город Омск |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А46-14212/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции заявление закрытого акционерного общества "Энергосервис 2000" (ОГРН 1025500539030, ИНН 5501063748, адрес: 644901, г. Омск, ул. Иртышская, д. 1А) к Федеральной налоговой службе Российской Федерации (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, адрес: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области (ОГРН 1045501036558, ИНН 5501082500, адрес: 644089, г. Омск, ул. Магистральная, д. 82Б), Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (ОГРН 1045504038140, ИНН 5504097209, адрес: 644010, г. Омск, ул. Маршала Жукова, д. 72, 1), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований -, акционерного общества "ВТБ-Регистратор" (ОГРН 1045605469744, ИНН 5610083568, адрес: 127015, г. Москва, ул. Правды, д. 23), о признании незаконными бездействия, выразившегося в невключении закрытого акционерного общества "Энергосервис 2000" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10.09.2019 по 10.01.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Энергосервис 2000" - Касимова Альбина Абдрахимовна, по доверенности от 01.01.2021 сроком действия 1 год;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области - Потапова Марина Олеговна, по доверенности от 24.08.2021 N 01-16/10347 сроком действия 31.01.2023, Мухомеджанова Жибек Джигитджановна к участию в судебном заседании не допущена, поскольку её полномочия в качестве представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области судом не признаны (в обоснование полномочий не представлена доверенность);
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Потапова Марина Олеговна, по доверенности от 30.08.2021 N 01-18/13605 сроком действия 31.01.2022;
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Энергосервис 2000" (далее - ЗАО "Энергосервис 2000", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по САО г. Омска) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении ЗАО "Энергосервис 2000" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр); к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии дачи ответа на жалобу ЗАО "Энергосервис 2000" в части отказа во включении его в Реестр.
Определением суда от 16.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и акционерное общество "ВТБ-Регистратор" (далее - АО "ВТБ-Регистратор").
В ходе рассмотрения дела ЗАО "Энергосервис 2000" были представлены дополнительные пояснения с ходатайством о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ФНС России; заявитель просил признать незаконным бездействие ФНС России, УФНС России по Омской области, ИФНС России по САО г. Омска, выразившиеся в невключении ЗАО "Энергосервис 2000" в Реестр, а также об обязании заинтересованных лиц включить заявителя в Реестр с 10.09.2019 по 10.01.2021 (л. д. 107-111).
Судом первой инстанции было отказано в уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2021 по делу N А46-14212/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Энергосервис 2000" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ЗАО "Энергосервис 2000" ссылается на то, что судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ФНС России. Заявитель утверждает о соответствии Общества критериям для отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства по численности работников и доходу Общества; указывает, что силу положений статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) АО "ВТБ-Регистратор" как держателем реестра акционеров должны были быть поданы соответствующие сведения о юридическом лице. Отнесение юридического лица к той или иной категории относится к деятельности налогового органа и не носит заявительный характер. ЗАО "Энергосервис 2000" также обращает внимание суда на то, что Общество не меняло реестродержателя, в силу чего обязанность по обращению с заявлением у ЗАО "Энергосервис 2000" не возникла, ссылки суда на положения подпункта "д" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ ошибочны.
УФНС России по Омской области, ИФНС России по САО г. Омска представили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции судом установлено, что Приказом Федеральной налоговой службы от 30.04.2021 N ЕД-7-4/459 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Омской области" ИФНС России по САО г. Омска реорганизована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области (далее - МИФНС N 9 по Омской области), в связи с чем суд усмотрел основания для процессуального правопреемства ИФНС России по САО г. Омска на МИФНС N 9 по Омской области в порядке статьи 48 АПК РФ.
Кроме того, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией установлено нарушение судом нижестоящей инстанции норм процессуального права, а именно суд первой инстанции неправомерно отказал в принятии в порядке статьи 49 АПК РФ уточненных требований ЗАО "Энергосервис 2000" (фактически отказал в замене ненадлежащего ответчика на надлежащего) в связи с чем, определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 определено перейти к рассмотрению дела N А46-14212/2020 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Указанным определением суд назначил дело к рассмотрению на 28.10.2021, принял уточнение заявленных требований ЗАО "Энергосервис 2000", изложенное в дополнительных пояснениях от 15.03.2021; изменил статус ФНС России в процессе и привлек ФНС России в качестве третьего заинтересованного лица. Судом также предложено ФНС России представить отзыв на заявление по существу с учетом уточнения заявленных требований.
Отзыв на заявление ФНС России не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебное заседание апелляционной инстанции явилась, но не была допущена Мухомеджанова Жибек Джигитджановна по причине отсутствия у неё доверенности от МИФНС N 9 по Омской области.
В заседании представитель ЗАО "Энергосервис 2000" поддержал доводы, изложенные в заявление, просил заявление удовлетворить.
Представитель МИФНС N 9 по Омской области и Управления с доводами заявления не согласился, просил оставить решение без изменения, заявление - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив заявленные требования ЗАО "Энергосервис 2000", заслушав выступления представителей ЗАО "Энергосервис 2000", МИФНС N 9 по Омской области, Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Энергосервис 2000" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.08.2001, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л. д. 41-67).
13.04.2020 ЗАО "Энергосервис 2000" обратилось к Инспекции с заявлением о включении в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (Реестр) (л. д. 17-18).
В ответ на обращение Инспекция письмом от 18.05.2020 N 10-02-47/05980 сообщила, что в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о реестродержателе, в связи с чем заявка Общества на принудительное включение ЗАО "Энергосервис 2000" в Реестр Инспекцией не исполнена. Налоговый орган указал, что для внесения указанных сведений в ЕГРЮЛ акционерное общество должно представить в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001 (л. д. 19).
В целях урегулирования спора ЗАО "Энергосервис 2000" обратилось в УФНС по Омской области с просьбой признать действия ИФНС России по САО г. Омска по отказу внести ЗАО "Энергосервис 2000" в Реестр незаконными и обязать Инспекцию внести ЗАО "Энергосервис 2000" в Реестр (л. д. 35-36).
В ответ на это обращение УФНС по Омской области письмом от 22.07.2020 N 06-17/10908 сообщило порядок формирования Реестра, указав на обязанность Общества по внесению в ЕГРЮЛ соответствующих сведений о держателе реестра акционеров (л. д. 39-40).
Суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с настоящей статьей.
Частью 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ определено, что в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться, в том числе, следующие условия:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части (пункт 2 части 1.1 статьи 4);
- доход хозяйственных обществ, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 3 части 1.1 статьи 4).
Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган) (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ) в Закон N 209-ФЗ была введена статья 4.1, предусматривающая порядок ведения единого реестра малого среднего предпринимательства (далее - единый реестр), согласно части 4 которой внесение сведений, в том числе о юридических лицах, в единый реестр и исключение таких сведений осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.
Согласно части 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ) в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта).
Из указанных норм права следует, что сведения об акционерных обществах (за исключением вновь созданных), отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, могут быть внесены в Реестр только в случае, если в составе сведений о них в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ.
Материалами настоящего дела подтверждается и заявителем по существу не оспариваются обстоятельства того, что по состоянию на 10.08.2019 (очередное формирование Реестра) в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения о держателе реестра акционеров ЗАО "Энергосервис 2000".
Указанные сведения в ЕГРЮЛ также отсутствовали на момент обращения 13.04.2020 Общества к Инспекции с требованием о включении заявителя в Реестр.
При указанных обстоятельствах Обществу было правомерно отказано во включении в Реестр ввиду отсутствия совокупности предусмотренных на то условий Закона N 209-ФЗ.
Кроме того, ни Инспекция, ни Управление не являлись уполномоченными органами по внесению изменений в Реестр, поскольку таковым органом выступает ФНС России, в силу чего их отказы не могли являться незаконными.
Доводы ЗАО "Энергосервис 2000" о том, что именно АО "ВТБ-Регистратор" как держателем реестра акционеров должны были быть поданы соответствующие сведения о юридическом лице, являются ошибочными, так как положениями части 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ) прямо указано на необходимость отражения в ЕГРЮЛ сведений о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ.
Вопреки позиции Общества, внесение сведений в ЕГРЮЛ о держателе реестра акционеров акционерных обществ носит заявительных характер и могло быть реализовано исключительно по инициативе Общества.
Из пояснений налогового органа следует, что в результате последующего обращения Общества 25.12.2020 в ЕГРЮЛ были внесены соответствующие сведения, 10.01.2021 сведения в отношении ЗАО "Энергосервис 2000" внесены в Реестр.
При этом нормы действующего законодательства не предусматривают возможности внесения сведений об ЗАО "Энергосервис 2000" в Реестр в ретроспективном виде.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, требования ЗАО "Энергосервис 2000" удовлетворению не подлежат. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы относятся судом на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2021 по делу N А46-14212/2020 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований акционерного общества "Энергосервис 2000" о признании незаконными бездействия Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Омской области, выразившегося в невключении закрытого акционерного общества "Энергосервис 2000" в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10.09.2019 по 10.01.2021, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14212/2020
Истец: ЗАО "ЭНЕРГОСЕРВИС 2000"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СОВЕТСКОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. ОМСКА, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области
Третье лицо: АО "ВТБ-Регистратор", ФНС России, МИФНС N 9 по Омской области