город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2021 г. |
дело N А32-10979/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якименко А.С.,
при участии:
от истца: представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от ФГКОУ ВО "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации": представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Журавле Ю.С. по доверенности от 17.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.09.2021 по делу N А32-10979/2021
по иску некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102,
ОГРН 1132300005650)
к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН 2311092752, ОГРН 1062311050042)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261,
ОГРН 1037700255284)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - истец; организация; фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ответчики) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 210 703 рублей 08 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в сумме 7 214 рублей (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 с федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации" в пользу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" взыскана задолженность в размере 128 377 рублей 92 копеек, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 4 395 рублей 49 копеек. В остальной части заявленных требований отказано.
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы организация, ссылаясь на ст. 197, 200 ГК РФ указала, что региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах рассчитана на 2014-2043 годы, в связи с чем, у собственников возникли обязательства с определенным сроком исполнения до 2043 года
Истец полагает, что в рассматриваемом случае срок исковой давности не применяется в силу п. п. 1 и 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, так как учреждение, не оплачивая взносы на капитальный ремонт общего имущества, злоупотребляет правом по отношению к другим собственникам данного многоквартирного дома, кроме того сумма заимствованных средств зависит от суммы собранных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца и ФГКОУ ВО "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации". Представитель Министерства обороны Российской Федерации против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации является собственником помещений в количестве 38 квартир, расположенных в г. Краснодар, по адресам: 3-я Целиноградская, д. 5; ул. им. Дзержинского, д. 54/15; ул. Буковая, д. 6; ул. Наримановская, д. 44; проезд им. Репина, д. 32. Указанные жилые помещения переданы Министерством обороны Российской Федерации в оперативное управление Федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования "Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации".
НКО "Фонд капитального ремонта МКД" выполняет функции регионального оператора на территории Краснодарского края по финансированию капитального ремонта общего имущества в МКД.
Как указал истец, за период с ноября 2014 года по февраль 2020 года ответчиком не оплачивались взносы на капитальный ремонт, в связи с чем на стороне ответчика образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД в размере 210 703 рубля 08 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим иском.
На основании пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из толкования названной нормы закона следует, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, осуществляет полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Из материалов дела следует, что Министерство обороны Российской Федерации является собственником помещений (38 квартир), расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. 3-я Целиноградская, д. 5; г. Краснодар, ул. им. Дзержинского,, д. 54/15; г. Краснодар, ул. им. Репина проезд, д. 32; г. Краснодар, ул. Буковая, д. 6; г. Краснодар, ул. Наримановская, д. 44. Спорные объекты были переданы собственником на праве оперативного управления ответчику, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН.
По смыслу п. 2 ст. 155 ЖК РФ не следует, что обязанность по своевременному внесению платы за помещение ставится в зависимость от заключение отдельного договора с каждым собственником помещений и получения им платежных документов.
Согласно п.3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из положений ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно распоряжению главы администрации Краснодарского края N 767-р от 09.09.2013 "О создании некоммерческой организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта является некоммерческой организацией, созданной с целью формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов и наделен функциями регионального оператора. К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений многоквартирного дома, включенных в региональную программу капитального ремонта.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Краснодарского края, установлен Законом N 2735-КЗ составляет 5,32 руб. за 1 кв. м. принадлежащего собственнику помещения.
Многоквартирные дома на территории Краснодарского края, жилые и нежилые помещения в которых находятся у ответчика в оперативном управлении, включены в региональную программу капитального ремонта Краснодарского края в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.12.2013 г. N 1638 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы".
Истец указывает, что на стороне ответчика образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД с ноября 2014 года по февраль 2020 года в размере 210 703 рубля 08 копеек.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) указано, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Установив факт истечения срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность только за период с 17.03.2018 по 31.12.2018.
Обращаясь с апелляционной жалобой, истец приводит доводы со ссылкой на ст. 197, 200 ГК РФ о том, что региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах рассчитана на 2014-2043 годы, в связи с чем, у собственников возникли обязательства с определенным сроком исполнения до 2043 года, по мнению истца в рассматриваемом случае срок исковой давности не применяется в силу п. п. 1 и 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, так как учреждение, не оплачивая взносы на капитальный ремонт общего имущества, злоупотребляет правом по отношению к другим собственникам МКД.
Между тем, приведенные доводы об отсутствии оснований для применения срока исковой давности к спорным правоотношениям отклоняются как основанные на неверном понимании норм действующего законодательства. С учетом предмета заявленных требований применяемый в рассматриваемом случае срок исковой давно не является специальным.
При этом, в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть статьи 155 ЖК РФ и пункту 2 статьи 200 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с Федеральным законом о таком кооперативе.
В силу статей 196 и 200 ГК РФ и части 1 статьи 155 ЖК РФ фонд должен был узнать о нарушении своего права не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникла обязанность общества по внесению взноса на капитальный ремонт.
Также вопреки доводам заявителя в действиях ответчика не установлено признаков недобросовестного поведения, намерения причинить вред. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что с момента нарушения своего права истец, действуя разумно и осмотрительно, не был лишен возможности своевременно запросить из ЕГРН информацию о собственнике нежилых помещений, о праве оперативного управления ответчиком в отношении спорных объектов недвижимости, установить надлежащего ответчика по заявленным требованиям с момента обнаружения неисполнения обязательства.
При таких обстоятельствах, является верным вывод суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, начисленной за период по 17.03.2018.
Судом первой инстанции был произведен перерасчет суммы задолженности с учетом срока исковой давности, по результатам которого сумма задолженности составила 128 377 рублей 92 копейки.
В связи с чем, исковые требования истца по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов подлежат удовлетворению в сумме 128 377 рублей 92 копейки.
Оснований для переоценки указанного вывода судом апелляционной инстанции не установлено. Контррасчет не представлен, мотивированных возражений относительно расчета не заявлено.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 по делу N А32-10979/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10979/2021
Истец: Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКОУ ВО "Краснодарский университет МВД РФ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"