г. Москва |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А40-101599/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2021 г. по делу N А40-101599/21
по заявлению ПАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ"
к МИНИСТЕРСТВУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
о признании недействительным и не подлежащим исполнению требование,
в присутствии:
от заявителя: |
Игнатьева И.Е. по доверенности от 20.11.2020; |
от заинтересованного лица: |
Берулин А.Н. по доверенности от 14.05.2021; |
от третьего лица: |
Савастлеев А.А. по доверенности от 13.12.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Минпромторгу России (далее - ответчик, заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным и не подлежащим исполнению требование от 21.01.2021 N 3181/03 о возврате представленных средств субсидии в размере 4 095 635,39 руб.
Решением суда от 05.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Минпромторга России в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель третьего лица - Федеральное казначейство РФ в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 496 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции.
21.12.2019 Минпромторг России и ПАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ" заключили соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции N 020-11-2019-1344.
Согласно п. 1.1.1. Соглашения Министерство предоставляет Получателю в порядке и на условиях Соглашения и Правил субсидии в целях возмещения затрат Получателя, указанных в приложении N 2 к Соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 - для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1 Соглашения, определенном в соответствии с п. 5 Правил.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения Министерством была перечислена Получателю субсидия в размере 195 987 113,50 руб.
Федеральным казначейством в период с 29.09.2020 по 19.10.2020 в отношении Минпромторга России проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2017-2019 годы.
По итогам проверки Федеральным казначейством был составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020, направленный в адрес Министерства письмом от 23.10.2020 N 18-03-01/21698 вместе с представлением от 15.12.2020 N 18-03-01/26118, в которых указано, помимо прочих, выявлено нарушение пп. 1 п. 2 ст. 78, пп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. "д" п. 3 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 1214), п. 1.1.1 Соглашения в 2019 году Минпромторгом России предоставлена субсидия ПАО "КуйбышевАзот" на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации (август 2019 года), до конечного пункта назначения (сентябрь 2019 года) - позже периода, предусмотренного Правилами (с 01.10.2018 по 31.08.2019), что привело к неправомерному предоставлению субсидии в сумме 4 095 635,39 руб. (п. 23 Представления).
Согласно п. 4.1.5 Соглашения Министерство обязуется в случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (-ах) нарушения Получателем порядка, целей или условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в федеральный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно п. 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2.1 Соглашения и п. 38 Правил в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и (или) органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также факта представления недостоверной информации средства субсидии в размере выявленных нарушений подлежат возврату Получателем в доход федерального бюджета: на основании требования Министерства не позднее 3-го рабочего дня со дня получения Получателем указанного требования; на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2.2 Соглашения и п. 39 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 1214) в случае, указанном в п. 5.2.1 Соглашения, Получатель одновременно с возвратом соответствующих средств субсидии в доход федерального бюджета уплачивает штраф в размере выявленных нарушений в соответствии с п. 5.2.1 Соглашения.
Письмом от 21.01.2021 N 3181/03 заявитель направил в адрес Министерства требование о возврате субсидии в размере 4 095 635,39 руб. и уплате штрафа в размере выявленного нарушения.
Письмами от 12.02.2021 N 0042/72, от 15.02.2021 N 0042/86 и от 24.02.2021 N 0042/120 Получатель отказался удовлетворять указанные требования Министерства.
Вместе с тем, по мнению заявителя, фактически полученная субсидия по соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции N 020-11-2019-1344 от 21.12.2019 в размере 4 095 635 рублей 39 копеек соответствует Правилам предоставления субсидий, Обществом были соблюдены все условия, цели и порядок получения субсидии.
Поддерживая вывод суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения, отмечая следующее.
В силу п. "д" ч. 3 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 N 496 "О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции" субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий и требований, а именно транспортировка и отгрузка продукции (от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения) осуществлялись в период с 1 августа предыдущего года по 31 июля текущего года.
В качестве даты осуществления транспортировки принимается дата отгрузки продукции организацией с целью доставки продукции покупателю в рамках договора поставки.
Требования к дате доставки продукции устанавливаются в агентском договоре.
Таким образом, указанным пунктом установлено, что датой осуществления транспортировки принимается дата отгрузки продукции организацией с целью доставки продукции покупателю в рамках договора поставки.
Дату доставки стороны обязаны были согласовать в агентском соглашении.
В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу, что поскольку данное условие не согласовано сторонами в соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 21.12.2019 N 020-11-2019-1344, обязательства по выплате субсидий у ответчика не возникло.
Как усматривается из материалов дела, ПАО "КуйбышевАзот" письмом 15 октября 2019 г. N 0042/1014 направило в Центр Заявление о заключении соглашения о предоставлении субсидии с приложением комплекта документов для предоставления субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку продукции за период с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. в размере 201 755 264,61 рублей.
С заявлением о заключении соглашения о предоставлении субсидии ПАО "КуйбышевАзот" направил в Центр документы, подтверждающие фактически понесенные затраты организации на транспортировку продукции (ткань кордная пропитанная и непропитанная, капролактам) за период 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. и заключения о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 22 мая 2019 г. N 33418/08, от 14 мая 2019 г. N 50663/13, которые действовали на дату подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии.
Заключения о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, на даты транспортировки продукции капролактам - за период с 1 октября 2018 г. по 13 мая 2019 г., ткань кордная - за период с 1 октября 2018 г. по 21 мая 2019 г. отсутствовали.
Так, например, для предоставления субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку ткани кордной по внешнеторговому договору поставки от 26 декабря 2016 г. N 0044/01/17060 (страна импорта Индия) в Центр представлены документы, подтверждающие транспортные расходы железнодорожным и водным транспортом за период с 10 октября 2018 г. по 13 декабря 2018 г. (по декларации на товар) на сумму 442 998,68 рублей, а именно таможенная декларация 10412110/131218/0011514, железнодорожные накладные от 10 октября 2018 г. N ЭЯ06973, N ЭЯ06994, N ЭЯ325423, коносамент от 17 октября 2018 г. N ZIMUNVK054552, акты выполненных работ от 31 октября 2018 г. N 732, N 733.
Размер предоставленной субсидии составил 365 669,03 рублей. В расчете приложенном к Заключению АО "Российский экспортный центр" от 6 ноября 2019 г. указано заключение о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданное Минпромторгом России от 22 мая 2019 г. N 33418/08, которое действовало на дату подачи заявления о заключении Соглашения от 21 декабря 2019 г. N 020-11-2019-1344. В результате размер полученной субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку капролактама за период с 1 октября 2018 г. по 13 мая 2019 г. при отсутствии подтверждения производства на территории Российской Федерации за указанный период составил 105 922 629,40 рублей.
Размер полученной субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку ткани кордной за период с 1 октября 2018 г. по 21 мая 2019 г. при отсутствии подтверждения производства на территории Российской Федерации за указанный период составил 11 662 683,57 рублей.
В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил N 496 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 1214), пункта 3.1.2 Соглашения от 21 декабря 2019 г. N 020-11-2019-1344 в 2018 году Минпромторгом России предоставлена субсидия ПАО "КуйбышевАзот" при отсутствии подтверждения производства капролактама за период с 1 октября 2018 г. по 13 мая 2019 г. на территории Российской Федерации (на период транспортировки), что привело к необоснованному предоставлению субсидии в сумме 105 922 629,40 рублей.
В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Правил N 496 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 1214), пункта 3.1.2 Соглашения от 21 декабря 2019 г. N 020-11-2019-1344 в 2018 году Минпромторгом России предоставлена субсидия ПАО "КуйбышевАзот" при отсутствии подтверждения производства ткани кордной за период с 1 октября 2018 г. по 21 мая 2019 на территории Российской Федерации (на период транспортировки), что привело к необоснованному предоставлению субсидии в сумме 11 662 683,57 рублей.
Согласно подпункта "д" пункта 3 Правил N 496 (в редакции от 18 сентября 2018 г.) субсидия предоставляется при условии, что транспортировка и отгрузка продукции осуществлялись (от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения) одним или несколькими видами транспорта, указанными в подпункте "г" пункта 3, для предоставления субсидии в 2019 году - с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г. для продукции отрасли автомобилестроения).
Проверкой соблюдения условий предоставления субсидии установлено, что в расчет субсидии на компенсацию части затрат на транспортировку продукции за период с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г., согласно декларациям на товары, включены затраты по транспортировки продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации, до конечного пункта назначения за период с 7 августа 2019 г. по 29 сентября 2019 г., а именно: декларация 10418010/210919/0251411 поставка в период с 11 августа 2019 г. по 2 сентября 2019 г., выпуск разрешен 21 сентября 2019 г.; декларация 10418010/280919/0259159 - поставка в период с 7 августа 2019 г. по 18 сентября 2019 г., выпуск разрешен 28 сентября 2019 г.; декларация 10418010/290919/0259404 поставка в период с 15 августа 2019 г. по 1 сентября 2019 г., выпуск разрешен 29 сентября 2019 г.; декларация 10418010/280919/0259288 поставка в период с 15 августа 2019 г. по 7 сентября 2019 г., выпуск разрешен 28 сентября 2019 г.
Согласно вышеперечисленным декларациям на товар продукция прибыла в конечный пункт назначения в сентябре 2019 года.
В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 3 Правил N 496 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 1214), пункта 1.11 Соглашения от 21 декабря 2019 г. N 020-11- 2019-1344 в 2019 году Минпромторгом России предоставлена субсидия ПАО "КуйбышевАзот" на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от пунктов отправления, расположенных на территории Российской Федерации на август 2019 года, до конечного пункта назначения - сентябрь 2019 года, что привело к необоснованному предоставлению субсидии в сумме 4 095 635,39 рублей.
На основании изложенного, требование Министерства о возврате субсидии, изложенное в письме от 21.01.2021 N 3181/03, соответствует бюджетному законодательству, в связи с чем является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявителя, рассмотренные судом первой инстанции, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.08.2021 г. по делу N А40-101599/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101599/2021
Истец: ПАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО