г. Самара |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А72-5159/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боня Л.А.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2021 года в зале N 3 апелляционную жалобу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 августа 2021 года по делу NА72-5159/2021 (судья Рыбалко И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" (ОГРН 1187325021014, ИНН 7325163353), г.Ульяновск к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197), г.Ульяновск об обязании перечислить денежные средства,
третье лицо: Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятых судом первой инстанции уточнений, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее - ответчик), в котором просит обязать Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области перечислить сумму в размере 205 599 руб. 57 коп., поступившую на счет регионального оператора от собственников помещений в многоквартирном доме N 3 по ул.Поливенская в г.Ульяновске, являющуюся взносами на капитальный ремонт общего имущества, на специальный счет, открытый Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" для формирования фонда капитального ремонта по следующим реквизитам: Получатель платежа: ООО "Управляющая компания Свободный выбор", ИНН 7325163353, ОГРН 1187325021014, специальный счет N 40705810629280000329, Банк получателя: Филиал "НИЖЕГОРОДСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" г.Нижний Новгород, к/с 30101810200000000824, БИК 042202824.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.06.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 августа 2021 года исковые требования удовлетворены. С Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" как владельца специального банковского счета многоквартирного дома N 3 по ул.Поливенская в г.Ульяновске взыскано 205 599 руб. 57 коп. - денежные средства, поступившие на счет регионального оператора от собственников помещений в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества, путем зачисления на специальный счет N40705810629280000329, открытый в Филиале "НИЖЕГОРОДСКИЙ" АО "АЛЬФА-БАНК" г.Нижний Новгород, БИК 042202824, корреспондентский счет 30101810200000000824.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от "12" августа 2021 г. по делу N А72-5159/2021, принять новый судебный акт, в соответствии с которым оставить без удовлетворения требования ООО "Управляющая компания Свободный выбор".
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку с обственники жилых помещений в МКД N 3 по ул. Поливенская г. Ульяновск приняли решение о формировании специального счета капитального ремонта 07.11.2019, но ООО "Управляющая компания Свободный выбор" предоставил протокол 18.11.2019, что является свидетельством нарушения пятидневного срока направления протокола в региональный оператор, установленного пунктом 4 статьи 173 Жилищного кодекса РФ, согласно которому решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заявителем к апелляционной жалобе были приложены дополнительные документы (копия протокола внеочередного собрания собственников помещений в МКД и копия реестра).
Согласно части 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Учитывая, что апелляционная жалоба мотивированного ходатайства о приобщении дополнительных доказательств не содержит, на уважительные причины их непредставления при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем не указано, какие-либо доказательства уважительности таких причин не представлены, суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 29 постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не находит оснований для их приобщения и отказывает в их принятии и проверяет законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции, основываясь на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фонд является региональным оператором.
В соответствии с положениями частей 2, 3, 6, 7 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в МКД выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в МКД в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Согласно положениям статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В то же время согласно протоколу N 1 от 26.07.2019 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" избрано в качестве управляющей организации многоквартирным домом по адресу: г.Ульяновск, ул. Поливенская, д.3.
Собственники МКД по адресу: г.Ульяновск, ул. Поливенская, д.3 на внеочередном общем собрании собственников жилых и нежилых помещений в названном МКД от 06.11.2019 приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а именно о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (Протокол N 001/СВ от 07.11.2019 (с учетом исправления описки протоколом заседания Совета дома от 11.11.2019). В качестве владельца специального счета выбрано ООО "Управляющая компания Свободный выбор", кредитной организацией, в которой будет открыт специальный счет - АО "Альфа Банк".
18.11.2019 ООО "УК Свободный выбор" направило в адрес Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области протокол N 001/СВ от 07.11.2019 об определении владельца специального счета для аккумулирования взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД по адресу: г.Ульяновск, ул. Поливенская д.3. Протокол получен Фондом 18.11.2019 ( Т.1, л.д. 28).
06.11.2019 ООО "УК Свободный выбор" направило в адрес Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области извещение об открытии специального счета в отношении многоквартирного дома по адресу: г.Ульяновск, ул. Поливенская, д.3 и просило Фонд прекратить начисление взносов собственникам с 01.11.2020, перечислить на указанный специальный счет денежные средства, собранные собственниками МКД, и передать в адрес управляющей компании сведения по начисленным и собранным денежным средствам собственниками с момента возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (извещение получено Фондом 09.11.2020) (Т.1, л.д. 32)..
10.12.2020 и 28.01.2020 истец направил в адрес ответчика претензии с требованием перечислить денежные средства, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу г.Ульяновск, ул. Поливенская, д.3 в качестве взносов на капитальный ремонт, на специальный счет управляющей компании (л.д.33-34).
Поскольку претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего
Согласно части 2 статьи 44 ЖК РФ вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества в МКД и использованием денежных средств фонда капитального ремонта, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений МКД.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт включены в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, на которых возлагается и выбор способа формирования фонда капитального ремонта (статья 170 данного Кодекса).
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1 ) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владельца специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4 статьи 170 ЖК РФ).
Из материалов дела усматривается, что на момент формирования и утверждения "Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ульяновской области на 2014-2044 годы", утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области, собственники МКД не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем, спорный МКД был включен в региональную программу.
Согласно ч. 1 ст. 173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 173 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что протокол N 001/СВ от 07.11.2019 на которым было принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта (прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете), не был признан недействительным и вступил в законную силу, получен ответчиком в 2019 году.
Таким образом, Фонд утратил право на получение взносов за капитальный ремонт, поскольку общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и его формировании на специальном счете (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2018 года N 305-ЭС18-13576 по делу N А40-177305/2016).
В настоящее время ответчик утратил право на получение каких-либо средств и приобрел обязанность сформировать сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт по каждому собственнику помещения в многоквартирном доме о размере задолженности каждого собственника помещения в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и принятых мерах по взысканию такой задолженности, передать эти данные и уже имеющиеся денежные средства владельцу специального счета - ООО "УК Свободный выбор".
Прекращение обязательства - утрата субъектами обязательства субъективных прав и обязанностей, составляющих содержание обязательственного правоотношения, вследствие прекращения обязательства.
При прекращении обязательство перестает существовать, и его участников больше не связывают те права и обязанности, которые ранее из него вытекали. Это означает, что кредитор больше не вправе предъявлять к должнику каких-либо требований, опираясь на данное обязательство; стороны не обязаны нести по нему ответственность.
Следовательно, формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул. Поливенская д.3. является незаконным, в связи с чем, денежные средства, внесенные собственниками помещений многоквартирного дома в виде взносов на формирование фонда капитального ремонта и поступившие на счет ответчика, подлежат перечислению на специальный счет ООО "Управляющая компания Свободный выбор", открытый в кредитной организацией - АО "Альфа Банк".
Судом первой инстанции установлено, что Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области платежным поручением N 1276 от 25.05.2021 перечислил на специальный счет ООО "УК Свободный выбор" денежные средства в размере 21 544 руб. 57 коп., остаток задолженности составляет 205 599 руб. 57 коп.
Поскольку доказательств оплаты задолженности не представлено суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 августа 2021 года по делу N А72-5159/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5159/2021
Истец: ООО "УК Свободный выбор", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР"
Ответчик: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд модернизациии жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области
Третье лицо: Агенство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО И ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ