г. Вологда |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А66-6721/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2021 года по делу N А66-6721/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) (ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Завод" (ОГРН 1146952011557, ИНН 6950183071; адрес: 170043, Тверская область, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 42, помещение 3, этаж 3; далее - общество) о взыскании финансовой санкции в сумме 3 500 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку сумма требований управления превысила 3 000 руб. 02.08.2020, срок на обращение в суд с требованием о взыскании финансовой санкции истекает 08.06.2021. Считает, что совокупный срок обращения в суд не может исчисляться от момента предоставления установленного законодателем срока форм СЗВ-СТАЖ за 2017, 2019 годы, поскольку управление узнало о несоответствии между сведениями за 2019 год 11.04.2020, а о несоответствии между сведениями за 2017 год - 02.08.2020 при проверке сведений с налоговым органом.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (далее - отделение) поступило заявление о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией управления в форме присоединения к отделению.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 30.09.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности управления в связи с реорганизацией в форме присоединения к отделению.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно статье 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах в порядке статьи 48 АПК РФ управление подлежит замене на его правопреемника - отделение.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, управлением установлено расхождение между представленными обществом сведениями по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2017 года и СЗВ-СТАЖ за 2017 год на двух застрахованных лиц, которые не устранены страхователем по направленному в его адрес уведомлению от 30.01.2019, о чем составлен акт от 26.03.2019 N 078S18200003937.
Также управлением установлено, что в представленных обществом 12.05.2017 сведениях по форме СЗВ-М за апрель 2017 год не отражены сведения об одном застрахованном лице, в отношении которого за данный период отражена информация в представленных обществом сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, о чем составлен акт от 17.07.2019 N 078S18200007998.
По факту выявления расхождений между представленными обществом 29.03.2018 сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и сведениями о начислениях, представленными ответчиком в налоговый орган за тот же период, на двух застрахованных лиц, не устраненные на основании направленного обществу уведомления от 22.07.2020, управлением составлен акт от 15.09.2020 N 078 S18200011797.
Кроме того, управлением выявлены расхождения между представленными обществом 02.03.2020 сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год и сведениями о начислениях, представленными ответчиком в налоговый орган за тот же период, на двух застрахованных лиц, не устраненные на основании направленного обществу уведомления от 22.07.2020, о чем составлен акт от 15.09.2020 N 078S18200011798.
Рассмотрев названные акты управление приняло решения от 22.10.2020 N 078S19200012994, от 22.10.2020 N 078S19200012995, от 14.05.2019 N 078S19190004841, от 27.08.2019 N 078S1920000881 о привлечении общества к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в общей сумме 3 500 руб.
Управлением в адрес общества направлены требования от 18.11.2020 N 078S01200010873, 078S01200010875, от 06.06.2019 N 078S01200007087, от 19.09.2019 N 078S01200010565 об уплате финансовых санкций в указанной сумме. Самый поздний срок для добровольного исполнения указанных требований установлен до 08.12.2020.
Поскольку требования в добровольном порядке обществом не исполнены, управление обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, установив пропуск заявителем срока на обращение в суд.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения, перечисленные в указанной норме.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Частью семнадцатой статьи 17 данного Закона установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части шестой статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Исходя из положений части седьмой той же статьи акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Частью восьмой статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу части девятой данной статьи акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно частям одиннадцатой, двенадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ по результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которое в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
На основании части тринадцатой той же статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Частью пятнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В силу части шестнадцатой названной статьи требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно части семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
В силу абзаца четвертого статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 руб., но не превышает 100 000 руб.
Согласно части восемнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ, действующей с 31.07.2020, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
На основании части девятнадцатой той же статьи в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Частью двадцатой названной статьи предусмотрено, что в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Исходя из указанных правовых норм право Пенсионного фонда на обращение в суд с требованием о взыскании штрафа предусмотрено исключительно в следующих случаях:
1) превышения суммы штрафа, начисленного страхователю по одному требованию, 3 000 руб.;
2) превышения суммы штрафов, начисленных страхователю по нескольким требованиям, 3 000 руб. (накопления до суммы, превышающей 3 000 руб.);
3) истечения трехлетнего срока с даты истечения срока исполнения самого раннего требования по штрафу, не превышающему сумму 3 000 руб.
В рассматриваемом случае общая сумма финансовых санкций превысила 3 000 руб. после принятия управлением решений от 22.10.2020.
Вместе с тем суд первой инстанции верно отметил, что применительно к пункту 31 Постановления N 57 отправной точкой при расчете совокупного срока обращения управления в суд в данном случае следует считать даты представления обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2019 годы, то есть 29.03.2018 и 02.03.2020 соответственно.
Доводы жалобы об ином подлежат отклонению, поскольку не освобождают управление от обязанности соблюдения законодательно установленных сроков совершения контрольных мероприятий.
Ссылки на выявление допущенных обществом нарушений только по результатам проведенных 11.04.2020 и 02.08.2020 сверок со сведениями, представленными ответчиком в налоговый орган, не подтверждают соблюдение управлением установленных сроков проведения проверки и составления акта, поскольку в данном случае момент проведения сверки обусловлен исключительно волеизъявлением заявителя. Доказательств, что в законодательно установленный период для проведения контрольных мероприятий управление не располагало информацией, необходимой для выявления правонарушений, в материалах дела не имеется. При этом апелляционный суд учитывает, что исходя из содержания направленного управлением обществу уведомления от 22.07.2020 расхождения в сведениях о застрахованных лицах относились к первому полугодию 2017 и 2019 годов, расчеты о начисленных страховых взносах за которые подлежат представлению значительно ранее представления обществом сведений СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2019 годы.
В соответствии с требованиями статьи 17 Закона N 27-ФЗ и НК РФ акты проверки в данном случае должны были быть составлены управлением по выявленным нарушениям не позднее 13.07.2018 (по отчетности 2017 года), 17.06.2020 (по отчетности 2019 года) (3 месяца на проведение камеральной проверки + 10 дней на составление акта).
Между тем в данном случае фактически акты составлены по нарушениям по отчетности 2017 года 26.03.2019, 17.07.2019 и 15.09.2020, по нарушению по отчетности 2019 года - 15.09.2020, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверок, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков, которые истекли в сентябре 2019 года и апреле 2021 года соответственно.
Управление обратилось в суд с настоящим заявлением 20.05.2021, то есть с пропуском совокупного срока принудительного взыскания, поскольку, вопреки доводам жалобы, несвоевременное совершение заявителем контрольных мероприятий не является основанием для продления совокупного срока на обращение в суд.
Оснований восстановления пропущенного заявителем срока на обращение в суд в данном случае не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что срок на обращение в суд управлением пропущен, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонного) (ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20) на его правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441; адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, к. 1).
Решение Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2021 года по делу N А66-6721/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6721/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ТВЕРИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО "Завод"