город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2021 г. |
дело N А32-29527/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от ООО "Строительно-монтажная фирма "Прометей" представитель Мальцева А.В. по доверенности от 04.10.2021, диплом от 18.12.2007, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная фирма "Прометей" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 по делу N А32-29527/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная фирма "Прометей" (ИНН 2331011166, ОГРН 1022302857630) к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная фирма "Прометей" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 16.06.2021 N 295-14-21 о назначении административного наказания в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 50000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 в удовлетворении заявления Общества было отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба сводится к тому, что Общество, признавая вину в совершение административного правонарушения, полагает, что имеются основания для снижения административного штрафа ниже низшего предела предусмотренного санкцией статьи. Причина совершения правонарушения обусловлена сложной эпидемиологической обстановкой в Краснодарском крае, введение ограничений и режима самоизоляции, в том числе для граждан пенсионного возраста (генеральный директор 1949 года рождения). Деятельность, осуществляемая Обществом сезонная. Более того, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2018 Общество признано несостоятельным (банкротом).
27.01.2020, производство по делу о банкротстве прекращено и заключено мировое соглашение. В связи с чем, Общество находится в тяжёлом финансовом положении ввиду накопления текущих обязательных платежей перед бюджетом.
Общество указывает, что в суде первой инстанции отзыв на заявление не получало, и ознакомлено не было.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Управление, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество эксплуатирует опасные производственные объекты:
- "Сеть газопотребления ООО СМФ "Прометей" регистрационный номер А30-00868-0001, класс опасности III по адресу: 353691, Краснодарский край, г. Ейск, ул. Красная, 68/3;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Моревского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0003, класс опасности III, по адресу: 353660, Краснодарский край, Ейский район, п. Моревка; п. Мирный;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Александровского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0004, класс опасности III, по адресу: 353660, Краснодарский край, Ейский район, с. Александровка; п. Садовый; п. Степной; х. Зеленея Роща; п. Яснопольский;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Ейского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0005, класс опасности III, по адресу: 353660, Краснодарский край, Ейский район, п.Октябрьский; п.Заводской; п. Новодеревянковский; п. Н. Островского; п. Первомайский; п. Братский;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Кухаривского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0006, класс опасности III, по адресу: 353660, Краснодарский край, Ейский район, с.Кухаривка; с.Воронцовка; п. Приазовка, п. Красноармейский;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Камышеватского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0007, класс опасности III, по адресу: 353650, Краснодарский край, Ейский район, ст. Камышеватская;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Красноармейского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0008, класс опасности III, по адресу: 353670, Краснодарский край, Ейский район, п. Комсомолец; п. Симоновка;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Должанского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0009, класс опасности III, по адресу: 353655, Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Трудового сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0010, класс опасности III, по адресу: 353660, Краснодарский край, Ейский район, п. Советский; п. Большевик; п. Заря;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Ясенского сельского поселения" регистрационный номер А30-00868-0011, класс опасности III, по адресу: 353660, Краснодарский край, Ейский район, ст.Ясенская; п.Ясенская переправа; х. Шиловка;
- "Сеть газопотребления мясоперерабатывающего предприятия" регистрационный номер А30-00868-0012, класс опасности III, по адресу: 353691, Краснодарский край, г. Ейск, ул. Маяковского, 55А;
- "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Ейского городского поселения" регистрационный номер А30-00868-0013, класс опасности III, по адресу: 353691, Краснодарский край, г. Ейск; п. Морской; п. Береговой.
На основании распоряжения от 28.05.2021 N РП-270-1955-0 Управление провело плановую выездную проверку Общества, в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона от 27.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N870, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N420, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N531, Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N1437, Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N2168:
- не проведена аттестация работника в области промышленной безопасности, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения им трудовых обязанностей. Генеральный директор Сухачев 3 В.В., ответственный за организацию производственного контроля, не аттестован по общим вопросам промышленной безопасности (категория А.1);
- не проведена аттестация работника в области промышленной безопасности, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения им трудовых обязанностей. Генеральный директор Сухачев В.В., ответственный за организацию производственного контроля, не аттестован по специальным вопросам промышленной безопасности (категория Б.7.1);
- у генерального директора Общества Сухачева В.В. не проходит дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности, которое периодически проводится не реже одного раза в пять лет;
- на опасных производственных объектах эксплуатируются технические устройства с истекшим сроком службы при отсутствии в технической документации данных о сроке службы таких устройств фактический срок службы которых превышает двадцать лет - не проведена экспертиза промышленной безопасности или замена газового оборудования;
- планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не содержат: характеристику объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий; характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах; количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий; организация взаимодействия сил и средств; состав и дислокация сил и средств; порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности; организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте; система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения); организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте;
- функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются на главного инженера Коваленко И.А., а не на заместителя руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица);
- в должностной инструкции главного инженера Общества, назначенного ответственным за осуществление производственного контроля, не определены обязанности и права, ответственного за осуществление производственного контроля;
- не внесены изменения в Положение о производственном контроле в связи с изменениями требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
- Положение о производственном контроле не содержит: порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности;
- в Обществе при эксплуатации надземных газопроводов не обеспечен мониторинг и устранение повреждения изоляционного покрытия (окраска) газопровода. (п. Кухаривка арки газопровода через улицу Ростовскую; ул. Победы; ул. Красноармейская в районе жилых домов 24, 50, 77; ул. Красная в районе жилых домов 61-63; п. Мирный арки газопровода через улицу Зеленую; ст. Ясенская улица Советов);
- на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Моревского сельского поселения" не выполняется мониторинг и устранение утечек природного газа. При проведении проверки выявлены факты утечки газа в местах присоединения импульсного газопровода к регулятору давления ШРП-2 по ул. Победы п. Моревка;
- на опасном производственном объекте "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Моревского сельского поселения" при эксплуатации технологических устройств не проводится проверка срабатывания предохранительных и сбросных клапанов. В ходе проверки на срабатывания предохранительных и сбросных клапанов в ГРП при заданных режимной картой параметрах срабатывание не произошло (ГРП-1 в п. Моревка запорный клапан сработал при 320 мм.в.ст. вместо положенных 275 мм.в.ст; ГРП-1 в п. Мирный запорный клапан сработал при 300 мм.в.ст. вместо положенных 275 мм.в.ст.);
- в Обществе при эксплуатации надземных газопроводов не обеспечен мониторинг и устранение повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода. При проведении проверки выявлен факт отклонения опор газопровода от вертикальной оси по ул. Красной в районе жилых домов 61-63 в п. Кухаривка.
15.06.2021, по факту выявленных нарушений, старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Управления, в присутствии генерального директора Общества, был составлен протокол N 295-14-21 об административном правонарушении.
16.06.2021 старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Управления, в присутствии генерального директора Общества, вынесено постановление N 295-14-21, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утверждёнными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путём действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
Субъектом правонарушения является организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федерального закона от 27.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 116-ФЗ, если техническим регламентом не установлена форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
В соответствии с частью 1 статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в целях поддержания квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Частью 5 статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей. При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент) продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств.
Пунктом 4 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
В соответствии с пунктом 6 Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
Согласно пункту 11 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого явлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1437 общие разделы плана мероприятий содержат следующие сведения: а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий; б) сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения; в)характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах; г)количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий; д) организация взаимодействия сил и средств; е) состав и дислокация сил и средств; ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности; з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте; и) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте; л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий; м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения); н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
В соответствии с пунктом 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 положение о производственном контроле содержит: должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля; права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля; порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчётов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности; порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения её до работников, занятых на опасных производственных объектах; порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учётом результатов производственного контроля; порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок организации расследования аварий и учёта инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; порядок учёта результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников; порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов.
Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.
В соответствии с пунктом 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 (далее - Правила N 2168) положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля.
Согласно пункту 7 Правил N 2168 функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, - если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте составляет менее 150 человек.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 2168 обязанности и права работников, на которых возложены функции лиц ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, а также в должностных инструкциях или заключаемых с этими работниками договорах (контрактах).
В пункте 70 Технического регламента N 870 определено, что при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, перемещения газопроводов за пределы опор, вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов; повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода; неисправностей в работе трубопроводной арматуры; повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы: повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта.
В соответствии с пунктом 71 Технического регламента N 870 при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку.
Факт совершённого административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дел доказательствами и не оспаривается Обществом.
Изложенное свидетельствует о доказанности факта совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не оспаривает наличия в его действиях состава вменённого правонарушения.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и возбуждении дела об административном правонарушении, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, Управлением не допущено и Обществом также не оспаривается.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истёк.
В рассматриваемом случае совершенное Обществом правонарушение не может быть расценено как малозначительное, учитывая, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, а также тот факт, что совершенное правонарушение носит публично-правовой характер и заключается в нарушении обязательных правил, имеющих своей целью возможность возмещения вреда, причиненного в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, что непосредственно затрагивает интересы неограниченного круга лиц (как юридических, так и физических).
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из изложенного, совершенное Обществом правонарушение по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть квалифицировано, как малозначительное.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, которые при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязаны учитывать.
Доказательства того, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности, за совершение аналогичных правонарушений, вступивших в законную силу постановлений о привлечении Общества за совершение аналогичных правонарушений, в материалы дела не представлены.
Вышеназванное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии смягчающего ответственность Общества обстоятельства.
Доказательства наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, материалы дела не содержат.
Санкция части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для юридических лиц предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Оспариваемым постановлением, Обществу была назначена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции.
Довод Общества о наличии оснований для снижения назначенного штрафа ниже низшего предела санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, апелляционный суд находит документально не обоснованным.
Статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Апелляционным судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей минимальному размеру санкции - 200000 руб., не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав Общества.
Доказательства того, что реальное имущественное и финансовое положение Общества не позволяют ему оплатить назначенный административный штраф, в деле отсутствуют, как и доказательства того, что взыскание штрафа в назначенном размере повлечёт за собой для Общества необратимые последствия и приведёт фактически к банкротству и невозможности дальнейшего нормального осуществления своей деятельности.
Наличие санкции за нарушение нормы, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует об угрозе охраняемым общественным отношениям.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного права.
Довод Общества о тяжёлом финансовом положении, апелляционный суд находит не состоятельным. Наличие кредиторской задолженности само по себе не отражает текущего финансового состояния результатов деятельности Общества.
Доказательств, подтверждающих тяжёлое финансовое состояние Обществом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что постановление Управления от 16.06.2021 N 295-14-21 о назначении административного наказания, является законным.
Довод апелляционной жалобы Общества о том, что на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество отзыв не получало и не было с ним ознакомлено не принимается апелляционным судом как основание для пересмотра судебного акта.
Апелляционный суд отмечает, что Общество не воспользовалось своим правом на ознакомление с материалами дела, в том числе ходатайство об ознакомлении с материалами дела в электронном виде не заявляло. Общество не обосновало, что данный отзыв содержит какие-либо новые обстоятельства или доводы, неизвестные обществу, и повлиявшие на исход дела.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 по делу N А32-29527/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29527/2021
Истец: ООО "Строительно-монтажная фирма "Прометей", ООО СМФ Прометей
Ответчик: Ростехнадзор, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)