г. Киров |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А82-17265/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хорошевой Е.Н.,
судей Кормщиковой Н.А., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмедовой О.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы онлайн заседания в режиме web-конференции:
представителя конкурсного управляющего Паспортниковой И.В. - Анашкина И.Н., по доверенности от 26.04.2021;
представителя УФНС по Ярославской области - Митиной Н.И., по доверенности от 20.01.2021;
представителя Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области - Камахиной Е.А., по доверенности от 11.06.2021;
представителя Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области - Семеновой Е.Н., по доверенности от 08.09.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 по делу N А82-17265/2016, принятое
по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" Паспортниковой Ирины Валерьевны
об обязании собственника имущества - администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню,
о взыскании с собственника имущества - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области компенсации за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность не обременённого правом хозяйственного ведения имущества в размере,
по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (ИНН 7610074824, ОГРН 1077610003943)
заинтересованное лицо: государственное предприятие Ярославской области "Северный водоканал" (ИНН 7610012391, ОГРН 1027601106268),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" (далее также - МУП РМР "Коммунальные системы", МУП "Коммунальные системы", должник) конкурсный управляющий Паспортникова Ирина Валерьевна обратилась в суд с заявлением об обязании собственника имущества - администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области (далее также Администрация) принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню, о взыскании с собственника имущества - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области компенсации за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность не обременённого правом хозяйственного ведения имущества в размере 43 605 351,48 руб.
В Арбитражный суд Ярославской области от заявителя в материалы дела поступило письменное ходатайство от 29.01.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), просил обязать собственника имущества - администрацию Рыбинского муниципального района Ярославской области принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения согласно перечню.
Также заявитель просил взыскать с собственника имущества - администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области компенсацию за снижение конкурсной массы в результате принятия в муниципальную собственность не обременённого правом хозяйственного ведения затрат на содержание имущества в размере 43 605 351,48 рублей и компенсацию в размере остаточной балансовой стоимости объектов в размере 122 555 604,23 руб.
Уточнение заявленных требований принято судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 из конкурсной массы МУП "Коммунальные системы" исключены объекты водоснабжения и водоотведения согласно прилагаемому перечню объектов водоснабжения и водоотведения МУП "Коммунальные системы"; суд обязал Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления настоящего определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения, согласно прилагаемому перечню объектов водоснабжения и водоотведения МУП "Коммунальные системы"; взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу МУП "Коммунальные системы" 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы; в остальной части в удовлетворении требований конкурсного управляющего МУП "Коммунальные системы" Паспортниковой И.В. отказано.
Администрация с принятым определением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, отказать конкурсному управляющему должника в удовлетворении требований в части взыскания за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области в конкурсную массу муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы" 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы.
По мнению Администрации, объекты водоснабжения и водоотведения подлежат принятию в муниципальную собственность в установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) порядке. Действующим законодательством порядок выплаты компенсации уменьшения конкурсной массы, в связи с прекращением права хозяйственного ведения, а также механизм её расчета не регламентированы и до настоящего времени не урегулированы. Выводы о наличии указанных в заявлении конкурсного управляющего правовых оснований для взыскания с Администрации компенсации за переданные в муниципальную собственность объекты недвижимости являются необоснованными, противоречащими действующим положениям Закона N 127-ФЗ. Апеллянт отмечает, что законодатель при принятии нового Закона о банкротстве исключил обязательную безусловную и безвозмездную передачу социально значимых объектов должника в муниципальную собственность. Более того, Закон N 127-ФЗ предусматривает возможность получения должником компенсации за указанное имущество при его продаже, поскольку устанавливает обязанность конкурсного управляющего по проведению конкурса по продаже социально значимых объектов, принадлежащих должнику на каком-либо вещном праве. Закон N 127-ФЗ предусматривает передачу социально значимого имущества в муниципальную собственность только в случае, если оно не было продано в результате проведения торгов (аналогичные выводы указаны в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 640-О, от 28.05.2013 N875-0). В силу пункта 6 указанной статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий. Следовательно, необходимость в передаче такого имущества в муниципальную собственность возникает у должника не в силу обязательной нормы закона о безвозмездной передаче имущества, а в связи с тем, что на такое имущество после двукратных торгов не нашлось покупателя. То есть, в муниципальную собственность должник передает имущество, реализация которого невозможна ввиду отсутствия на него спроса, а, следовательно, в условиях, когда предусмотренным законом способом (путем продажи на торгах в виде конкурса) исчерпана возможность получения компенсации за такое имущество. У муниципального образования в силу пунктов 5, 6 статьи 132 Закона N 127-ФЗ возникает не право принять в собственность имущество, а обязанность, за нарушение которой согласно пункту 7 статьи 132 данного закона предусматривается ответственность. Заявитель жалобы указывает, что Закон N 127-ФЗ не возлагает на муниципальное образование обязанность заключить договор купли-продажи указанных объектов, если они не проданы на торгах, следовательно, их передача в собственность муниципального образования должна происходить на безвозмездной основе, учитывая, что реализация имущества с целью получения компенсации невозможна. Такое понимание пункта 6 статьи 132 Закона N 127-ФЗ не нарушает баланс публичных и частных интересов, поскольку муниципальное образование не приобретает выгоды от получения в собственность нереализованного имущества должника. Также апеллянт отмечает, что спорное имущество не являлось собственностью должника, а находилось у него на праве хозяйственного ведения, в связи с чем у конкурсного управляющего не имеется правовых оснований требовать компенсацию за передачу муниципальному образованию не принадлежащего ему на праве собственности имущества. Как полагает Администрация, выплата компенсации в размере остаточной стоимости имущества, находящегося в конкурсной массе, то есть финансирование расходных обязательств, не предусмотренных реестром расходных обязательств, является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
ПАО "ТНС энерго Ярославль" (далее также Общество, конкурсный кредитор) с принятым определением суда также не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
ПАО "ТНС энерго Ярославль" отмечает, что Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Таким образом, как полагает апеллянт, невозможность включения спорного имущества (социально значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов. Отсутствие у должника на момент вынесения судебного акта государственной регистрации права хозяйственного ведения не влечет недействительность сделки по передаче имущества в хозяйственное ведения предприятия, поскольку в силу пункта 3 статьи 551 ГК РФ данное нарушение устранимо путем принятия соответствующего решения судом либо путем добровольного совершения должником необходимых действий. В период процедуры конкурсного производства МУП РМР "Коммунальные системы" проведена инвентаризация имущества должника. В конкурсную массу МУП РМР "Коммунальные системы" включены объекты водоснабжения и водоотведения Рыбинского муниципального района, поименованные в оспариваемом определении. Факт передачи имущества сторонами не оспорен, должник является законным владельцем переданного имущества. Как отмечает апеллянт, отсутствие факта государственной регистрации права хозяйственного ведения должника вызвана действиями (бездействием) собственника имущества должника (администрация муниципального образования) и самого должника, в частности, муниципальное образование, как собственник спорного имущества, не предпринял необходимым мер по государственной регистрации недвижимого имущества и по подготовке технической документации на спорное имущество. В отсутствии государственной регистрации права собственности невозможна и государственная регистрация и права хозяйственного ведения должника. Конкурсный кредитор полагает, что срок осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении имущества, переданного предприятию собственником, законом не ограничен, в том числе осуществление государственной регистрации возможно и в период конкурсного производства, отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, находившееся в законном владении и пользовании должника, не свидетельствует о ничтожности актов муниципалитета о передаче имущества должнику. Кроме того, конкурсный кредитор полагает, что судом первой инстанции неверно установлен размер компенсации в отношении 16-ти объектов недвижимости, рассчитанной по остаточной балансовой стоимости, полагает, что размер компенсации должен быть рассчитан исходя из рыночной стоимости имущества, что позволит соблюсти как принцип равноценного возмещения, так и принцип соразмерности с точки зрения обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами. В дополнении к апелляционной жалобе Общество ссылается на судебную практику.
Определения Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесены 24.05.2021, 18.06.2021 и размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.05.2021, 19.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
УФНС России по Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу Администрации просит отказать в удовлетворении жалобы последней, оставить без изменения определение в оспариваемой части. Между тем уполномоченный орган поддерживает доводы апелляционной жалобы конкурсного кредитора, просит в оспариваемой части принять новый судебный акт.
Конкурсный управляющий МУП "Коммунальные системы" Паспортникова И.В. в отзыве на апелляционную жалобу Администрации просит отказать в удовлетворении жалобы последней, оставить без изменения определение в оспариваемой части.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное разбирательство по рассмотрению апелляционных жалоб неоднократно откладывалось. В соответствии со статьей 18 АПК РФ изменялся состав суда, в связи с чем рассмотрение дела начиналось заново.
В судебном заседании 27.10.2021 представители Администрации, конкурсного управляющего должника, уполномоченного органа поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.
По пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 132 Закона о банкротстве, имущество, включенное в конкурсную массу на основании проведенной инвентаризации, не может быть исключено из нее (в том числе ни распорядительным актом конкурсного управляющего, ни решением собрания кредиторов).
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с частью 6 указанной статьи унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность нахождения социально значимых объектов и объектов, принадлежащих должнику на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), в конкурсной массе должника и его дальнейшей продажи.
В то же время отчуждение социально значимых объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
В силу пунктов 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения.
Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункта 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Статьей 30.1 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства). Условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.
Положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не предусмотрена возможность реализации объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П).
Указанные разъяснения даны в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).
При этом лицо, требующее выплаты компенсации, должно представить доказательства того, что передача имущества повлекла уменьшение конкурсной массы, доказать размер такого уменьшения, с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость. Лица, возражающие против взыскания компенсации должны представить доказательства того, что в результате передачи должником в пользу муниципального образования объектов теплоснабжения конкурсная масса должника не уменьшилась и возможность удовлетворения требований кредиторов за счет имущества должника не изменилась.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 11.06.2007 Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области с присвоением ОГРН 1077610003943.
Учредителем и собственником имущества МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" является Администрация Рыбинского Муниципального района.
Основным видом деятельности МУП РМР ЯО "Коммунальные системы" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
В соответствии с уставом муниципального унитарного предприятия Рыбинского муниципального района Ярославской области "Коммунальные системы", имущество Предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения; доходов от деятельности Предприятия; иных не противоречащих законодательству источников (п. 3.1).
Согласно п. 3.2 устава, право на имущество, закрепляемое за Предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества Предприятию, если иное не предусмотрено законом или не установлено решением о передаче имущества Предприятию. Право на недвижимое имущество, закрепляемое за Предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента государственной регистрации права.
Из материалов дела усматривается, что должнику на праве хозяйственного ведения, зарегистрированного в установленном порядке, принадлежат следующие объекты недвижимости:
1. Здание канализационной насосной станции п. Ермаково; общая площадь 136,2 кв.м.; назначение: производственное, 1-этажное (подземных этажей-1), лит. А; год ввода в эксплуатацию - 1978; кирпичное одноэтажное здание в жилой зоне; кадастровый номер 76:14:050412:0706:005683/00; к.н. 76:14:050412:816; адрес: Ярославская область, Рыбинский р-он, Волжский с/о, п. Ермаково, сооружение 2а; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/092п от 07.08.2015; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 15.11.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 193 127,29 руб.;
2. Комплекс канализационных очистных сооружений, общая площадь 86,5 кв.м., назначение - производственное, 1-этажный; год ввода в эксплуатацию - 1977; к.н. 76:14:050501:1358; адрес: Ярославская область, Рыбинский р-он, Песоченский с/о, п. Песочное, ул. Советская, д. 23а; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 24.07.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 33 416,93;
3. Здание канализационной насосной станции (КНС п. Песочное), общая площадь 83,9 кв.м., назначение - производственное, 1 -этажный (подземных этажей - 1), лит. А, кадастровый номер 76:14:050504:0025:0758 61/00, год ввода в эксплуатацию - 1977; к.н. 76:14:050501:1139; адрес: Ярославская область, Рыбинский р-он, Песоченский с/о, п. Песочное, ул. Советская, д. 22; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 02.09.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 32 298,67;
4. Комплекс очистных сооружений водопровода - здание водопроводной очистной станции (лит. А), водопроводно-очистная станция п. Песочное, производительность - 5,0 тыс. м3/сутки, общая площадь 1 830,3 кв.м., назначение - производственное, 2-этажный (подземных этажей - 1); год ввода в эксплуатацию - 1980; к.н. 76:14:050501:1122; адрес: Ярославская область, Рыбинский р-он, Песоченский с/о, п. Песочное, ул. Октябрьская, д. 26а; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 21.10.2020; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 3 721 306,79 руб.;
5. Производственный корпус КОС Дюдьково со встроенной трансформаторной подстанцией, назначение: производственное, количество этажей -2, общая площадь здания 403,2 кв.м., производительность КОС - 4,2 тыс. м3/сутки, год постройки - 1982, к.н. 76614:050405:338; адрес: Ярославская область, Рыбинский р-н, Ломовский сельский округ, в районе деревни Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 21.10.2020; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 120 487,83 руб.;
6. Блок емкостей хозфекальных стоков (резервуары КОС) Дюдьково - 4шт., объем 3991 куб.м., год ввода в эксплуатацию - 1982; к.н. 76:14:050405:339; адрес: Ярославская область, Рыбинский район, Ломовский сельский округ, в районе деревни Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 21.10.2020; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 1 593 917,78 руб.;
7. Здание водозабора ВОС Дюдьково, площадь 270,0 кв.м.; этажность - 3 (подземная этажность -2), год ввода в эксплуатацию - 1989; к.н. 76:14:050403:66, адрес: Ярославская область, Рыбинский район, Ломовский сельский округ, в районе деревни Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 25.11.2020; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 14 045 745,76 руб.;
8. Водоподъемная очистная станция ВОС Дюдьково, площадь 2016,9 кв.м; производительность - 8,0 тыс. м3/сут., год ввода в эксплуатацию - 1982; к.н. 76:14:050403:63, адрес: Ярославская область, Рыбинский район, Ломовский сельский округ, д. Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 02.09.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 24 847 296,16 руб.;
9. Здание хлораторной ВОС Дюдьково, площадь 101,4 кв.м.; этажность - 1, год ввода в эксплуатацию - 1982; к.н. 76:14:050403:67, адрес: Ярославская область, Рыбинский район, Ломовский сельский округ, д. Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 02.09.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 2 456 244,89 руб.;
10. Здание КНС ВОС д. Дюдьково, площадь 140,5 кв.м.; этажность - 3 (подземная этажность -2), год ввода в эксплуатацию - 1982; к.н. 76:14:050403:64, адрес: Ярославская область, Рыбинский район, Ломовский сельский округ, д. Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 02.09.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 249 229,63 руб.;
11. Резервуары воды (ВОС Дюдьково), объем 100 куб.м., год ввода в эксплуатацию - 1982; к.н. 76:14:050403:62, адрес: Ярославская область. Рыбинский район, Ломовский сельский округ, д. Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 14.11.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 0,00 руб.;
12. Резервуары воды (ВОС Дюдьково), объем 100 куб.м, год ввода в эксплуатацию - 1982; к.н. 76:14:050403:59, адрес: Ярославская область. Рыбинский район, Ломовский сельский округ, д. Дюдьково; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 14.11.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 0,00 руб.;
13. Канализационная насосная станция д. Дюдьково, в районе дома 16, площадь 126,8 кв.м; этажность - 2 (подземная этажность - расположена на территории поселка для перекачки стоков на ОС), год ввода в эксплуатацию - 1982; к.н. 76:14:050438:1213, адрес: Ярославская область, Рыбинский район, Октябрьское сельское поселение, д. Дюдьково, в районе дома 16; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/083п от 31.07.2013; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 14.11.2019; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 127 055,60 руб.;
14. Артезианская скважина N 1818 с насосной станцией (Артезианская скважина N1, ул. Свердлова, д. 1 и. Тихменево), глубина 69 м; площадь 7,8 кв. м; год ввода в эксплуатацию - 1965; к.н. 76:14:040102:613, адрес: Ярославская область, Рыбинский р-н, Тихменевский с/о, п. Тихменево, ул. Свердлова, д. 1; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N20-211/068п от 19.06.2014; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 08.12.2020; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 276 078,06 руб.;
15. Артезианская скважина N 1820 с насосной станцией (Артезианская скважина N2, ул. Вокзальная, д. 2-а, п. Тихменево), глубина 70 м; площадь 13,7 кв.м; год ввода в эксплуатацию - 1983; к.н. 76:14:040103:766, адрес: Ярославская область, Рыбинский р-н, Тихменевский с/о, п. Тихменево, ул. Вокзальная, д. 2а; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N20-211/068п от 19.06.2014; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 09.12.2020; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 276 078,06 руб.;
16. Насосная станция с водонапорной башней (Водонапорная башня п. Тихменево, ул. Вокзальная, д.2-а), площадь 30,8 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1983; к.н. 76:14:040103:765, адрес: Ярославская область, Рыбинский р-н, Тихменевский с/о, п. Тихменево, ул. Вокзальная, д. 2а; передано на праве хозяйственного ведения МУП "Коммунальные системы" приказом Управления недвижимости, строительства и инвестиции Рыбинского муниципального района N 20-211/068п от 19.06.2014; право хозяйственного ведения зарегистрировано за МУП "Коммунальные системы" 05.12.2020; остаточная стоимость имущества определена конкурсным управляющим в сумме 401 408,27 руб.
Как верно установлено судом первой инстанции, спорное имущество представляет собой объекты коммунальной инфраструктуры, входящие в обслуживание систем водоснабжения и водоотведения, отчуждение которого в частную собственность не допускается.
Следовательно, указанные объекты подлежат возвращению в муниципальную казну с выплатой компенсации со стороны их собственника.
Рассчитанная конкурсным управляющим остаточная стоимость указанных объектов, представляющая собой балансовую стоимость с учетом амортизации по состоянию на 31.03.2021, составила 48 373 691,72 руб.
В данном случае учтен баланс интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и содержание соответствующего имущества и интересов должника и его кредиторов, рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр.
Так согласно положениям Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) социальное предназначение объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. N 8-П).
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно исключил спорные объекты водоснабжения и водоотведения из конкурсной массы должника, обязал Администрацию принять в муниципальную собственность объекты водоснабжения и водоотведения и взыскал за счет казны Рыбинского муниципального района Ярославской области в лице Администрации в конкурсную массу должника 48 097 885,54 руб. компенсации за уменьшение конкурсной массы, принимая во внимание контррасчет Администрации.
Доказательств тому, что стоимость вышеперечисленных объектов менее взысканных судом первой инстанции, Администрацией не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Довод Администрации о том, что возможность передачи объектов коммунальной инфраструктуры, входящих в обслуживание систем водоснабжения и водоотведения, которые не выставлялись на торги, у конкурсного управляющего отсутствует, не основан на законе, в силу чего подлежит отклонению.
Ссылку Администрации на положения пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку торги конкурсным управляющим в рассматриваемом случае не проводились.
В то же время в отношении иного имущества государственной регистрации права хозяйственного ведения не имелось.
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданским кодексом Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за муниципальным унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
Аналогичное положение закреплено в статье 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право хозяйственного ведения относится к вещным правам (статья 216 ГК РФ).
Как следует из пунктов 5, 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в определении от 24.12.2019 N 301-ЭС17-14863 (10), отсутствие у должника зарегистрированного в установленном законом порядке права хозяйственного ведения на недвижимое имущество исключает возможность включения такого имущества в конкурсную массу. Имущество, на которое право хозяйственного ведения было зарегистрировано, входит в единый технологически связанный имущественный комплекс, основную часть которого составляют объекты недвижимости, право хозяйственного ведения на которое за должником не зарегистрировано, поэтому такое имущество не может быть включено в конкурсную массу должника.
При таких обстоятельствах, как правомерно указано судом первой инстанции, для возникновения вещного права на недвижимость, переданную в хозяйственное ведение, необходима государственная регистрация.
Следовательно, поскольку за должником право хозяйственного ведения на иные объекты не зарегистрировано, должнику они не принадлежат, что свидетельствует об отсутствии оснований для выплаты ему компенсации.
Указанная позиция подтверждается также позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2021 N 301-ЭС21-11640 по делу N А82-6234/2019.
Ссылка Общества в обоснование приведенных доводов на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку названные апеллянтом судебные акты приняты по делам, обстоятельства которых не идентичны обстоятельствам, установленным в рамках настоящего спора.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, но не опровергают их, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого определения.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 04.05.2021 по делу N А82-17265/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Н. Хорошева |
Судьи |
Н.А. Кормщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17265/2016
Должник: МУП РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ярославской области
Третье лицо: Адмнистрации городского округа город Рыбинск, АО "КРЕДПРОМБАНК", АО "ЯРКОММУНСЕРВИС", в/у Паспортникова И.В., ГУ третье лицо- Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Рыбинском муниципальном районе Ярославской области, к/у Паспортникова И.В., МУП "Теплоэнерго" город Рыбинск, МУП РМР ЯО "Система ЖКХ", МУП РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "СИСТЕМА ЖКХ", ОАО "Рыбинская городская электросеть", ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль", ООО "ИНТАУГОЛЬ-ЛОКО", ООО "КБ БФГ -КРЕЕИТ" филиал Рыбинский, Отдел водных ресурсов по Ярославской области, Отделение пенсионного фонда РФ по Ярославской области, ПАО "РГС БАНК", ПАО "РОСБАНК", ПАО "ТНС энерго Ярославль", ПАО ВТБ 24 филиал N 3652, Рыбинский районный отдел службы судебных приставов УФССП по Ярославской области, Рыбинский районный суд Ярославской области, Садоводческое "Афанасово", Управление АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ АДМИНИСТРАЦИИ РЫБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Управление недвижимости, строительства и инвестиций администрации Рыбинского муниципального района, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, УФС по надзору в сфере природопользования по Яо, федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области", Администрация Рыбинского муниципального района по Ярославской области, Администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области, Ассоциация "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих ", Муниципальное унитарное предприятиеВодоканал ", МУП "Водоканал", представитель собрания кредиторов - Смирнова Ю.М. (МИФНС N 3 по ЯО)
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3458/2023
07.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10917/2022
22.02.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1197/2023
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8141/2021
02.11.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4277/2021
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5736/2021
06.08.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4257/2021
23.05.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
22.12.2018 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
09.04.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2363/18
10.10.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
20.09.2017 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16
15.05.2017 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-17265/16