г. Москва |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А41-13594/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дарбишухумаевым М.З.,
при участии в заседании:
от заявителя Товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья центр" (ИНН: 5022067576; ОГРН: 1065022010943) - Шепелёва И.В., представитель по доверенности от 01.02.2024, диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области" (в настоящее время - Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (ИНН: 5024058560; ОГРН: 1035004463230)) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица Шишкина И.В. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья центр" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2024 года по делу N А41-13594/23, по заявлению Товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья центр" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области" о признании недействительным предостережения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области" от 30 ноября 2022 года NПМ50221185000004335146 о недопустимости нарушения обязательных требований, при участии третьего лица: Шишкина И.В.
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья центр" (далее - ТСН "Товарищество собственников жилья центр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области"" (в настоящее время - Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области) (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предостережение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московская области" от 30 ноября 2022 года N ПМ50221185000004335146 о недопустимости нарушения обязательных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шишкин Игорь Валерьевич.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 января 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ТСН "Товарищество собственников жилья центр" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" прекратило деятельность после реорганизации, Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области является правопреемником Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" с 15 января 2024 года.
Согласно п. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленным судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии процесса.
В пункте 3 статьи 48 АПК РФ, установлено, что для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд полагает необходимым произвести в порядке процессуальное правопреемство заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на его правопреемника Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ТСН "ТСЖ ЦЕНТР" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ТСН "ТСЖ ЦЕНТР" является управляющей организацией осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д.15-А.
29 ноября 2022 года Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" проведено контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ТСН "ТСЖ "ЦЕНТР" в виде выездного обследования, в ходе которого установлено, что козырек входа в нежилое помещение N 37 многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д. 15-А, имеет повреждения, деформации, прогибы, щели между отдельными элементами покрытия, ступени лестницы входа в вышеуказанное нежилое помещение имеют повреждения керамического покрытия, имеются трещины керамических плиток, сколы, частичное отсутствие отдельных керамических плиток, что является нарушением следующих обязательных требований:
ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
п. 4.4.1., 4.4.14., 4.8,1, 4.8.4, 4.8.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
п. 8, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290).
30 ноября 2022 года Управлением в адрес ТСН "ТСЖ "ЦЕНТР" вынесено (объявлено) Предостережение N 08ОГ-38929-18-11-2022 о недопустимости нарушения обязательных требований и было предложено принять меры по устранению и недопущению нарушений ТСН "ТСЖ "ЦЕНТР" требований, установленных ЖК РФ, Правилами N 170 и Перечнем N 290, провести ремонт козырька и ступеней лестницы входа в нежилое помещение N 37 многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д. 15-А.
ТСН "ТСЖ ЦЕНТР" поданы возражения на данное предостережение, в удовлетворении которых решением Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 11 января 2023 года отказано.
В решении ГУ МО "ГЖИ МО" от 11 января 2023 года об отказе в удовлетворении возражений на предостережение указано на отсутствие решения собственников об исключении из состава общего имущества МКД козырька и ступеней лестницы входа в нежилое помещение N 37 многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д. 15-А.
Товарищество собственников недвижимости, считая вышеуказанное Предостережение не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ТСН "ТСЖ ЦЕНТР" сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предостережения недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение (пункт 4).
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (ч. 2 ст. 49 Закона N 248-ФЗ).
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещении на общее имущество здания" при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Состав общего имущества многоквартирного дома установлен также в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Из данного пункта следует, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилою и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Из Предостережения N 08ОГ-38929-18-11-2022 следует, что ТСН "ТСЖ "ЦЕНТР" предложено принять меры по устранению и недопущению нарушений требований, установленных ЖК РФ, Правилами N 170 и Перечнем N 290, а именно, провести ремонт козырька и ступеней лестницы входа в нежилое помещение N 37 многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д. 15-А.
Вместе с тем, согласно приложению N 1 к договору N 2 о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме N 15а по улице Уманской в городе Коломна от 14 октября 2018 года, в состав общего имущества всех собственников не включается:
1) инженерное оборудование и коммуникации, предназначенное для обслуживания только квартир (внутридомовое газовое оборудование, внутриквартирное газовое оборудование, внутриквартирная система отопления и котлы);
2) инженерное оборудование и коммуникации, предназначенные для обслуживания только нежилых помещений (тепловой узел и система теплоснабжения);
3) крыльца, навесы (козырьки), лестницы, и лестничные площадки индивидуального пользования, предназначенные исключительно для обслуживания следующих нежилых офисных помещений:
- помещение N 36;
- помещение N 37.
В данном случае собственником нежилого помещения N 37 является Шишкин Игорь Валерьевич.
Следовательно, поскольку козырьки и ступени лестницы входа в нежилое помещение N 37 многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Уманская, д. 15-А не входят в состав общего имущества ТСН, у ТСН "ТСЖ "ЦЕНТР" не возникло обязанности по содержанию и ремонту козырька и лестницы в нежилое помещение N 37.
Учитывая изложенное, оснований для вынесения предостережения в адрес ТСН "ТСЖ "ЦЕНТР" у заинтересованного лица не имелось, на основании чего, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о признании недействительным предостережение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 30 ноября 2022 года N ПМ50221185000004335146 о недопустимости нарушения обязательных требований.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2024 года по делу N А41-13594/23 подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным ч. 5 ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 48, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство заинтересованного лица Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на его правопреемника Главное управление регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (ИНН: 5024058560; ОГРН: 1035004463230).
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 января 2024 года по делу N А41-13594/23 отменить.
Заявленные требования Товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья центр" удовлетворить.
Признать недействительным предостережение Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 30 ноября 2022 года N ПМ50221185000004335146 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Взыскать с Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области (ИНН: 5024058560; ОГРН: 1035004463230) (правопреемника Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области") в пользу Товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья центр" (ИНН: 5022067576; ОГРН: 1065022010943) расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 4 500 рублей.
Возвратить Товариществу собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья центр" (ИНН: 5022067576; ОГРН: 1065022010943) из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей, перечисленную платежным поручением N 8 от 27 января 2023 года.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13594/2023
Истец: ТСЖ ТСН ЦЕНТР, Шишкин Игорь Валерьевич
Ответчик: ТСЖ ТСН ЦЕНТР
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", СОДЕРЖАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Шишкин Игорь Валерьевич