город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2021 г. |
дело N А53-13960/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от заявителя: Аскольский С.В. по доверенности от 18.01.2021,
от управления: Козлов А.Г. по доверенности от 09.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 по делу N А53-13960/2021
по заявлению Комитета по управлению имуществом города Таганрога
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконным отказа в кадастровом учёте,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Таганрога (далее - заявитель, комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, регистрационная служба) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, выраженное в уведомлении от 29.03.2021 N КУВД-001/2020-30441475.
Решением суда от 29.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, регистрационная служба обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что при проведении правовой экспертизы документов выявлено отсутствие решения органа исполнительной власти об утверждении схемы расположения земельного участка; кроме того, отсутствует информация, обязательная для включение в решение об утверждении схемы земельного участка (площадь, адрес, кадастровый номер, территориальная зона, категория земель).
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель комитета просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением администрации города Таганрога от 03.07.2018 N 1252 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54, литеры Л, А1, А2, al, а2 признан аварийным и подлежащим сносу.
На земельном участке но адресу: г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54, с кадастровым номером 61:58:0001130:4, площадью 3 580 кв. м, вместе с многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу (литеры А, А1, А2, al, а2), также расположены иные многоквартирные дома (литеры Б и В).
Администрацией города Таганрога принято постановление от 13.03.2020 N 473 "Об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54, и об изъятии помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, грозящим обрушением".
Для постановки на государственный кадастровый учет изъятой части земельного участка, находящегося по адресу: г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54, с кадастровым номером 61:58:0001130:4, администрацией подготовлен межевой план земельного участка.
Межевой план и постановление администрации города Таганрога от 13.03.2020 N 473 направлены для регистрации в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии межмуниципального отдела по г. Таганрогу, Неклиновскому району Управления Росреестра по Ростовской области.
Уведомлением от 29.03.2021 N КУВД-001/2020-30441475 Управление Росреестра по Ростовской области отказало в государственном кадастровом учете земельного участка. В качестве оснований для отказа были указаны следующие обстоятельства: отсутствие акта органа государственного власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам; отсутствие документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель, а также акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Считая действия регистрационной службы незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", установив, что подготовленный кадастровым инженером межевой план земельного участка соответствует требованиям законодательства, пришел к выводу о том, что Управление Росреестра неправомерно отказало в государственном кадастровом учете образуемого земельного участка.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на принявший его орган (статья 65, часть 5 статьи 200).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается образование земельных участков из земельного участка, находящегося в публичной собственности, в соответствии с утвержденной схемой их расположения на кадастровом плане территории (пункт 2 статьи 11.3). В целях раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве аренды, уполномоченный орган может на основании заявления заинтересованного лица либо принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, либо обоснованно отказать в этом (пункт 7 статьи 11.4). Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9).
Статьей 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема представляет собой изображение границ каждого образуемого земельного участка с указанием их площади (пункт 1). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 7). В решении об утверждении схемы в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с нею, указываются площадь образуемого участка (подпункт 1 пункта 14). В утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если она разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Приказ N 762).
Как отмечено выше, при подаче заявления о государственном кадастровом учете изъятого земельного участка N КУВД-001/2020-30441475, КУИ был представлен межевой план от 22.12.2020, выполненный в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4 и подготовленный на основании постановления администрации города Таганрога от 13.03.2020 N 473 "Об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка...", со схемой расположения земельного участка.
Согласно постановлению администрации г.Таганрога от 13.03.2020 N 473, изъятию для муниципальных нужд подлежит часть земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4, площадью 3580 кв.м с видом разрешенного использования "для использования в целях эксплуатации смешанной жилой застройки, парикмахерской, магазина" по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул.Фрунзе, 54, на котором расположен многоквартирный жилой дом литеры А, Al, А2,а1,а2, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, грозящим обрушением, в границах согласно приложению N 1.
В приложении N 1 к постановлению администрации содержится описание границ, подлежащего изъятию для муниципальных нужд части земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4, координаты поворотных точек образуемого земельного участка, его адрес.
Представленный на государственную регистрацию межевой план земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4:ЗУ1, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4, содержит указание на постановление администрации г. Таганрога от 13.03.2020 N 473, на основании которого земельный участок подлежит разделу, общие сведения об образуемом земельном участке с кадастровым номером 61:58:0001130:4:ЗУ1, его адрес в соответствии с федеральной информационной адресной системой, категорию земель, вид разрешенного использования, площадь, кадастровые или иные номера объектов недвижимости, расположенные на земельном участке.
В межевом плане от 22.12.2020 имеется схема расположения выделяемого земельного участка, а также все указанные в законе характеристики, в том числе: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка, описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка, из которого в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4, категория земель, к которой относится образуемый земельный участок, а также схема расположения существующего и формируемого земельных участков.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Таким образом, доводы Управления о несоответствии предоставленных для регистрации документов требованиям пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ, пунктам 50,51 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", не состоятельны и не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В этой связи, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие в постановлении администрации г. Таганрога от 13.03.2020 N 473 указания на утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 56.6 ЗК РФ не свидетельствует о правомерности отказа регистрирующего органа при наличии в данном постановлении описания границ образуемого земельного участка, а также представленного на регистрацию межевого плана со схемой расположения земельных участков.
Апелляционный суд отмечает, что при разделе спорного участка не образуются новые участки, площадь которых превышает предельные размеры, при этом исходный участок сохраняется с измененными границами, следовательно, ссылки департамента на положения пункта 14 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации несостоятельны.
Таким образом, управление незаконно отказало в государственном кадастровом учете образуемого земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4:ЗУ1, расположенного по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Фрунзе, 54, площадью 1362 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4, с сохранением в измененных границах.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 по делу N А53-13960/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13960/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ Г. ТАГАНРОГА
Ответчик: Росреестр по РО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области