22 ноября 2021 г. |
Дело N А83-21193/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Чертковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года по делу N А83-21193/2020
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (295026, Республика Крым, Симферополь, ул. Гайдара, 3а; ИНН 9102028499, ОГРН 1149102047962)
в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия (298112, Республика Крым, Феодосия, ул. Гарнаева, 67 А)
к Администрации города Феодосии Республики Крым (298100, Республика Крым, Феодосия, ул. Земская, 4; ОГРН 1149102105690, ИНН 9108008516)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1" (298100, Республика Крым, Феодосия, ул. Галерейная, 20; ОГРН 1159102049182, ИНН 9108106320)
Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Домоупарвление "Дружба" (298100, Республика Крым, Феодосия, ул. В. Коробкова, 13; ОГРН 1159102047389, ИНН 9108106055)
Муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым" (298100, Республика Крым, Феодосия, ул. Галерейная, 7А; ОГРН 1149102179566, ИНН 9108117628)
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 125694,64 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15.12.2020 требование Предприятия о взыскании задолженности по контракту теплоснабжения от 23.12.2019 N 86 за пользование тепловой энергией в помещении по ул. Куйбышева, д. 2, г. Феодосия, Республика Крым, за период с марта 2020 года по июнь 2020 года в размере 8367,50 рублей выделено в отдельное производство, выделенному исковому требованию присвоен номер А83-21193/2020. Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате услуг теплоснабжения, по контракту теплоснабжения от 23.12.2019 N 86, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 8367,50 рублей.
Определениями Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2020 и от 22.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 1", Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Домоупарвление "Дружба" и Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года по делу N А83-21193 /2019 (с учетом определения об исправлении описки от 26.10.2021) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что контракт теплоснабжения от 23.12.2019 N 86 не зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем производить оплату по контракту не представляется возможным. Кроме того, главным распорядителем средств бюджета муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на оплату услуг теплоснабжения является Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым". Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 апелляционная жалоба Администрации принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
До начала судебного заседания от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы ответчика не признает, также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 15.11.2021, не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Предприятие является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии в городе Феодосия. В отопительные периоды с марта 2020 года по июнь 2020 года Предприятием осуществлялось теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 2, г. Феодосия, в т.ч. нежилых помещений в данном доме, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
23 декабря 2019 года между Предприятием, Администрацией и Муниципальным казенным учреждением "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества" (функции которого в настоящее время исполняет Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым") заключен контракт теплоснабжения N 86 (далее - Контракт), согласно которому Теплоснабжающая организация (Предприятие) принимает на себя обязательства поставить Потребителю (Администрации) тепловую энергию для отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, технологии, в виде горячей воды в объеме, предусмотренным Контрактом, а Потребитель обязуется принять от Теплоснабжающей организации тепловую энергию и оплатить ее по установленным тарифам в предусмотренные Контрактом сроки.
Согласно пункту 3.2.4 Контракта потребитель обязан выполнять условия и порядок оплаты потребленной тепловой энергии в объемах и сроки, предусмотренные Контрактом, с этой целью заблаговременно получать счета на оплату у теплоснабжающей организации (не позднее 10 числа следующего за расчетным месяцем).
Расчетный период для расчета потребленной тепловой энергии для отопления (вентиляции) в виде горячей воды устанавливается равным месяцу.
Пунктом 6.3 Контракта установлено, что тарифы на тепловую энергию (производство и передача) и теплоноситель устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории Потребителей.
Пунктом 2.1 Контракта тепловая энергия предоставляется Потребителю согласно Приложения N 1 к настоящему Контракту "Расчетные данные на теплопотребление по объектам", где подпунктом 1 указан адрес объекта: ул. Куйбышева, 2, г. Феодосия, отапливаемая площадь 87,5 м2.
Согласно пункту 10.2 Контракта его условия применяются к правоотношениям, возникшим с 01.12.2015.
Поскольку приборы учета тепловой энергии отсутствуют по дому, расположенному по адресу: ул. Куйбышева, дом 2, в городе Феодосия, объем потребленной энергии определен расчетным путем. Расчеты истцом выполнены с применением тепловой нагрузки согласно Приложению N 1.
Оплата за услуги теплоснабжения в период с марта 2020 года по июнь 2020 года не производилась.
Предприятие обратилось к Администрации с претензией от 17.08.2020 N 2309 об оплате задолженности, которая оставлена ответчиком без ответа (т.1, л.д.19-20).
Задолженность за оказанные услуги теплоснабжения по вышеуказанному нежилому помещению за период с марта 2020 года по июнь 2020 года составила 8367,50 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд к Администрации с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Спор между сторонами возник из правоотношений по оказанию услуг теплоснабжения, который соответствует типовому договору на поставку тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Спорые взаимоотношения вытекают из заключенного сторонами договора от 23.12.2019 N 86.
Довод ответчика, что договор не зарегистрирован в органах казначейства не принимается судом, поскольку обязанность такой регистрации возложена на заказчика.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети рассматриваются как договорные.
Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальным проектом данного многоквартирного дома, поэтому предоставление услуги по отоплению является обязательным условием содержания такого дома.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Аналогичные положения распространяются и на нежилые помещения.
В соответствии со статьей 36 Устава городского округа Феодосия к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом, и организация в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицом, которое по поручению собственника осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, выступает непосредственно ответчик. Администрация, действуя как орган, уполномоченный на управление имуществом города Феодосии, является органом, осуществляющим оплату потребленного коммунального ресурса в нежилых помещениях муниципального нежилого фонда.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом услуг теплоснабжения и их объем подтверждены материалами дела и ответчиком не опровергнуты.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец оказал услуги теплоснабжения, задолженность по оплате которых составила 8367,50 рублей и на дату вынесения судом решения не оплачена.
Ответчик доказательства передачи имущества в найм до указанной истцом даты не представил, факт оказания услуг в объеме, заявленном истцом, не опроверг.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для взыскания задолженности за оказанные истцом услуги теплоснабжения.
При данных обстоятельствах, с учетом отсутствия допустимых доказательств в опровержение доводов истца, равно как и доказательств добровольной оплаты, требования истца о взыскании с ответчика 8367,50 рублей задолженности по оплате услуг теплоснабжения являются обоснованными по праву, по размеру и подлежащими удовлетворению.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что они подлежат отклонению.
Довод ответчика о том, что контракт теплоснабжения от 23.12.2019 N 86 не зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем производить оплату по контракту не представляется возможным, не принимается судом апелляционной инстанции, по основаниям, изложенным выше.
Кроме того, отсутствие такой регистрации не является основанием для освобождения стороны от исполнения обязательства по оплате полученного теплового ресурса.
Довод ответчика о необходимости взыскания оплаты с Муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым", которое в настоящий момент выполняет функции главного распорядителя денежных средств вместо Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым", которое является плательщиком по Договору, не принимается судебной коллегией, по следующим основаниям.
Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым" входит в структуру Администрации, которая выступает ответчиком в настоящем деле от имени муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Являясь органом исполнительной власти с общей компетенцией, Администрация исполняет, в том числе, и правомочия собственника в отношении муниципального имущества, является потребителем тепловой энергии в отношении муниципального жилого и нежилого фонда.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что обязанность оплаты коммунальных ресурсов возложена на потребителя или собственника жилого или нежилого помещения.
Кроме того, системный анализ условий Контракта (пункт 6.2.1, 6.2.2 Контракта) указывает, что Плательщик осуществляет оплату денежных средств за Потребителя и сам ни собственником, ни потребителем коммунального ресурса не является, что свидетельствует об отсутствии у него самостоятельной обязанности оплаты потребленной тепловой энергии.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации, отклоняются, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года по делу N А83-21193/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21193/2020
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ "ДРУЖБА", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N1"