г. Самара |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А65-16238/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань в лице филиала N 12
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года (резолютивная часть решения от 06.09.2021) по делу N А65-16238/2021 (судья Галимзянова Л.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АгроРаздолье", Республика Татарстан, Аксубаевский район, д.Тахтала (ОГРН 1201600054754, ИНН 1603007978)
к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань в лице филиала N 12 (ОГРН 1021602825640, ИНН 1655003950)
о признании недействительным уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 23.04.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АгроРаздолье" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ответчик, фонд) о признании недействительным уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 23.04.2021.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года (резолютивная часть решения от 06.09.2021) заявление удовлетворено, признано недействительным уведомление Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 12 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 23.04.2021, выданное Обществу с ограниченной ответственностью "АгроРаздолье". Суд обязал Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в лице филиала N 12 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "АгроРаздолье".
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года (резолютивная часть решения от 06.09.2021) по делу N А65-16238/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности представлено Обществом в Фонд с нарушением установленного срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "АгроРаздолье" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2020 с присвоением ОГРН 1201600054754, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Общество зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 12 Регионального отделения ФСС по Республике Татарстан с присвоением регистрационного номера 1612000378, основным видом деятельности по ОКВЭД значится "01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур".
Уведомлением от 23.04.2021 филиал N 12 Регионального отделения ФСС по Республике Татарстан сообщил обществу об установлении ему страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год в размере 8,50 процентов к начисленной оплате труда, что соответствует виду экономической деятельности общества "01.70 Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" (32 класс).
При этом, указанный вид экономической деятельности общества был определен фондом исходя из наиболее высокого класса профессионального риска, а именно: Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, так как в установленный срок общество не представило в фонд документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления ему тарифа страховых взносов исходя из соответствующего этой деятельности класса профессионального риска.
18 мая 2021 г. заявитель обратился в фонд с заявлением о пересмотре тарифа на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 18.05.2021. Однако, фонд письмом от 02.06.2021 сообщил обществу о невозможности изменения тарифа в течение календарного года.
Не согласившись с уведомлением фонда об установлении страхового тарифа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленного требования общество указывает, что основной вид деятельности вовремя не был подтвержден в связи с техническими сложностями при передаче информации, так как общество находится в деревне, где очень плохая связь с сетью интернет. Заявитель пытался в программе заполнить заявление для уведомления фонда, но после наступления срока подачи уведомления программа такой возможности не предоставляет.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в фонд по месту своей регистрации заявление и необходимые документы на бумажном носителе либо в форме электронного документа (пункт 3 Порядка N 55).
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, фонд относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55).
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713.
При этом, такое право фонда не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а является мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе в определениях от 10.07.2003 N 290-О, от 15.07.2003 N 310-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55 страхователь, не представивший в установленный срок заявление и документы, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда (который может быть выражен и в требовании об уплате недоимки) может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заинтересованном лице - страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
В деле имеются, в том числе, представленные обществом в фонд заявление о пересмотре тарифа на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 18.05.2021, ответ ответчика на указанное заявление от 02.06.2021, заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности от 01.07.2021 с приложением к заявлению справки-подтверждения основного вида экономической деятельности за 2021 год с указанием в нем кода вида экономической деятельности - 01.11.
Факт представления фонду указанных документов подтвержден материалами дела.
Как указано выше, страхователь, не представивший в установленный срок заявление и документы, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969).
Однако фонд указывает на то, что изменение размера страхового тарифа, установленного страхователю, в течение календарного года не предусмотрено.
При этом, фондом не представлено доказательств того, что на момент установления класса профессионального риска и страхового тарифа на 2021 год общество фактически осуществляло деятельность по охоте, отлову и отстрелу диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" (код ОКВЭД 01.70).
Фондом не представлено доказательств, подтверждающих фактическое осуществление обществом вида деятельности " Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях ".
Следовательно, фактически размер страхового тарифа определен фондом без учета ранее осуществляемого и осуществляемого обществом вида деятельности, а также в отсутствие доказательств фактического осуществления обществом вида деятельности, указанного фондом.
Из толкования пунктов 4, 8 Правил N 713 следует, что для определения профессиональных рисков необходимо учитывать действительные риски, связанные с конкретной фактически осуществляемой деятельностью страхователя, в рамках которой возникает необходимость страхования от вполне конкретных опасностей, присущих такой деятельности.
Непредставление обществом до 15 апреля соответствующего года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности данной организации, или представление данных документов с пропуском срока, само по себе не может свидетельствовать об осуществлении организацией деятельности, указанной фондом. Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае непредставления (несвоевременного представления) страхователем документов, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.
Указанным правом фонд не воспользовался.
Вид осуществляемой обществом деятельности для установления класса профессионального риска не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного юридического лица, в частности, на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку в нем указываются те виды деятельности, которыми в соответствии с учредительными документами юридическое лицо может заниматься, однако сам по себе факт перечисления возможных к осуществлению видов деятельности в Едином государственном реестре юридических лиц не является доказательством осуществления лицом данного вида деятельности в действительности.
В рассматриваемом случае у фонда отсутствовало основание для отнесения общества к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, оспариваемое уведомление фонда нарушает права и законные интересы общества.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности заявителя является "01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур".
В заявлении общество указывает, что фактически ведет только один вид деятельности, который соответствует коду 01.11.
Доказательств фактического осуществления обществом вида экономической деятельности "Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" фондом не представлено.
В отсутствие доказательств осуществления заявителем вмененного вида деятельности " Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях ", установление на 2021 год страхового тарифа на обязательное социальное страхование в размере 8,50% не основано на законе и нарушает права и интересы заявителя.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что фонд не доказал соответствие оспариваемого в рамках настоящего дела уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 23.04.2021 действующему законодательству.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2021 по делу N А65-26803/2020, от 11.06.2020 по делу N А72-11125/2019.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года (резолютивная часть решения от 06.09.2021) по делу N А65-16238/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16238/2021
Истец: ООО "АгроРаздолье", Аксубаевский район, д.Тахтала
Ответчик: ГУ региональное отделение фонда социального страхования российской Федерации по Республике Татарстан Филиал N12, ГУ региональное отделение фонда социального страхования российской Федерации по Республике Татарстан Филиал N12, г.Казань, ГУ региональное отделение фонда социального страхования российской Федерации по Республике Татарстан Филиал N12, г.Чистополь
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО АГРОФИРМА "ЧИСТОПОЛЬСКАЯ"