город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2021 г. |
дело N А32-22522/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.09.2021 по делу N А32-22522/2021 по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея при участии третьих лиц: ОАО "Туапсинский завод железобетонных изделий"; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района; Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на нежилое здание - убежище N 1, площадью 342,5 кв. м с кадастровым номером 23:51:0101002:1247, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Туапсинский завод железобетонных изделий", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
Решением от 09.09.2021 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:51:0301002:1247, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6, возведен в 1981 году, в соответствии с действующими на тот момент нормами и правилами. Департамент полагает, что указанное имущество в установленном законом порядке не выбывало из государственной собственности Краснодарского края, титул собственника имущества продолжает оставаться у субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. С момента приватизации предприятия (21.08.1992) по настоящее время ни Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ни его правопредшественники, ни иные органы публичной власти в качестве представителей собственника убежища себя не проявляли, бремени и обязанностей собственника не несли, контроль в отношении объекта ГО не осуществляли, никаких договоров с учреждением на использование им укрытия как федерального имущества не заключали.
В отзыве ОАО "Туапсинский завод железобетонных изделий" указало на несостоятельность доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно приложения N 8 к плану приватизации арендного предприятия Туапсинский завод железобетонных изделий от 21.08.1992, утвержденному 31.08.1992 комитетом по управлению имуществом, объекты недвижимости, в том числе и склад ГО по ул. Набережной, 6, в г. Туапсе, Краснодарского края, не вошло в уставный капитал общества и приватизации не подлежало.
В соответствии с планом приватизации способом приватизации предприятия является выкуп по договору аренды.
Между Фондом государственного имущества Краснодарского края и арендным предприятием Туапсинский завод железобетонных изделий 15.09.1992 заключен договор N 198 купли-продажи на основании договора аренды.
Пунктом 2.3 договора купли-продажи на основании договора аренды от 15.09.1992 N 198 установлено, что склад гражданской обороны (ГО) передается в пользование покупателю и остается государственной собственностью.
Объект гражданской обороны, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6, не вошел в уставный капитал арендного предприятия "Туапсинский завод железобетонных изделий", и, следовательно, остался в государственной собственности Краснодарского края.
В настоящее время правопреемником арендного предприятия Туапсинский завод железобетонных изделий является открытое акционерное общество "Туапсинский завод железобетонных изделий".
Сведения о каком-либо объекте гражданской обороны как о самостоятельном объекте, не подлежащем приватизации, и расположенном по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6, в плане приватизации арендного предприятия Туапсинский завод железобетонных изделий от 21.08.1992 отсутствуют. Таким образом, правопреемник завода на спорный объект не претендует.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" департамент осуществляет учет краевого имущества и ведет Реестр государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 7 постановления от 02.06.2000 N 403 в казне министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края учтен объект ГО: убежище N 1, площадью 342,5 кв. м.
Названное недвижимое имущество 30.11.2018 поставлено на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 23:51:0301002:1247.
В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости, право собственности в отношении объекта гражданской обороны: убежище N 1 с кадастровым номером 23:51:0301002:1247, не зарегистрированы.
Письмом от 07.09.2020 N 13-10/ГЗ-21101 государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" отдел по городу Краснодару сообщило об отсутствии в архиве учетно-технической документации, содержащую сведения об объекте ГО, расположенном по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6.
Департамент полагает, что указанное имущество в установленном законом порядке не выбывало из государственной собственности Краснодарского края, титул собственника имущества продолжает оставаться у субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края в рамках представленных ему полномочий 28.03.2013 составлен акт проверки объекта гражданской обороны в котором указано, что в нарушение постановления правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов гражданской обороны приватизируемыми предприятиями, учреждениями и организациями" ОАО "Туапсинский завод железобетонных изделий" договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны с государственным органом, уполномоченным на решение вопросов имущественных отношений в Краснодарском крае заключен не был.
В целях регистрации права государственной собственности Краснодарского края представителем в установленном порядке в орган регистрации прав 18.09.2020 представлено заявление о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на объект недвижимого имущества - убежище N 1 с кадастровым номером 23:51:0301002:1247, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6, N PVD-015 7/2020-65149 о чем в книге учета входящих документов сделана запись N 001/2020-15601778.
Государственным регистратором 28.09.2020 государственная регистрация была приостановлена в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Пунктом 3 постановления установлено, что объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Уведомлением от 30.12.2020 Д-1/2020-156011778/2 в осуществлении государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на объект недвижимого имущества - объект гражданской обороны: убежище N 1 с кадастровым номером 23:51:0301002:1247, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6, отказано.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с иском о признании права собственности.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Признание права как способ судебной защиты, представляет отражение возникшего на законном основании права, наличие которого не признано кем-либо из участников правоотношений. Иск о признании права подлежит удовлетворению, когда имеющееся у истца право не нарушено, но наличие права ставится под сомнение иными лицами. Решение по такому иску направлено на создание определенности в правоотношениях спорящих сторон, а не на восстановление нарушенных прав или законных интересов истца.
В пункте 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статьями 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее -постановление от 27.12.1991 N 3020-1).
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности с Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) защитные сооружения гражданской обороны относятся к федеральной собственности и подлежат внесению в реестр.
В силу пункта 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам, находящимся в федеральной собственности, относятся защитные сооружения гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся, в том числе, встроенные убежища гражданской обороны.
Защитные сооружения гражданской обороны - инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от воздействия опасных факторов, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов.
В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583, объекты гражданской обороны создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 раздела III приложения N 1 к постановлению N 3020-1 объекты оборонного производства, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях N 1 - 3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что спорные помещения являются объектом гражданской обороны, что подтверждается актом проверки гражданской обороны от 21.03.2013, утвержденным и.о. министра гражданской обороны, чрезвычайной безопасности Краснодарского края (т. 1, л.д. 58-61), из которого видно, что убежище введено в эксплуатацию 12.02.1988 (паспортом убежища).
Следовательно, спорный объект обладал статусом защитного сооружения гражданской обороны на момент приватизации, который не утрачен до настоящего времени и до момента распоряжения им мог быть передан только на ответственное хранение и в пользование.
Действующим на момент приватизации законодательством установлен особый порядок приватизации объектов гражданской обороны, в соответствии с которым приватизация объектов гражданской обороны могла быть осуществлена только по решению Правительства Российской Федерации (пункт 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1).
Соответствующее решение о приватизации спорного имущества Правительство Российской Федерации не принимало, в связи с чем спорный объект гражданской обороны не может считаться отчужденным из государственной собственности.
Таким образом, убежище N 1, площадью 342,5 кв.м. с кадастровым номером 23:51:0101002:1247, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. Набережная, 6 является федеральной собственностью в силу прямого указания Закона и не выбывали из владения и состава федеральной собственности в установленном законом порядке.
Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2020 N 308-ЭС20-6761 по делу N А32-16684/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2020 N Ф08-11351/2019 по делу N А32-16684/2019, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2020 по делу N А32-7079/2020.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2021 по делу N А32-22522/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22522/2021
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, ОАО Туапсинский завод железобетонных изделий, Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю