г. Ессентуки |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А63-3222/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 19.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью фирма "ОПТ-ТОРГ" (ОГРН 1022601624484, ИНН 2632034720) - Троенко А.С. (доверенность от 19.03.2021), в отсутствие заинтересованного лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737, ИНН 2634063830), третьих лиц министерства имущественных отношений Ставропольского края, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Cтавкрайимущество", министерство имущественных отношений Ставропольского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОПТ-ТОРГ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2021 по делу N А63- 3222/2021,
УСТАНОВИЛ:
ООО фирма "Опт-Торг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Росреестра по Ставропольскому краю (далее также - управление) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) даты 01.01.2020 начала применения кадастровой стоимости, установленной актом о утверждении кадастровой стоимости N 111_2 от 30.06.2020, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 26:32:030404:891 и обязании внести в ЕГРН дату 01.01.2021 начала применения указанной кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ СК "Ставкрайимущество"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - Роскадастр по СК).
Решением от 10.09.2021, в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу, что на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:32:030404:891 не был поставлен на государственный кадастровый учет, его кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 13.07.2020 в размере 8 024 168,77 руб. на основании акта об определении кадастровой стоимости от 30.06.2020 N 111_2. Данная величина кадастровой стоимости определена ГБУ СК "Ставкрайимущество" с применением результатов кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных приказом минимущества края от 25.11.2019 N 1175 (далее - приказ N1175). Период применения данной величины кадастровой стоимости определяется с 01.01.2020 по настоящее время. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. Актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, упомянутом в указанной норме, в рассматриваемом случае является приказ минимущества края от 25.11.2019 N 1175 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края, а не акт об утверждении кадастровой стоимости N111_2 от 30.06.2020.
Общество обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, просит отменить решение суда, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального права и удовлетворить требования в полном объеме. Заявитель полагает, что увеличенная кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2021, то есть с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости N 111_2 от 30.06.2020.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Третьи лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу и своих представителей в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в отсутствие Управления и третьих лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 октября 2019 года на государственный кадастровый учет поставлено нежилое помещение площадью 338,4 кв.м, с кадастровым номером 26:32:030404:891, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Лермонтов, пр-кт Лермонтова, 15, право собственности на которое зарегистрировано за обществом (запись о регистрации права от 01.10.2019 N 26:12:030404:891-26/001/2019-1).
Актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.10.2019 N 26-0-1-135/3012/2019-1235/1 ФГБУ "ФКП Росреестра" на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1382 от 27.11.2015, кадастровая стоимость вышеуказанного помещения определена в размере 4 782 360,17 руб.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1175 от 25.11.2019 по итогам работ по государственной кадастровой оценке, проведенной в 2019 году, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г.
04 февраля 2020 года ФГБУ "ФКП Росреестра" сформирован и направлен в адрес ГБУ СК "Ставкрайимущество" перечень объектов недвижимости, в отношении которых в период проведения государственной кадастровой оценки с 01 января по 31 декабря 2019 года осуществлен государственный кадастровый учет, для определения их кадастровой стоимости, в который было включено вышеуказанное нежилое помещение.
ГБУ СК "Ставкрайимущество" осуществило определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе спорного помещения в размере 8 024 168,77 руб., о чем составлен акт об определении кадастровой стоимости N 111_2 от 30.06.2020.
Указанный акт был направлен ГБУ СК "Ставкрайимущество" в адрес управления Росреестра по Ставропольскому краю, которое 13 июля 2020 года внесло в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого объекта в размере 8 024 168,77 руб. с указанием даты начала ее применения - 01.01.2020.
Полагая, что данная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2021, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 1 статьи 6 Закона N 237-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
В силу статьи 13 Закона N 237-ФЗ об оценке перед началом работ по государственной кадастровой оценке органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки формируется перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень).
В Перечень включаются сведения ЕГРН, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В Перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.
Сформированный Перечень орган регистрации прав размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки.
Ведение фонда данных государственной кадастровой оценки осуществляется органом регистрации прав.
Обработка Перечня для целей определения кадастровой стоимости осуществляется ГБУ СК "Ставкрайимущество" в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации - минимущества края, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, размещает результаты обработки перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 14 Закона N 237-ФЗ).
Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки, является день, по состоянию на который сформирован перечень (пункт 4 статьи 14 Закона N 237-ФЗ).
Из положений пункта 1 статьи 3, статей 14, 15 Закона N 237-ФЗ, статей 24.15, 24.17 Закона N 135-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 следует, что утверждение результатов определения кадастровой стоимости" и определение кадастровой стоимости являются различными правовыми категориями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
1)принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки;
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 237-ФЗ установлено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации утверждает результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
В силу пунктов 1, 6 статьи 16 Закона N 237-ФЗ, регламентирующей порядок определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, указывают на то, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, подпункт 7 пункта 2 ст. 18 Закона N 237-ФЗ, в соответствии с которым сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в зависимости от оснований их определения применяются с 01 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона N 237-ФЗ определяет, что данная норма применима исключительно к кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной приказом минимущества края N 1175, определенной по результатам государственной кадастровой оценки.
Согласно части 9 статьи 24 Закона N 237-ФЗ (в редакции от 29.07.2017, действовавшей в период оспариваемых действий (утратила силу 11.08.2020)) после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Закона Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с данным Федеральным законом.
С целью реализации требований названной нормы после внесения в ЕГРН результатов государственной кадастровой оценки, Роскадастром по СК сформирован и направлен ГБУ СК "Ставкрайимущество" перечень объектов недвижимости, в отношении которых в период проведения государственной кадастровой оценки с 01.01.2019 по 31.12.2019 осуществлен государственный кадастровый учет, для определения их кадастровой стоимости.
В связи с тем, что на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:32:030404:891 не был поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 13.07.2020 в размере 8 024 168,77 руб. на основании акта об определении кадастровой стоимости от 30.06.2020 N 111_2. Данная величина кадастровой стоимости определена ГБУ СК "Ставкрайимущество" с применением результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных приказом N 1175. Период применения данной величины кадастровой стоимости определяется с 01.01.2020.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 данного Федерального закона;
С учетом изложенных выше норм и установленных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно указал, что, так как спорный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 01.10.2019, определенная ГБУ СК "Ставкрайимущество" актом об определении кадастровой стоимости от 30.06.2020 N 111_2 кадастровая стоимость, соответственно, в данном случае применяется по правилам подпункта 4 пункта 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ, то есть со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 Закона N 237-ФЗ.
Ссылка общества на нормы Закона N 237-ФЗ в редакции от 31.07.2021, вступившие в силу с 01.01.2021, и Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 11.08.2020, судом отклонена, поскольку акт об определении кадастровой стоимости составлен 30.06.2020.
Довод заявителя жалобы о неправильном применении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации основана на неверном толковании норм права.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.09.2021 по делу N А63- 3222/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3222/2021
Истец: ООО ФИРМА "ОПТ-ТОРГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГБУ СК "Ставкрайимущество", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "СТАВКРАЙИМУЩЕСТВО", МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, ФГБУ "ФКП Росреестра", Троенко Александр Сергеевич