город Томск |
|
2 ноября 2021 г. |
Дело N А45-10509/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9435/2021) федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 05.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10509/2021 (судья Суворова О.В.)
по иску товарищества собственников жилья "Ключ-Камышенский" (630114, область Новосибирская, город Новосибирск, улица Ключ-Камышенское плато, ОГРН 1055405215931, ИНН 5405305338)
к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (630005, Новосибирская область, Новосибирск город, Мичурина улица, дом 20, ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036),
третье лицо: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (119019, Москва город, Знаменка улица, дом 19,ОГРН 1037700255284),
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: без участия,
от третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Ключ-Камышенский" (далее - ТСЖ "Ключ-Камышенский", товарищество) обратилось к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, учреждение) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 16 601 руб. 49 коп. долга по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 31.03.2021, 311 руб. 56 коп. пени за период с 01.10.2019 по 31.03.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением от 05.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично: с ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России", в пользу товарищества взыскано 16 601 руб. 49 коп. задолженности по оплате вносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 31.03.2021, 76 руб. 66 коп. пени за период с 11.11.2019 по 15.04.2021. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, учреждение в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование указано следующее: оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД производит непосредственно собственник - Министерство обороны РФ, через Департамент военного имущества Минобороны России, судом не принята во внимание специальная правоспособность учреждения, которая установлена Уставом. В нарушении норм Гражданского Кодекса на учреждение собственником имущества не возложена обязанность по его содержанию, а напротив, запрещена.
ТСЖ "Ключ-Камышенский" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Стороны, третьи лица явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, квартиры N 59 и N 79 дома N 14 по ул. Ключ-Камышенское плато закреплены на праве оперативного управления за Государственным учреждением "Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть", которая является правопредшественником ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Право оперативного управления зарегистрировано с 28.03.2008.
Решением собственников многоквартирного жилого дома (далее МКД) N 14 по улице Ключ-Камышенское плато в городе Новосибирске от 23.11.2005, в целях управления МКД образовано ТСЖ "Ключ-Камышенский", зарегистрированное в установленном законом порядке, действующим на основании Устава.
Согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 10.10.2016 N 475-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2020 - 2022 годы" размер взноса на капитальный ремонт за 2020 года составляет 7,72 руб. с одного квадратного метра, размер взноса на капитальный ремонт за 2021 года составляет 8,03 руб. с одного квадратного метра.
В период д с 01.10.2019 по 31.03.2021 ответчик не внес плату за коммунальные услуги на содержание общего имущества в общей сумме 16 601 руб. 49 коп.
Ссылаясь на наличие учреждения задолженности по оплате услуг за спорный период, претензий от 02.03.2021 общество потребовало оплатить задолженность.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 125, 210, 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской и пунктами 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), частью 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходил из обоснованности начисления в исковой период платы за коммунальные услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома, удовлетворил исковые требования к учреждению.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта исходя из доводов, содержащихся в апелляционных жалобах, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В силу части 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Таким образом, при закреплении квартир за учреждением на праве оперативного управления расходы на содержание надлежит взыскать с оперативного управляющего. В издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы помещений. При этом обязанность по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества не ставится в зависимость от заключения или не заключения соответствующего договора и фактического пользования общим имуществом в связи с тем, что такая обязанность предусмотрена законом.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Помещения, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 14, кв.кв. 59, 79 были закреплены на праве оперативного управления за Государственным учреждением Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть.
Вместе с тем, Государственное учреждение Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть прекратила свою деятельность с 29.08.2011 путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
В рамках дела N А78-12637/2019 по иску между теми же сторонами и о том же предмете, но за иной период, в материалы дела представлены передаточный акт от 01.04.2011 при присоединении учреждении с перечнем объектов, в котором указаны спорные квартиры, выписки из реестра, в подтверждение регистрации права оперативного управления Новосибирской КЭЧ в отношении спорных квартир.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Таким образом, данный факт подтверждает то, что спорные помещения находятся на праве оперативного управления за ответчиком.
С учетом положений ст.58, 210, 296 ГК РФ, ст. 153, 158 ЖК РФ, вопреки доводам подателя жалобы, бремя содержания квартир, принадлежащей Российской Федерации и находящихся в составе ее казны, лежит на собственнике, а переданных в оперативное управление - на лице, получившим квартиры в оперативное управление.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании долга за содержание, управление и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в сумме 16 601 руб. 49 коп.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Суд первой инстанции руководствуясь статьями 329, 330 ГК РФ, статьей 155 ЖК РФ, установив нарушение сроков оплаты, проверив расчет неустойки, применив ставку, действующую на день вынесения решения (05.08.2021), исключая период с 06.04.2020 по 01.01.2021, скорректировал размер пени и обоснованно удовлетворил требования частично в сумме 76 руб. 66 коп. пени за период с 11.11.2019 по 15.04.2021.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10509/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10509/2021
Истец: ТСЖ "КЛЮЧ-КАМЫШЕНСКИЙ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9435/2021
16.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7972/2021
02.11.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9435/2021
05.08.2021 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-10509/2021