г. Красноярск |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А33-16250/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича): Ковалева А.Г., представителя по доверенности от 09.09.2019,
от ответчика (Министерства лесного хозяйства Красноярского края): Черновой Ж.Ю., представителя по доверенности от 10.02.2021,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" июля 2021 года по делу N А33-16250/2019,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Федоров Виктор Александрович (ИНН 241107211254, ОГРН 318246800132701, далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик, министерство) о признании отказа, выраженного в письме от 12.04.2019 N МЛХ/5-4156, незаконным; об обязании исключить сведения из государственного лесного реестра в части наложения границ земель лесного фонда на участки с кадастровыми номерами 24:0:0000000:371, 24:08:0000000:373.
Определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация Большемуртинского района Красноярского края, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышкин Сергей Евгеньевич, Федерального государственноу бюджетное учреждение "Рослесинфорг" и Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020, требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Отменяя судебные акты по делу и отправляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что в целях устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) необходимо исследовать законность формирования спорных земельных участков.
Определением от 02.04.2021, удовлетворено заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича о процессуальном правопреемстве. Произведена замена заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Федорова Виктора Александровича на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Метревели Виталия Цицикоевича.
Решением Арбитражного суда Красноярского края о 13 июля 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на необоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела документов, касающихся формирования спорного участка, как земели сельскохозяйственного назначения, что подтверждается проектом перераспределения земель в границах колхоза "Рассвет", чертежом перераспределения земель СПК "Рассвет", заключением директора межхозяйственного лесхоза, заключением кадастрового инженера, постановлением администрации Большемуртинского района Красноярского края об утверждении проектов перераспределения земель от 16.11.2000 N 500.
При этом, как указывает заявитель, министерством не представлены доказательства, подтверждающие отнесение спорного участка когда-либо к землям лесного фонда.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу N 2-191/2010 за Красноярским краем признано право собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.
На основании указанного решения 26.10.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), именуемый в настоящее время Единым государственным реестром недвижимости (далее - ЕГРН), внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки.
На основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышкина Сергея Евгеньевича о предоставлении земельных участков Агентство (арендодатель) и Мышкин С.Е. (арендатор) 22.08.2016 без проведения торгов заключили договор N 08-АЗ-1588 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378 сроком на 49 лет.
Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края. Право собственности муниципального образования на участки зарегистрировано 01.12.2016.
Мышкин С.Е. на основании договора от 25.10.2018 об уступке прав и обязанностей (цессии) переуступил главе КФХ Федорову В.А. права и обязанности арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, предусмотренные договором аренды от 22.08.2016 N 08-АЗ-1588.
02.08.2019 между Федоровым В.А. и Метревели В.Ц. подписан договор уступки прав и обязанностей (цессии) по договору аренды земельных участков, в соответствии с пунктом 1 которого, цедент уступил (все права и обязанности), а цессионарий принял права (требования) в полном объеме по договору аренды N 08-АЗ-1588 от 22.08.2016 земельных участков, находящихся в настоящее время в муниципальной собственности, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- сельскохозяйственное производство, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, со следующими характеристиками (с учетом договора уступки прав и обязанностей (цессии) от 25.10.2018 по договору N 08-АЗ-1588 от 22.08.2016):
кадастровый номер 24:08:0000000:371, площадь 1641000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль. Участок находится: примерно в 2,5 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 19;
кадастровый номер 24:08:0000000:272, площадь 457000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль, Участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Россия. Красноярский край. Большемуртинский район, участок N 14;
кадастровый номер 24:08:0000000:273, площадь 142900 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль. Участок, находится примерно в 3,4 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 15:
кадастровый номер 24:08:0000000:373, площадь 3396300 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль. Участок, находится примерно в 3,01 км. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 21.
кадастровый номер 24:08:0000000:378, площадь 287000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, Ориентир д. Пакуль. Участок находится примерно в 3,1 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Большемуртинский район, участок N 18.
1.2. Право аренды цедента - предыдущего арендатора земельных участков на основании договора аренды N 08-АЗ-1588 от 22.08.2016, договора уступки прав и обязанностей (цессии) от 25.10.2018, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Красноярскому краю 08.11.2018 за N 24:08:0000000:272-24/192/2018-2.
1.3. Настоящий договор имеет силу передаточного акта вышеуказанных земельных участков, в ином виде данный акт составляться не будет.
Разделом 2 договора установлено, что, цедент обязан передать цессионарию в 5-дневный срок все необходимые документы, удостоверяющие права (требования), а именно: договор аренды N 08-АЗ-1588 от 22.08.2016 со всеми приложениями, дополнительными соглашениями и другими документами, являющиеся его неотъемлемой частью, договор уступки прав и обязанностей (цессии) от 25.10.2018, заключенный между цедентом и главой КФХ Мышкиным С.Е. (пункт 2.1). Цедент обязан сообщить цессионарию в тот же срок все иные сведения, имеющие значение для осуществления цессионарием своих прав по настоящему договору и указанному договору аренды N 08-АЗ-1588 от 22.08.2016 земельных участков (пункт 2.2.). Цессионарий обязуется в 5-дневный срок после подписания настоящего договора и регистрации его в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, уведомить правообладателя - собственника земельных участков об уступке своих прав и обязанностей по договору аренды земельных участков цессионарию заказным письмом с уведомлением или непосредственно (пункт 2.3.).
Пунктом 4.2. установлено, что договор вступает в силу с момента его подписания и регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, и действует до окончания срока договора аренды N 08-АЗ-1588 от 22.08.2016 года по 22.08.2065.
В ходе подготовки по заказу главы КФХ проекта восстановления земель сельскохозяйственного назначения от Министерства поступила информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373 частично расположены на землях государственного лесного фонда. Расположение участков определено на основании кадастровых выписок, материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986).
Полагая, что два указанных участка не относятся к землям лесного фонда, глава КФХ обратился в Министерство с заявлением об исключении из Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) сведений о данных земельных участках.
Из письма Министерства от 12.10.2018 N МЛХ/5-6413 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами:
- 24:08:0000000:373 и 24:08:0000000:371 частично расположены на землях государственного лесного фонда, на территории Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет";
- 24:08:0000000:273 и 24:08:0000000:272 не относятся к землям лесного фонда;
- расположение участков определялось с использованием предоставленных кадастровых выписок, на основании материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет, масштаб 1:25000, год лесоустройства 1986).
Из письма филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 14.02.2019 N 03-70/361 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:373 частично относятся к землям лесного фонда.
Письмом от 12.04.2019 N МЛХ/5-4156 Министерство в ответ на обращение об исключении из государственного лесного реестра участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, сообщило заявителю, что согласно выписки из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373 отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано после 01.01.2016. В соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, утвержденным приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 N 1430-од, и в соответствии с Положением о Государственном биологическом заказнике краевого значения "Большемуртинский", утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 N 261-п, вышеуказанные земельные участки частично расположены в границах лесного фонда и полностью входят в границы особо охраняемой природной территории заказник "Большемуртинский".
Полагая, что указанные участки не относятся к землям лесного фонда, а оспариваемое решение уполномоченного органа нарушает права заявителя, глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратился в суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявителя, пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что спорные земельные участки образованы в пределах зоны для сельскохозяйственного использования на территории заказника. При этом заявитель не обращался в уполномоченный орган за предоставлением ему в пользование части особо охраняемой природной территории Краевого значения в границах спорного земельного участка. Более того, согласно проекту восстановления сельскохозяйственных земель заявителя, спорный участок предполагается расчистить от участка от древесной растительности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) (здесь и дальше в редакции, действовавшей в спорный период и до 01.07.2019), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В силу части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела (материалами лесоустройства - Планом лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986), что два спорных участка частично находятся в границах участка лесного фонда и полностью расположены в границах особо охраняемой природной территории - биологического заказника краевого значения "Большемуртинский", решение об организации которого было принято в 1974 году.
Положение о заказнике утверждено в 2004 году. Сведения о заказнике внесены в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Согласно разделу 2 указанного Положения заказник организован с целью охраны и воспроизводства охотничьих видов животных, сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов зверей и птиц, охраны мест их обитания, сохранения биоразнообразия уникального природного ландшафта подтайги Красноярского края.
В Положении о заказнике определены его местоположение, площадь и границы.
Так, в пункте 3.1 Положения о заказнике указано, что заказник расположен на территории Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края на землях лесного фонда Большемуртинского и Сухобузимского лесничеств и землях сельскохозяйственного назначения. В положении приведены номера кварталов участковых лесничеств и кварталов лесов сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), в том числе кварталы N 1 - 9, 10 ч, 11 ч, 12, 14 - 17, 19 ч, 22 СПК "Рассвет", входящих в состав Большемуртинского и Сухобузимского лесничеств.
Согласно пункту 3.5 Положения о заказнике на территории заказника установлены две зоны сельскохозяйственного использования, расположенные в 1 км южнее п. Большая Мурта и д.Комарово на землях сельскохозяйственного назначения: зона N 1 площадью 4294,6 га расположена на землях, занятых сельскохозяйственными угодьями; зона N 2 площадью 107,7 га расположена в границах участка 1 зоны N 1 и предназначена для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, для разведки и добычи подземных вод. В этом же пункте приведены координаты угловых точек внешних границ зон N 1 и 2.
В разделе 4 Положения о заказнике установлен режим охраны и природопользования заказника, предусмотрен запрет на осуществление видов деятельности, которые противоречат целям создания заказника или причиняют вред охраняемым природным комплексам и их компонентам, в том числе запрещена вырубка (сплошная и выборочная) лесных насаждений для заготовки древесины.
Спорные участки, полностью расположенные в границах заказника, согласно выпискам из ЕГРН образованы и поставлены на кадастровый учет в качестве земель сельскохозяйственного назначения в 2009 году, то есть после принятия в 2004 году Положения о заказнике и утверждения его границ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 28.09.1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" предоставление особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию с органом исполнительной власти края, уполномоченным в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Порядком согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2009 N 477-п, предусмотрено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, не связанных с размещением объектов строительства, принимается Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Аналогичное правило закреплено в пункте 4.4 Положения о заказнике.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края заявочных материалов о согласовании предоставления в пользование особо охраняемой природной территории краевого значения в отношении спорных земельных участков не поступало (письмо от 23.05.2019).
Доказательств того, что спорные участки образованы в границах зон N 1 и 2 сельскохозяйственного использования, указанных в Положении о заказнике, ни в суд первой инстанции не представлены. К тому же согласно Положению о заказнике зона N 1 - это сельскохозяйственные угодья, зона N 2 предназначена для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства. Глава КФХ не представил доказательств использования участков для сельскохозяйственного производства и размещения на них каких-либо объектов недвижимости.
По информации уполномоченных органов участки на 80% покрыты древесной растительностью. В материалах дела имеется копия постановления администрации Большемуртинского района Красноярского края от 25.01.2019 N 90, которым утвержден подготовленный по заданию главы КФХ проект восстановления земель сельскохозяйственного назначения в границах Большемуртинского района Красноярского края на спорных участках. Данным проектом предусмотрена расчистка участков от древесной растительности, мха, пней, камней с применением специальных машин и механизмов.
Также в информационном письме предприятия "Рослесинфорг" от 14.02.2019 указано, что при сопоставлении границ спорных земельных участков, определенных по кадастровым выпискам, с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда Большемуртинского лесничества, установлено, что участки расположены в кварталах N 2, 3, 7, 8 СПК "Рассвет" Большемуртинского сельского участкового лесничества. К письму приложены схемы расположения участков в разрезе указанного лесничества.
Судом первой инстанции установлено, что указанные кварталы лесных участков Большемуртинского сельского участкового лесничества в соответствии с ранее действовавшим лесным законодательством были предоставлены в пользование колхоза "Рассвет" (в последующем преобразованного в СПК "Рассвет") с целью обеспечения его потребностей в древесине и другой продукции леса. При этом участки учитывались в качестве лесных земель, их перевод в состав земель сельскохозяйственного назначения осуществлен не был.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Верховного Совета 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 ЛК РФ 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 ЛК РФ 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).
В материалах дела отсутствуют документы, касающиеся формирования спорных земельных участков в качестве земель сельскохозяйственного назначения. По сведениям ГЛР спорные участки входят в границы лесничества и природного заказника.
Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, недопустимо.
Решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу N 2-191/2010 за Красноярским краем признано право собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.
Однако при рассмотрении в Большемуртинском районном суде Красноярского края заявленного к гражданам - членам бывшего колхоза "Рассвет" иска о признании права собственности Красноярского края на земельные участки, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из участка земель колхоза "Рассвет", ни Министерство, ни уполномоченные федеральные органы власти, в том числе предприятие "Рослесинфорг", Департамент лесного хозяйства, не были привлечены.
При этом на основании указанного решения 26.10.2010 в ЕГРП (в настоящее время - ЕГРН) внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки. Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края.
С учетом изложенного, учитывая отсутствия доказательств перевода спорных земель в состав земель сельскохозяйственного назначения и положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, в связи с чем, положения части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в части изменения границ лесных участков в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, не подлежат применению.
Доводы заявителя в обоснование своих требований были оценены и обосновано отклонены судом первой инстанции с учетом отсутствия доказательств перевода спорных земель в состав земель сельскохозяйственного назначения и недопустимости проведения кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2016 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:00:0000000:6051, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, площадь 973 399 369 кв.м. Адрес объекта включает в себя СПК "Рассвет" в кварталах 1-22. Однако лесоустроительной документация, представленная в материалы настоящего дела, датирована 1986 годом, что предшествовало постановке спорных земельных участков на кадастровый учет. Доказательств наличия оснований, предусмотренных частью 6 статьи 4.6 Закон N 201-ФЗ, предусматривающей основания исключения сведений в отношении спорных участков из ГЛР ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. Спорные земельные участки расположены на территории государственного биологического заказника краевого значения "Большемуртинский".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 Закона N 33-ФЗ объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Виды пользования, разрешенные на особо охраняемые природные территории краевого значения (далее - ООПТ), определяются положениями о них. Пользование ООПТ осуществляется в соответствии с установленными приоритетами охраны природных комплексов и объектов и не должны противоречить целям создания ООПТ (пункт 1.2 Порядка согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2009 N 477-п (далее - Порядок).
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (часть 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ).
Как указывалось ранее, доказательств наличия заявочных материалов о согласовании предоставления в пользование особо охраняемой природной территории краевого значения в отношении спорных земельных участков ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Положением о заказнике предусмотрено расположение его на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения. При этом суд первой инстанции обоснованно учел, что кварталы СПК "Рассвет" отнесены указанным положением к участкам лесного фонда.
Ссылка заявителя на отсутствие доказательств, подтверждающих отнесение спорного участка к землям лесного фонда, опровергается лесоустроительной документацией, отражающей достоверные сведения о местоположении границ Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК "Рассвет", зона затопления СПК "Рассвет".
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ не противоречит вышеприведенным нормам и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем, обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется апелляционным судом, поскольку фактические обстоятельства рассматриваемого дела не тождественны.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" июля 2021 года по делу N А33-16250/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16250/2019
Истец: Федоров Виктор Александрович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, администрация Большемуртинского района Красноярского края, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, Мышкин Сергей Евгеньевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "Рослесинфорг"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7935/2021
27.10.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5455/2021
13.07.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16250/19
20.04.2021 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 74-ПЭК21
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7623/19
10.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6038/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16250/19