Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф05-34601/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А40-123501/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2021 по делу N А40-123501/21
по заявлению ООО "Мэдисон" (ИНН 7730501958)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745)
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Яшкина Е.А. по дов. от 21.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 05.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мэдисон" (далее также - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Управлению Росреестра по г. Москве (далее также - Управление) о признании недействительным решение Управления об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий от 17.05.2021 и признании недействительным решение Управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации от 16.07.2021, об обязании Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Астраханский, д. 1/15, площадью 10,6 кв.м. (этаж 1, пом. IV а, комната 1) в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением суда от 07.09.2021 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что "межевой план, представленный совместно с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта от 24.07.2020 N КУВД-001/2020-9597216/1 полностью соответствует требованиям законодательства" основан на неверном установлении фактических обстоятельств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.04.2021 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Астраханский, д.1/15.
16.04.2021 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Проведению заявленных действий препятствовало несоответствие технического плана требованиям статьи 24 Закона о недвижимости, а именно: в составе технического плана отсутствуют правоустанавливающие документы для осуществления заявленных учетно-регистрационных действий.
Вместе с тем, как ссылается заявитель, в технический план были включены правоустанавливающие документы: Договор купли-продажи недвижимого имущества от 12.02.2004, Свидетельство о государственной регистрации права от 15.03.2004 серии 77 АБ 534676, что отражено в приложении к техническому плану.
После получения указанного уведомления были внесены изменения в технический план: приобщены дополнительные документы, а также внесена более подробная информация в раздел "Заключение кадастрового инженера" с указанием на имеющиеся и приложенные правоустанавливающие документы, а также на документы, подтверждающие необходимость получения данной государственной услуги. Также к Техническому плану были приложены: Декларация об объекте недвижимости; Выписка из ЕГРЮЛ на ООО "Мэдисон", Ответ МосгорБТИ от 19.01.2021, Ответ МосгорБТИ от 05.02.2021.
06.05.2021 заявитель обратился в Управление с заявлением о предоставлении дополнительных документов, приложив к заявлению: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 06.05.2021, доверенность от 12.10.2016.
17.05.2021 государственным регистратором прав принято решение об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий.
16.07.2021 Управлением вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Не согласившись с решением об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий от 17.05.2021 и решением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации от 16.07.2021, ООО "Мэдисон" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об их оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о государственной регистрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Договором купли-продажи недвижимого имущества от 12.02.2004 года ООО "Мэдисон" было приобретено нежилое помещение (часть здания) общей площадью 138,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Астраханский пер. 1/15, стр. 1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АБ N 534676, выданному 15.03.2004 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы.
В состав приобретенного нежилого помещения согласно вышеуказанному Договору купли-продажи недвижимого имущества от 12.02.2004 г., а также Свидетельству о государственной регистрации права серии 77 АБ N 534679, включены следующие помещения: помещение, расположенное на 1 этаже, помещение N IV комн. 1, 2, 6-11, 13, общей площадью 138,2 кв.м.
Заявителем в один день были приобретены три нежилых помещения в одном здании, которые в последующем были объединены и переоборудованы.
В соответствии с Договором купли-продажи недвижимого имущества от 12.02.2004 года ООО "Мэдисон" было приобретено нежилое помещение (часть здания), расположенное по адресу: г. Москва, Астраханский пер. 1/15, стр. 1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АБ N 534666, выданному 15.03.2004 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы. В состав приобретенного нежилого помещения включены следующие помещения: помещение, расположенное на 1 этаже, помещение N IV комн. 3-5, 12, общей площадью 49,8 кв.м.
В соответствии с Договором купли-продажи недвижимого имущества от 12.02.2004 года ООО "Мэдисон" было приобретено нежилое помещение (часть здания), расположенное по адресу: г. Москва, Астраханский пер. 1/15, стр. 1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АБ N 534667, выданному 15.03.2004 года Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы. В состав приобретенного нежилого помещения включены следующие помещения: подвальное помещение I комн. 5, 5а, 6, 7, 9, 10, 13, общей площадью 130,5 кв.м.
07.08.2006 распоряжением Государственной жилищной инспекции г. Москвы N Ц-2589-06 согласовано переустройство и перепланировка нежилых помещений в жилом доме: г. Москва, Астраханский переулок, д. 1/15, стр. 1, пом. Iа, III, IV, принадлежащих на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 15.03.2004 г N 77 АБ 564666, N 77 АБ 534667, N 77 АБ 534676.
Три нежилых помещения были объединены в одно с переустройством и переоборудованием внутри помещений.
При объединении помещения общей площадью 138,2 кв.м и помещения общей площадью 49,8 кв.м образовалось помещение общей площадью 188,0 кв.м, в состав которого входили следующие помещения: помещение, расположенное на 1 этаже, помещение N IV комн. 1-13.
Согласно ответу МосгорБТИ о предоставлении информации от 19.01.2021 г. N ИС-А-141/21 после произведенной перепланировки помещение N IV стало состоять из комнат 1-4 площадью 178,9 кв.м. (по состоянию на 01.10.2010 г). При этом при анализе архивной документации установлено, что согласно данным обследования 15.04.1986 г помещение N IV состояло из комнат 1-13, общей площадью 188,0 кв.м., в составе помещения учитывалась комната 13 (кабинет) площадью 10,6 кв.м.
По данным технического учета по состоянию на 22.04.2005 в результате произведенной перепланировки произошло изменение состава комнат помещения, его общей площади с 188,0 на 179,8 кв.м. и габаритов, а именно исключение из состава помещения ранее учтенной комнаты 13, которая стала изолированной от общей собственности.
19 июля 2012 года право собственности на нежилое помещение, образованное в результате перепланировки зарегистрировано за ООО "Мэдисон", что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданной 17.02.2014 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В настоящий момент в сведениях ЕГРН содержится информация об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003050:3548 площадью 350,8 кв.м., расположенном по адресу: г. Москва, пер. Астраханский, д. 1/15, этаж N 1, подвал N 0, антресоль N 1.
Помещение IVа комната 1 (этаж N 1) всегда являлось частью объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003050:3548, но после произведенной перепланировки стало изолированным помещением от всей собственности.
В связи с вышеизложенным, заявитель обратился в Управление для исправления ошибки и внесения изменений в сведения ЕГРН. К указанному заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе декларация, технический план с приложением всех вышеперечисленных документов (включая ответы МосгорБТИ и пр.).
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
Согласно положениям Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации определено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно п. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4 ст.29 Закона о регистрации).
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведен в статье 26 Закона о регистрации.
При этом по смыслу Закона о регистрации при наличии соответствующих оснований действия по государственной регистрации приостанавливаются в целях устранения выявленных обстоятельств.
Исходя из изложенного, уведомление о приостановлении должно содержать в себе перечень конкретных требований, исполнение которых должно привести к совершению действий по государственной регистрации.
Суд указал, что в оспариваемом решении содержится только информация о необходимости представить документы, соответствующие требованиям действующего законодательства, решение не содержит конкретную формулировку и не позволяет гражданину определить и понять, какой именно документ от него требуется для возобновления регистрационных действий и фактически требование в данной форме является препятствием для получения услуги.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения, в частности, о здании, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Оспариваемое решение не содержит описание конкретных несоответствий технического плана требованиям нормативных правовых актов.
При этом в ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения по объекту недвижимости. Технический план помещений, представленный государственному регистратору, позволяет достоверно индивидуализировать нежилые помещения в объекте недвижимости, в состав технического плана вошли все правоустанавливающие документы.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что технический план по содержанию документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2021 по делу N А40-123501/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123501/2021
Истец: ООО "МЭДИСОН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ