город Томск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А02-793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (N 07АП-10325/21), на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 02.09.2021 по делу N А02-793/2021 (судья Гуткович Е.М.) по исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817, ул. В.И.Чаптынова, д. 4, г.Горно-Алтайск) к акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" (ОГРН 1020400743318, ИНН 0411108240, ул. Алтайская, д. 22, пом. 2, г. Горно-Алтайск) об обязании восстановить на расчетном счете гарантийного фонда денежные средства в размере 168 292 288 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
управление Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - УФК, управление) обратилось в суд с заявлением об обязании АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай" (далее - АИЖК) восстановить на расчетном счете по учету средств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай (Гарантийный фонд) денежные средства в размере 168 292 288 руб.
Решением суда от 02.09.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Ответчик в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Обращаясь с заявлением, управление указало, что в 2018 году УФК на основании поручения Федерального казначейства провело выездную проверку АИЖК по использованию средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства за период с 01.01.2009 года по 31.12.2017 года.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение пунктов 2.1, 2.5 - 2.7, 10.1 Требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 28.11.2016 N 763, пунктов 6 и 14 Положения о гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, утвержденного постановлением Правительства РА от 29.06.2017 N142, пунктов 1, 2.2.1 и 2.2.5 Соглашения о финансировании от 01.10.2009 N 1, пунктов 1, 2.2.1 и 2.2.6 Соглашения о финансировании от 24.11.2009 N 2, пунктов 1, 2.2.1 и 2.2.5 Соглашения о финансировании от 24.11.2009 N 4, пунктов 1, 2.2.1 и 2.2.6 Соглашения о финансировании от 25.11.2009 N 3, пунктов 1, 2.2.1 и 2.2.5 Соглашения о финансовой поддержке от 23.11.2010 ответчиком допущено нецелевое расходование средств Гарантийного фонда, что подтверждено актом от 07.03.2018.
По результатам проверки УФК вынесено предписание от 19.04.2018 N 77-19- 34/1156 обязывающее АИЖК в срок до 29.12.2018 принять меры по восстановлению на счете по учету средств Гарантийного фонда 168 292 288 руб., которое было обжаловано ответчиком.
Вступившим в законную силу 20.03.2019 решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09.01.2019 по делу N А02-1103/2018 (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020) было отказано в удовлетворении заявления АИЖК о признании предписания незаконным.
В связи с неисполнением предписания постановлением от 10.04.2019 директор АИЖК на основании части 20 статьи 19.5 КоАП РФ был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ 23.10.2020 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В связи с неисполнением представления УФК постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска от 25.02.2021 директор АО АИЖК привлечен к административной ответственности по статье 19.6 КоАП РФ.
Неисполнение предписания от 19.04.2018 и представления от 23.10.2020 послужило основанием обращения в суд с иском, обоснованным нормой пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления. Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов;
В силу требований Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 (далее - Положение N 278) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (далее - Положение N 89н) территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Согласно нормам статей 269.2, 270.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово - бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта (пункты 66, 67 Правил N1092).
На основании пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 названных Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Право территориального управления на осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе на обращение с исками предусмотрено пунктом 11.3. Типового положения об Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 06.06.2011 N 67н (ред. от 30.06.2016).
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Алтай от 10.01.2019 по делу N А02-1103/2018, на основании акта выездной проверки АО АИЖК было выдано предписание от 19.04.2018 N 77-19-34/1156, которым общество обязывалось в срок до 29.12.2018 принять меры по восстановлению средств в размере 168 292 288 руб. на счете по учету средств Гарантийного фонда.
В удовлетворении заявления АО АИЖК об оспаривании данного предписания по мотивам несоответствия общества критериям бюджетополучателя, необоснованности проведения проверки УФК в связи с получением средств из республиканского, а не федерального бюджета, необоснованности вывода о нецелевом использовании субсидии было отказано, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А02-1103/2018 и отраженные в решении суда, суд посчитал установленными.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Таким образом, предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения, в связи с чем должно содержать законные требования, то есть, на лицо, которому оно адресовано, могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы, а в случае его неисполнения УФК вправе обратиться в суд с иском о возмещении ущерба.
При этом как отмечает суд, пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса предусмотрен только один способ понуждения к исполнению предписания - обращение с иском о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации и такой способ восстановления прав как обязание ответчика исполнить предписание в натуре путем восстановления средств на расчетном счет, Бюджетным кодексом не предусмотрен.
Как следует из решения суда от 10.01.2019 по делу N А02-1103/2018 бюджетные правоотношения по осуществлению ответчиком функций Гарантийного фонда возникли между Министерством туризма и предпринимательства РА и ОАО "АИЖК", заключивших Соглашение о финансировании N 1 от 01.10.2009 во исполнение постановления Правительства РА от 20.02.2009 N 42 "О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай", постановления Правительства РА от 24.07.2009 N 172 "О Порядке предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 N178 (действовавшего на момент предоставления субсидий), которым утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Как следует из указанных Соглашения N 1 и постановлений Правительства РФ, Правительства РА, они не предусматривают в качестве меры ответственности за нецелевое использование средств обязанность бюджетополучателя восстановить на расчетном счете средства Гарантийного фонда, а истец при рассмотрении настоящего иска не указал, на основании какой правовой нормы ответчику предписывалось восстановить средства Гарантийного фонда на расчетном счете.
В решении суда от 19.01.2019 также было отмечено, что факт размещения денежных средств Гарантийного фонда в нарушение пункта 13.3.1 приказа Минэкономразвития России от 30.01.2009 N 31 и пункта 2 Положения о Гарантийном фонде на счете, предназначенном для текущей деятельности Агентства, а не на отдельном счете, установлен, а представление и предписание по поводу устранения такого нарушения контрольным органом не выдано.
В рассматриваемом исковом заявлении УФК не конкретизирует требование в части восстановления средств Гарантийного фонда на специальном счете АИЖК, при этом доказательств того, что АИЖК в целях соблюдения Положения о Гарантийном фонде после проверки открыло отдельный счет для учета средств фонда, в материалы настоящего дела, а также в материалы дел N А02-1103/2018 и А02-250/2019, не представлены.
Как указано в преамбуле Бюджетного кодекса, данный Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
В силу статьи 1 Кодекса к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Данный Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений (часть 2 статьи 1 БК РФ), им не регулируются отношения, возникающие в процессе исполнения гражданских договоров, стороной которых являются уполномоченные представители публичных образований. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2020 по делу N 310-ЭС20-6179, А08-15537/2017).
Согласно определению суда от 03.02.2021 по делу N А02-250/2019, по результатам проведенной УФК в 2018 году проверки в отношении АИЖК, Министерство финансов РФ 19.02.2019 издало Приказ N 72 о применении в отношении Правительства РА меры бюджетного принуждения - бесспорном взыскании денежных средств в сумме 105 745 753,83 руб. за нецелевое расходование средств субсидий, предоставленных бюджету Республики Алтай на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на основании соглашений от 30.09.2009, 03.12.2009, 16.09.2010. Платежными поручениями N80762 от 21.03.2019, N84534 от 22.03.2019, N87301 от 25.03.2019, N99699 от 28.03.2019, N94658 от 27.03.2019, N91102 от 26.03.2019 денежные средства в полном объеме перечислены Минэкономразвития РА в федеральный бюджет.
С момента возврата указанных средств в федеральный бюджет бюджетные правоотношения по субсидированию деятельности Гарантийного фонда Республики Алтай за счет Российской Федерации прекратились.
Поскольку причиненные федеральному бюджету убытки возмещены Республикой Алтай, суд определением от 03.02.2021 (оставлено в силе постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021) признал данное обстоятельство достаточным основанием для удовлетворения заявления Минэкономразвития РА о включении в реестр кредиторов АИЖК требования о взыскании причиненных Республике Алтай убытков в сумме 294 967 453,16 руб., включающих в себя сумму всех субсидий, предоставленных АО "АИЖК" из федерального и республиканского бюджетов.
УФК не является стороной Соглашений между Минэкономразвития РА (его предшественников) и АИЖК, предметом которых являлись бюджетные и гражданско-правовые обязательства по формированию и обеспечению целевого использования субсидий для создания и поддержки деятельности Гарантийного фонда, следовательно, не может заявить требование об обязании Агента исполнить обязательства по управлению Гарантийным фондом.
При изложенных обстоятельствах предписание УФК от 19.04.2018 и представление от 23.10.2020, обязывающие АИЖК восстановить на счете средства Гарантийного фонда в размере 168 292 288 руб., реально не исполнимы.
Доводы апелляционной жалобы в целом по существу повторяют доводы жалобы заявителя. Эти обстоятельства были предметом проверки и рассмотрения суда первой инстанции, свое несогласие с доводами заявителя суд мотивировал в решении. Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств по делу, что не может повлечь отмену решения, основанного на выводах, с которыми согласилась судебная коллегия.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 02.09.2021 по делу N А02-793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-793/2021
Истец: Управление Федерального Казначейства по Республике Алтай
Ответчик: АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай"