жалобы полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции, в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между гражданкой Ивановой Н.С. и ПАО "МРСК Северо-Запада" заключён договор от 02.06.2020 N СПБ80-0231541/20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства дома, расположенного/который будет располагаться по адресу: Мурманская обл., г.Кола, на земельном участке с кадастровым номером 51:01:0107001:242 (далее - Договор), неотъемлемой частью которого являются технические условия NСПБ80-0231541/20-001 от 08.05.2020.
Согласно названному Договору Общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. Ивановой Н.С. к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации в целях электроснабжения дома, а гр.Иванова Н.С. обязалась оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями Договора (пункт 1).
В соответствии с пунктом 5 Договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. Таким образом, датой окончания исполнения обязательств со стороны Общества является 02.12.2020.
В Управление поступило обращение гр. Ивановой Н.С. на невыполнение Обществом условий Договора, в связи с чем Управлением письмом от 22.12.2020 N 05-06-20/403-4423 были запрошены у Общества документы, необходимые для рассмотрения данного обращения.
Общество представило в Мурманское УФАС письменные пояснения от 29.12.2020 N МР2/4/06/9878 о мероприятиях, проведенных ПАО "МРСК Северо-Запада" в рамках исполнения Договора, согласно которым Обществом сформирован инвестиционный проект 001-41-2-01.41-1175 "Строительство ЛЭП-0,4 кВ от ВЛ-0,4 кВ Ф-5 от КТП-733 с установкой опор до границ земельных участков и присоединением вводов заявителя к проводам ВЛ-0,4 кВ Ф-5 от КТП-733 для технологического присоединения в Мурманской обл., г. Кола (договор от 02.06.2020 N СПБ80-0231541/20); согласно техническим условиям и данному инвестиционному проекту необходимо построить ЛЭП 0,4 кВ длиной порядка 210 метров; Обществом выполняется проектирование для согласования размещения ЛЭП 0,4 кВ на земельном участке. В целях согласования размещения ЛЭП на земельном участке Обществом направлено письмо от 31.07.2020 в адрес проектной организации ООО "Генезис", которая по контракту с Администрацией Кольского района Мурманской области разрабатывала документы территориального планирования; письмом от 05.08.2020 ООО "Генезис" сообщило об отказе в согласовании размещения отдельных опор ВЛИ-0,4 кВ; 13.11.2020 Обществом направлено в ООО "Генезис" письмо с другим вариантом размещения опор, ответ на которое не получен.
Управлением установлено, что в нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Обществом не осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств в срок, установленный Договором (6 месяцев с даты заключения договора).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества протокола от 04.02.2021 N 051/04/9.21-97/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 10.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-97/2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Кроме того Мурманским УФАС в порядке статьи 29.13 КоАП РФ вынесено представление от 10.03.2021 N 051/04/9.21-97/2021-718 об устранении причин и условий, способствовавших совершению Обществом административного правонарушения.
Полагая, что данные постановление и представление являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 09.08.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 рассматриваемых Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 02.06.2020 N СПБ80-0231541/20 об осуществлении технологического присоединения) договор об осуществлении технологического присоединения, заключаемый с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:
- 6 (шесть) месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (в данном случае согласно техническим условиям N СПБ80-0231541/20-001 от 08.05.2020 расстояние составляет 300 метров).
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев с даты заключения Договора.
Таким образом, как установлено административным органом и судом первой инстанции, датой окончания исполнения обязательств по Договору со стороны Общества является 02.12.2020, однако к указанному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении Обществом пункта 16 Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие у него возможности по выполнению значительного объёма мероприятий по строительству, необходимого для осуществления технологического присоединения по договору от 02.06.2020 N СПБ80-0231541/20 по независящим от Общества обстоятельствам, отклоняются судом апелляционной инстанции. В рассматриваемом случае, Обществом не представлено доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на выполнение со стороны Общества технических условий по договору от 02.06.2020 N СПБ80-0231541/20 с целью осуществления технологического присоединения: направление писем в ООО "Генезис" со значительными перерывами 31.07.2020, 13.11.2020 о согласовании размещения ЛЭП 0,4 кВ не могут быть признаны достаточными мерами для выполнения Обществом условий договора от 02.06.2020 NСПБ80-0231541/20 о технологическом присоединении в установленный срок. Обращения от 04.02.2021 в МКУ "Управление городского хозяйства МО г.Кола" и от 10.03.2021 в Администрацию Кольского района Мурманской области о согласовании размещения объектов для технологического присоединения были направлены Обществом после составления Управлением протокола об административном правонарушении 04.02.202. Письмом от 21.05.2021 N 02-022833-22 Администрация Кольского района Мурманской области направила Обществу согласованный вариант размещения ВЛ-04 кВ, однако доказательства выполнения Обществом условий договора от 02.06.2020 N СПБ80-0231541/20 об осуществлении технологического присоединения на момент рассмотрения дела в суде также не были представлены.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного Обществом правонарушения малозначительным, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что доказательства исполнения договора технологического присоединения с гр. Ивановой Н.С. Обществом в материалы дела не представлены, также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, Управление посчитало возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить Обществу административное наказание в виде штрафа в размере 300000 руб. (1/2 минимального размера санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Управлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления от 10.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-97/2021, а также представления от 10.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенного в соответствии с требованиями статьи 29.13 КоАП РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 09.08.2021 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 августа 2021 года по делу N А42-2509/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2509/2021
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА", ПАО "МРСК Севоро-Запада" ф-л
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ