город Омск |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А46-12215/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Бодунковой С.А., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11709/2021) общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2021 по делу N А46-12215/2021 (судья Ярковой С.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ОГРН 1075504003013), Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска (ОГРН 1043841003832), об установлении факта, имеющего юридическое значение,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" Адамюк Д.В. по доверенности от 14.04.2021 сроком действия пять лет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" (далее - ООО "Дороги Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС N 12 по Омской области), Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска) об установлении факта, имеющего юридическое значение о том, что датой смены адреса постоянно действующего исполнительного органа общества необходимо считать дату 07.11.2018.
Решением от 01.09.2021 по делу N А46-12215/2021 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, заявитель в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что фактическая дата (момент) внесения соответствующих изменений в отношении смены адреса (места нахождения) в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) реестр - 15.04.2021, является результатом незаконных действий МИФНС N 12 по Омской области, налоговый орган не исполнил надлежащим образом возложенную на него законом обязанность и вынес незаконное решение N 19934А от 07.11.2018 об отказе в государственной регистрации, в случае, если бы инспекция надлежащим образом исполнила возложенную на нее законом обязанность о внесении соответствующих изменений в отношении смены адреса (места нахождения) в реестр - 07.11.2018, то проведение выездной налоговой проверки ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска и вынесение по ней решения данным налоговым органом являлось бы невозможным. По мнению апеллянта, суд, отказав в удовлетворении требований заявителя, своим судебным актом фактически легализовал незаконные и недобросовестные действия налоговых органов, целью которых было существенное нарушение прав и законных интересов заявителя; инспекции действовали явно недобросовестно, сознательно игнорировали установленный порядок; такая легализация при вышеприведенных явно незаконных и недобросовестных действиях инспекций будет потворствовать подобным действиям и нарушать публичные интересы.
В письменных отзывах МИФНС N 12 по Омской области и ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
МИФНС N 12 по Омской области и ИФНС по Октябрьскому округу г. Иркутска, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Дороги Сибири" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 01.10.2018 ООО "Дороги Сибири" представило в МИФНС N 12 по Омской области заявление по форме N Р13001 в связи с внесением изменений об адресе (месте нахождения) юридического лица с приложенными документами.
По результатам рассмотрения представленных для регистрации документов МИФНС N 12 по Омской области принято решение N 19934А от 07.11.2018 об отказе в государственной регистрации.
Вступившим в законную силу решением от 26.05.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1891/2019 удовлетворены требования общества о признании решения МИФНС N 12 по Омской области N 19934А от 07.11.2018 об отказе в государственной регистрации недействительным и обязании осуществить регистрационные действия.
Во исполнение решения от 26.05.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1891/2019, поступившего в МИФНС N 12 по Омской области 08.04.2019 (входящее письмо N 07062), 15.04.2019 МИФНС N 12 по Омской области принято решение N 10709А о государственной регистрации, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись ГРН 2195543304230.
Согласно доводам заявителя, в настоящий момент у него отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы о смене 07.11.2018 адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица: 644089, г. Омск, ул. 50 лет Октября, д. 98, пом. 4/2П, и получить соответствующую выписку из ЕГРЮЛ с указанными сведениями. При этом фактически ООО "Дороги Сибири" с 01.10.2018 осуществляет предпринимательскую деятельность по указанному адресу места нахождения исполнительного органа юридического лица.
Полагая, что вследствие незаконных действий регистрирующего органа в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказ в удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, послужил причиной для подачи ООО "Дороги Сибири" апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно статье 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 217 АПК РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ, с особенностями, предусмотренными в главе 27 АПК РФ.
Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 218 АПК РФ).
Перечень рассматриваемых арбитражным судом дел об установлении фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, приведен в части 2 статьи 218 АПК РФ, который не является исчерпывающим.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: 1) если согласно закону факт порождает юридические последствия; 2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; 3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; 4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дел об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что: в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт.
При предъявлении рассматриваемых требований на заявителя возлагается бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, что его права и охраняемые законом интересы нарушены, и избранный им способ защиты направлен на восстановление именно его прав и интересов, что соответствует требованиям норм части 1 статьи 4, части 1 статьи 65 АПК РФ.
Судебной защите подлежит оспариваемый или подлежащий защите материальный интерес, в связи с чем удовлетворение требований заявителя должно повлечь для него наступление юридических последствий.
Порядок государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентирован Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129- ФЗ).
В силу статьи 17 Закон N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю; г) документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в ЕГРЮЛ лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Указанный перечень документов является исчерпывающим, в силу части 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление иных документов.
Статьей 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрены основания отказа в государственной регистрации, а именно: а) непредставления заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных названным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с названным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренное пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 названного Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Закона; и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 названного Закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
По смыслу положений Закона N 129-ФЗ государственная регистрация носит заявительный характер, документы на государственную регистрацию представляются заявителем, который несет ответственность за правильность их оформления, заполнения форм документов в соответствии с требованиями. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности принятия решения о государственной регистрации прошедшей датой и внесения записи в государственный реестр прошедшей датой. В противном случае дата записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя будет не достоверна, так как с указанием даты внесения записи присвоится государственный регистрационный номер текущей датой, что является прямым противоречием порядку осуществления государственной регистрации.
Приказом Минфина России от 30.10.2017 N 165н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2015 N25н" утвержден порядок ведения ЕГРЮЛ, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки).
По смыслу изложенных правовых норм действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность принятия решения о государственной регистрации прошедшей датой и внесения записи в ЕГРЮЛ прошедшей датой.
В случае удовлетворения заявления ООО "Дороги Сибири" установленный в судебном порядке факт о том, что датой смены адреса постоянно действующего исполнительного органа общества является дата 07.11.2018, будет противоречить сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ о фактической дате (моменте) внесения соответствующих изменений в отношении смены адреса (места нахождения) в реестр - 15.04.2019, то есть будет являться прямым противоречием установленного законодательством порядка осуществления государственной регистрации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Как указано выше, вступившим в законную силу решением от 26.05.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1891/2019 удовлетворены требования ООО "Дороги Сибири" о признании решения МИФНС N 12 по Омской области N 19934А от 07.11.2018 об отказе в государственной регистрации недействительным и обязании осуществить регистрационные действия.
Во исполнение решения от 26.05.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1891/2019, поступившего в МИФНС N 12 по Омской области 08.04.2019 (входящее письмо N 07062), 15.04.2019 МИФНС N 12 по Омской области принято решение N 10709А о государственной регистрации, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись ГРН 2195543304230.
Таким образом, заявитель уже реализовал свое право на судебную защиту нарушенного интереса посредством обращения в арбитражный суд с указанным иском. Решение от 26.05.2019 исполнено регистрирующим органом настоящим образом в предусмотренный законом срок.
Внесение соответствующих изменений в отношении смены адреса (места нахождения) заявителя в ЕГРЮЛ 15.04.2019 к наступлению негативных последствий для ООО "Дороги Сибири" не ведет и о нарушении прав и законных интересов общества не свидетельствует.
При таких обстоятельствах апелляционной коллегией не усматривается оснований для удовлетворения заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, отказав в удовлетворении заявления ООО "Дороги Сибири", суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку определением от 01.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12215/2021 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, с ООО "Дороги Сибири" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 01.09.2021 по делу N А46-12215/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дороги Сибири" (ОГРН 1143850067668; ИНН 3811014610) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
С. А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12215/2021
Истец: ООО "ДОРОГИ СИБИРИ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ