г. Пермь |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А50-11937/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пепеляевой И.С., судей Григорьевой Н.П., Журавлевой У.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело N А50-11937/2023
по иску акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085)
к Администрации Пермского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1225900022798, ИНН 5948066266)
о взыскании расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
третьи лица: Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917), Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192), индивидуальный предприниматель Макарова Анна Евгеньевна (ОГРНИП 317595800038140, ИНН 590522161434), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ОГРН 1115902001632, ИНН 5902293756),
явку в заседание суда обеспечили:
от истца, Мальцев Ю.Н. по доверенности от 27.12.2023 N 13;
от ответчика, Титова Я.С. по доверенности от 28.12.2023 N 40,
в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО" (истец, общество "ПРО ТКО") обратилось в суд с иском о взыскании с Администрации Пермского муниципального округа Пермского края (администрация, ответчик) 3 944 347,85 руб. расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Определением от 23.08.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Макарова Анна Евгеньевна, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Министерство финансов Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2023 исковые требования удовлетворены: с Администрации за счет казны муниципального образования в пользу общества "ПРО ТКО" взысканы расходы по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 3 944 347,85 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 27 921,74 руб.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
По результатам рассмотрения доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что принятое в рамках настоящего дела решение по существу спора затрагивает права и обязанности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, которое к участию в деле привлечено не было, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270, частью 6.1 статьи 268 АПК РФ определением от 11.01.2024 суд перешел к рассмотрению дела правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отложив судебное разбирательство по делу на 13.02.2024, и привлек указанное лицо к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 13.02.2024 произведена замена судьи Бояршиновой О.А. на судью Григорьеву Н.П., дело рассматривается сначала в составе председательствующего судьи Пепеляевой И.С., судей Григорьевой Н.П., Журавлевой У.В.
В заседании апелляционного суда, открытом 13.02.2024 представитель истца на удовлетворении требований настаивал, просил иск удовлетворить в заявленном размере.
Представитель ответчика просила в удовлетворении иска к администрации отказать, ссылаясь на принятое Конституционным Судом Российской Федерации Постановление от 30.05.2023 N 27-П.
Иные, участвующие в деле лица, в заседание суда не явились, извещены, что в порядке статей 123, 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Рассмотрев спор по существу по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Общество "ПРО ТКО" с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края.
Письмом от 19.05.2021 (исх.N СЭД-2021-299-01-02-01исх-192) Управление благоустройства Пермского муниципального района уведомило истца о несанкционированном размещении ТКО на земельном участке у отворота к СНТ "Газопереработчик" Култаевского сельского поселения.
Письмом от 27.05.2021 (исх.N СЭД-2021-299-01-02-01исх-204) Управление благоустройства Пермского муниципального района уведомило истца о несанкционированном размещении ТКО на земельном участке в п. Новый Юго-Камского сельского поселения.
Письмом от 28.06.2021 (исх.N СЭД-2021-299-01-02-19-353) Администрация Пермского муниципального района сообщила истцу о выявленном факте несанкционированного размещения отходов на земельном участке вблизи д. Горбуново Пермского муниципального района.
Истец направил уведомления о необходимости ликвидации несанкционированного размещения отходов в адрес Администрации Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района, Администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района, а также Администрации Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района, что подтверждается представленными в материалы дела письмами N 5403 от 27.04.2021, N 8041 от 18.06.2021, N 9872 от 26.07.2021, N 8293 от 25.06.2021 с приложением актов обследования территорий, фото-таблиц, схем, а также проектами договоров на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В уведомлениях истец указал на необходимость ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, по указанным в уведомлениях адресам в течение 30 дней после получения соответствующего уведомления.
Поскольку в нарушение пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО не обеспечена, истец заключил договоры на оказание комплекса услуг по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с ИП Макаровой А.Е. N 109 от 30.06.2022, N 124 от 12.07.2022, по условиям которых ИП Макарова А.Е. приняла на себя обязательства по очистке территорий, на которых расположены несанкционированные свалки, от мусора ручным и механизированным способом, погрузке мусора механизированным способом, а также транспортировке на объект размещения отходов (полигон).
АО "ПРО ТКО" также представило в материалы дела подтверждения передачи на специализированный полигон в д. Софроны для захоронения ТКО в количестве 879,94 тонн, вывезенные с несанкционированной свалки.
Общая сумма понесенных истцом расходов составила 3 944 347 руб. 85 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 2652 от 02.08.2022 на сумму 49 400 руб., N 2653 от 02.08.2022 на сумму 1 195 200 руб. N 2828 от 16.08.2022 на сумму 1 098 520 руб., N 2562 от 26.07.2022 на сумму 1 106 200 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 22.03.2023 N 3805 с требованием оплатить понесенные расходы в размере 3 944 347, 85 руб. по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалок).
Письмом от 21.04.2023 N ОЭД-2023-299-01-02-вх-542 ответчик указал истцу на недостатки в оформлении договоров на вывоз ТКО со свалок, ненаправление претензий в адрес соответствующих поселений, а также сообщил истцу о нарушении сроков ликвидации свалок.
Отказ в возмещении расходов послужил основанием истцу для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 16, 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м куб, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
В пункте 18 названных Правил указано, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Из обстоятельств настоящего дела следует, что земельные участки, на которых были расположены несанкционированные свалки, относятся к землям, право собственности на которые не разграничено, что лицами, участвующими в деле, не оспорено. При этом, земельные участки расположены пределах муниципального образования - Пермский муниципальный округ Пермского края, что также спорным не является.
В силу статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В пункте 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ определено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная, собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 6 названного Закона N 89-ФЗ установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно статье 3 Закона Пермского края от 29.04.2022 N 75-ПК органы местного самоуправления Пермского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления которые на день создания Пермского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
На основании статьи 4 Закона Пермского края от 29.04.2022 N 75-ПК, со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2023 года устанавливается переходный период. Со дня формирования администрации Пермского муниципального округа Пермского края полномочия администраций Бершетского сельского поселения, Гамовского сельского поселения, Двуреченского сельского поселения, Заболотского сельского поселения, Кондратовского сельского поселения, Кукуштанского сельского поселения, Култаевского сельского поселения, Лобановского сельского поселения, Пальниковского сельского поселения, Платошинского сельского поселения, Савинского сельского поселения, Сылвенского сельского поселения, Усть-Качкинского сельского поселения, Фроловского сельского поселения, Хохловского сельского поселения, Юговского сельского поселения, Юго-Камского сельского поселения, Пермского муниципального района прекращаются.
Как уже отмечено ранее и следует из обстоятельств дела, истец надлежащим образом уведомил Администрацию Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района, Администрацию Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района, Администрацию Юго-Камского сельского поселения Пермского муниципального района о ликвидации несанкционированного размещения отходов с приложением актов обследования территорий, фото-таблиц, схем, а также проектов договоров на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (письма N 5403 от 27.04.2021, N 8041 от 18.06.2021, N 9872 от 26.07.2021, N 8293 от 25.06.2021).
В названных уведомлениях региональный оператор также указывал о необходимости ликвидации в течение 30 дней после получения - уведомления мест несанкционированного размещения ТКО, по указанным адресам в уведомлениях.
Соответственно, обязанность по извещению региональным оператором исполнена.
В настоящее время полномочия ликвидированных органов переданы Администрации Пермского муниципального округа Пермского края, что прямо следует из соответствующего Закона.
Поскольку места несанкционированного размещения ТКО правопредшественниками ответчика ликвидированы не были, истцом заключены договоры с ИП Макаровой А.Е. на оказание комплекса услуг по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов N 109 от 30.06.2022, N 124 от 12.07.2022, и самостоятельно ликвидированы МНР ТКО.
Расходы регионального оператора составили 3 944 347 руб. 85 коп.
Доказательств, опровергающих доводы АО "ПРО ТКО" в части подтверждения состава и объема МНР ТКО, не представлено, как и не представлено доказательств того, что услуги могли быть оказаны по иной цене (статьи 9, 65 АПК РФ).
Пункт 17 Правил N 1156 устанавливает, что в случае отсутствия ликвидации МНР ТКО собственником земельного участка и осуществления ликвидации МНР ТКО региональным оператором, то региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Учитывая, что правопредшественники ответчика надлежащим образом были уведомлены о нахождении МНР ТКО, несанкционированные свалки не ликвидировали, и в результате они ликвидированы истцом, то понесенные истцом расходы подлежат возмещению.
Нарушение срока ликвидации свалок не является основанием для отказа в возмещении понесенных региональным оператором расходов.
Утверждение относительно необходимости обязательного указания в решении на условия финансового обеспечения и объема софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не может принять во внимание.
Исходя из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, органы, с которых взысканы расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных в границах муниципальных образований на землях, государственная собственность на которые не разграничена, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях).
В рамках настоящего дела Администрацией не приведено ссылок на конкретные обстоятельства, при наличии которых возможно разрешение вопроса о софинансировании расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО.
Вместе с тем, лица, с которых фактически взысканы расходы на ликвидацию несанкционированных свалок, не лишены возможности защитить свое право, которое они считают нарушенным, с учетом правовой позиции, изложенной в вышеуказанном Постановлении, норм бюджетного законодательства и региональных программ Пермского края.
В пункте 35 "Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, также указано, что орган местного самоуправления, полностью исполнивший за счет бюджета муниципального образования соответствующее судебное решение, имеет право на возмещение части расходов за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения ТКО вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
В связи с изложенным, требования истца к Муниципальному образованию Пермский муниципальный округ в лице Администрации Пермского муниципального округа Пермского края в размере 3 944 347 руб. 85 коп. подлежат удовлетворению.
При той совокупности представленных в дело доказательств у суда отсутствуют основания не согласиться с расчетом, указанном в исковом заявлении.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), и принимает новый судебный акт. Принятое по делу решение подлежит отмене (пункт 6.1 статьи 268, пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ). Требования истца подлежат удовлетворению.
Расходы истца по уплате государственной пошлины возложены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Согласно части 2 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист подлежит выдаче арбитражным судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16 октября 2023 года по делу N А50-11937/2023 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации Пермского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1225900022798, ИНН 5948066266) за счет казны муниципального образования пользу акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085) расходы по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 3 944 347 руб. 85 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 27 921 руб. 74 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.С. Пепеляева |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11937/2023
Истец: АО "ПРО ТКО"
Ответчик: Пермский муниципальный округ в лице Администрации Пермского муниципального округа Пермского края
Третье лицо: Макарова Анна Евгеньевна, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ