г. Ессентуки |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А18-231/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 29.10.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Цигельникова И.А., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя Акционерного общества "Первая Башенная Компания" - Саетова А.Р. (доверенность от 01.12.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.08.2021 по делу N А18-231/2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Ингушетия обратилось Акционерное общество "Первая башенная компания" (ОГРН 1177746646197, ИНН 7707387700) (далее по тексту - заявитель, Общество) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (ОГРН 1040600284922, ИНН 0606013424) (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным незаконными решений по делу N 23/001/601/2020-1297 о приостановлении государственной регистрации от 06.03.2020 г., об отказе в государственной регистрации от 06.06.2020 г., о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды по делу N 23/001/601/2020-1297.
Заявленные требования мотивированны тем, что оспариваемые решения управления нарушают законные права и интересы Общества в сфере осуществления государственной регистрации договора аренды для размещения средств связи.
Решением суда от 20.08.2021, признано незаконным решение Назрановского отдела Росреестра Управления Росреестра по Республике Ингушетия N 23/001/601/2020-1297 о приостановлении государственной регистрации договора аренды по регистрационному делу N 23/001/601/2020-1297. Суд обязал Назрановский отдел Росреестра Управления Росреестра по Республике Ингушетия осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка государственной (муниципальной) собственности в органах городских и сельских поселении от 01 января 2019 года заключенный между Администрацией с.п. Гази-Юрт и Акционерным обществом "Первая Башенная Компания" кадастровый номер 06:04:0300001:790 площадью 100-м, вид разрешенного использования: Связь, расположенного: РИ, Назрановский район, с.п. Гази-Юрт, ул.Школьная 3б.
Решение мотивировано тем, что указанное в определении о приостановке государственной регистрации от 06.03.2020 г. основание для отказа в государственной регистрации не соответствует требованию федерального законодательства, содержанию договора аренды земельного участка государственной (муниципальной) собственности в органах городских и сельских поселений от 01.01.2019 г., заключенного между Истцом и Администрацией сельского поселения Гази-Юрт.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда от 20.08.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе АО "Первая Нашейная Компания" в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и о признании незаконными решения Назрановского отдела Росреестра: о приостановлении государственной регистрации от 06.03.2020 года, об отказе в государственной регистрации от 06.06.2020 года и об обязанности Управление Росреестра по Республике Ингушетия осуществить государственную регистрации договора аренды.
Управление в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение (нарушение) судом норм права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В представленном договоре б/и от 01.01.2019 года заключенным между АО "Первая башенная компания" и Администрацией с.п. Гази-Юрт отсутствует категория и назначение земельного участка, то есть в договор от 01.01.2019 г. не прописаны существенные условия договора аренды земельного участка.
Сведений о планируемом размещении на земельном участке объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепродуктов обществом на момент обращения с заявлением о государственной регистрации земельного участка не представлено. Доказательств, подтверждающих планирование строительства объектов местного значения на земельном участке, отнесение этого земельного участка как участка, предназначенного для строительства объектов местного значения в соответствии с градостроительной документацией обществом не представлено.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам отзыва на жалобу.
Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при не явке в судебное заседание арбитражного суда сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд в праве рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Обществом 21.02.2020 г. через Территориальный отдел N 7 (по городу Краснодару) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (экстерриториальный принцип) подан на осуществление государственной регистрации договор аренды земельного участка с кадастровым номером 06:04:0300001:790, расположенного по адресу: Республика Ингушетия, р-н Назрановский, с. Гази-Юрт, ул. Школьная, д. 3Б., назначение земли: связь. Датой окончания срока осуществления государственной регистрации указан: 06.03.2020 г. Реквизиты дела: 23/001/601/2020-1297.
25.08.2020 г. Обществом получено решение по делу от 06.06.2020 г, согласно которому в государственной регистрации отказано, по причине: истечения 06.03.2020 г. срока приостановления, указанного в направленном в Обществу уведомлении от 06.06.2020 г., и не устранением приведенной (ых) в уведомлении о приостановлении причины (причин), препятствующей (их) осуществлению аренды.
Обществом в отношении данного отказа подана досудебная жалоба N 8741/20 от 03.09.2020 (вручена нарочно 14.09.2020 г.) по следующим основаниям: нарушен порядок осуществления государственной регистрации права. В ответ на данную жалобу получено письмо N 580 от 12.10.2020 г. об отказе в удовлетворении жалобы, к данному ответу также приложено сообщение о приостановлении государственной регистрации от 06.03.2020 г.
Основанием приостановления государственной регистрации является - не размещение информации о проведенных торгах согласно ст. 39.11-39.13 и 39.18 Земельного Кодекса РФ (о чем общество узнало только 26.10.2020, получив ответ на досудебную жалобу).
Общество полагая, что решение о приостановлении и последующем отказе в государственной регистрации не соответствует действующему законодательству, а именно пп.4, п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, и, вынесено в нарушение сроков, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кроме того, Истец просит восстановить процессуальный срок на подачу искового заявления, в связи с тем, что Истцом применены меры для получения информации об основании отказа в государственной регистрации, осуществлена попытка подачи досудебной жалобы и затем приняты меры для обеспечения судебной защиты нарушенных прав, в том числе, с учетом положения статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона о государственной регистрации.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона о государственной регистрации осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 27 указанного закона является не устранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
При наличии противоречивых сведений в реестре прав на недвижимое имущество и в отсутствие иных правоустанавливающих документов, у управления отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий, поскольку государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации (статья 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
При правовой экспертизе документов, устанавливается, в том числе, отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, что является основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Таким образом, государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации (статья 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
По общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). Без проведения торгов договор аренды такого участка может быть заключен с юридическим лицом для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (пункт 4 части 2 статьи 39.6). Если земельный участок только предстоит образовать, процедура его предоставления без торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой его расположения, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации права публичной собственности на него, подачу заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды (пункт 1 статьи 39.14). В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения (пункт 11 статьи 39.15).
В пункте 25 утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, не указаны документы, подтверждающие право лица, претендующего на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов на основании пункта 4 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, на объекты электросетевого хозяйства регионального или местного значения.
Из материалов дела следует, что между Обществом и Администрацией сельского поселения Гази-Юрт заключен договор аренды земельного участка государственной (муниципальной) собственности в органах городских и сельских поселений от 01.01.2019 г.
Согласно п.1.1. Договора предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 06:04:0300001:790, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, р-н Назрановский, с. Гази-Юрт, ул. Школьная, д. 3Б., назначение земли: связь.
В соответствии с п.5.1 общество имеет право использовать Участок в соответствии с целью и условиями его предоставления.
Земельный участок передан обществу на основании акта приема-передачи от 01.01.2019 г.
21.02.2020 г. обществом на осуществление государственной регистрации передан договор аренды, выдана расписка в получении государственных документов на государственный кадастровый учет и (или)государственную регистрацию прав. Датой окончания срока осуществления государственной регистрации указан: 06.03.2020 г. Реквизиты дела: 23/001/601/2020-1297.
25.08.2020 г. обществом получено решение по делу от 06.06.2020 г, согласно которому в государственной регистрации отказано, по причине: истечения 06.03.2020 г. срока приостановления, указанного в направленном в Общество уведомлении от 06.06.2020 г., и не устранением приведенной(ых) в уведомлении о приостановлении причины (причин), препятствующей (их) осуществлению аренды.
Обществом в отношении данного отказа подана досудебная жалоба N 8741/20 от 03.09.2020 (вручена нарочно 14.09.2020 г.) по следующим основаниям: нарушен порядок осуществления государственной регистрации права. В ответ на данную жалобу получено письмо N 580 от 12.10.2020 г. об отказе в удовлетворении жалобы, к данному ответу также приложено сообщение о приостановлении государственной регистрации от 06.03.2020 г.
Основанием приостановления государственной регистрации является - не размещение информации о проведенных торгах согласно ст.39.11-39.13 и 39.18 Земельного Кодекса РФ (о чем заявитель узнал только 26.10.2020, получив ответ на досудебную жалобу).
В соответствии с буквальным толкованием договора аренды следует, что земельный участок предназначен с определенным видом разрешенного использования: Связь.
Следовательно, указанное в уведомлении о приостановке государственной регистрации от 06.03.2020 г. основание для отказа в государственной регистрации не соответствует требованию федерального законодательства, содержанию договора аренды земельного участка государственной (муниципальной) собственности в органах городских и сельских поселений от 01.01.2019 г., заключенного между Истцом и Администрацией сельского поселения Гази-Юрт.
Кроме того, обществом предъявлялось требование о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации от 06.03.2020 г., об отказе в государственной регистрации от 06.06.2020 г., о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды.
Судом вынесено решение от 20.08.2021 о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации договора аренды и о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию договора аренды.
При этом дополнительным решением от 21.09.2021 судом признано незаконным решение об отказе в государственной регистрации договора аренды.
Дополнительное решение не обжаловано.
В апелляционной жалобе управление просит принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и об отказе в признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации от 06.03.2020 года, об отказе в государственной регистрации от 06.06.2020 года и об обязанности Управление Росреестра по Республике Ингушетия осуществить государственную регистрации договора аренды
Суд апелляционной инстанции считает требование о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации не являются новыми требования, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции по которым не утрачена возможность вынесения дополнительного решения, которое состоялось 21.09.2021.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не давая оценки дополнительному решению от 21.09.2021, приходит к выводу, что оспариваемые решения регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку отсутствие на момент государственной регистрации протокола аукциона на право заключения договора аренды земельного участка не является основанием отказа в государственной регистрации права аренды земельного участка предоставленного для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Соответственно подлежат удовлетворению заявленные требование об обязании управления осуществить государственную регистрации договора аренды необходимым для восстановления нарушенных прав, в связи с вынесенным незаконным отказом в государственной регистрации.
Судом первой инстанции обоснованно удовлетворено ходатайство Истца о восстановлении процессуального срока подлежит удовлетворению, поскольку предпринятые Истцом меры по получению информации об основании отказа в государственной регистрации, последующие меры на судебную защиту, свидетельствуют об уважительном характере причин пропуска срока по смыслу статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса.
В материалах дела наличествует определение Назрановского районного суда о возвращении административного искового заявления от 03.12.202020, то есть общество с момента получения оспариваемых решений предприняло меры к их обжалованию в установленный порядке.
Из содержания решения об отказе в государственной регистрации от 06.06.2020, полученном обществом 25.08.2020 не усматривается оснований для отказа в регистрации, в связи с этим, предпринятые по получению информации об основании отказа в государственной регистрации и последующие меры на судебную защиту, свидетельствуют об уважительном характере причин пропуска срока.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы пропуске срока на обжалование решений управления, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 20.08.2021 по делу N А18-231/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-231/2021
Истец: ООО "Первая Башенная Компания"
Ответчик: Управление Феедеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РИ