город Ростов-на-Дону |
|
25 ноября 2021 г. |
дело N А32-16784/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Кочубеева А.В. по доверенности от 18.11.2021,
от администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - представителя Дунько А.В. по доверенности N 110-15-16214/20-29-01 от 22.12.2020,
от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - представителя Дунько А.В. по доверенности N 10-52-7814/20-01-11 от 17.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Приходько Дмитрия Юрьевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 по делу N А32-16784/2021
по иску индивидуального предпринимателя Приходько Дмитрия Юрьевича
к ответчикам администрации муниципального образования город-курорт Геленджик; Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
о признании незаконным постановления, приказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Приходько Дмитрий Юрьевич (далее - ИП Приходько Д.Ю., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация), Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - Управление) о признании незаконными: постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15.01.2021 N 37 об отмене постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10.08.2017 N 2795 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства", приказа Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15.01.2021 N 3 "Об отмене правового акта управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик" (разрешения на строительство от 04.06.2018 N Ru23303000-357-2018 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в микрорайоне Северный, 20 в г. Геленджике").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель, обратившись в 2018 году за разрешением на строительство второго многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, не имел правоустанавливающих документов на данный земельный участок, поскольку участок находился в общей долевой собственности собственников дома, расположенного на данном участке. Решение общего собрания о строительстве второго дома не представлено. Предпринимателем допущены существенные нарушения порядка составления протокола общего собрания собственников помещения многоквартирного дома. Разрешение на строительство выдано в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (машино-места расположены за границами земельного участка).
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Приходько Д.Ю. обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда от 13.08.2021 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что при обращении в администрацию за выдачей разрешения на отклонение параметров разрешенного строительства представлено соответствующее обоснование с проектной документацией, являвшейся предметом рассмотрения на публичных слушаниях, по результатам которых принято постановление от 10.08.2017 N 2795. Оформление протокола общего собрания от 30.03.2018 N 1 с нарушением требований, указанных в приказе Министерства строительства и ЖКХ от 28.01.2019 N 44/пр, не влияет на тот факт, что собственники помещений выразили согласие на строительство спорного объекта. Данный протокол никем не оспорен. Непредставление данного документа при получении разрешения на строительство не влияет на правомерность выдачи разрешения на строительство. Градостроительный план земельного участка подготовлен и выдан предпринимателю администрацией. На основании данного плана произведено проектирование, экспертиза проекта и начато строительство. Разночтений между схемой планировочной организации участка и градостроительным планом не имеется. Требования Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на использование другого земельного участка для строительства, а также для размещения парковочных мест. Основания для отмены разрешения на строительство отсутствовали.
В отзывах на апелляционную жалобу заинтересованные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на соответствие закону оспариваемых ненормативных актов.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчиков возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация муниципального образования город-курорт Геленджик является собственником земельного участка площадью 5 700 кв.м с кадастровым номером 23:40:0413073:99, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, микрорайон Северный, д. 20.
На основании договора аренды земельного участка N 4000004345 от 10.04.2012 и договора перенайма земельного участка от 23.06.2016 указанный земельный участок предоставлен на праве аренды Приходько Д.Ю., о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 16.08.2019 N 23:40:0413073:99-23/012/2019-7.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик данный земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами.
Согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, в редакции от 30.11.2017 N 666, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство, земельный участок располагался в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки (Ж-3).
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик N 2795 от 10.08.2017 истцу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров развешенного строительства объекта капитального строительства в части высоты - с 28 метров до 36 метров и этажности здания - с 7 этажей до 9 надземных этажей.
04.06.2018 управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик предпринимателю выдано разрешение N 23303000-357-2018 на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в микрорайоне Северный, д. 20 в г. Геленджик" на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, сроком действия до 04.06.2020.
08.05.2020 срок действия разрешения на строительство продлен до 04.06.2022.
Приказом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15.01.2021 N 3 отменено разрешение от 04.06.2018 N Ru23303000-357-2018 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в микрорайоне Северный, 20 в г. Геленджике".
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15.01.2021 N 37 отменено постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10.08.2017 N 2795 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства".
Полагая, что указанные ненормативные акты являются незаконными, ИП Приходько Д.Ю. обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Следовательно, постановление администрации от 15.01.2021 N 37 и приказ управления от 15.01.2021 N 3 могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия указанных актов закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу судебная коллегия считает доказанным.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт (пункт 1 статьи 48 Закона).
Из оспариваемого постановления N 37 от 15.01.2021 следует, что основанием для отмены постановления от 10.08.2027 N 2795 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" послужило выявление межведомственной рабочей группой на территории г. Геленджик замечаний при выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома в микрорайоне Северный, 20, в г. Геленджике.
Так, администрация указывает на непредставление предпринимателем при обращении с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства обоснования для выдачи запрашиваемых отклонений.
В части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено право обладателей земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также урегулирован порядок обращения с соответствующим заявлением и процедура его рассмотрения.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса (часть 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0413073:99 расположен в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки.
Из материалов дела следует, что ИП Приходько Д.Ю. при обращении в администрацию за выдачей разрешения на отклонение параметров разрешенного строительства (в части высоты и этажности здания - с 7 до 9 этажей) представлено соответствующее обоснование с проектной документацией, являвшейся предметом рассмотрения на публичных слушаниях, по результатам которых принято постановление от 10.08.2017 N 2795 (т. 1 л.д. 93-103).
Следовательно, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура получения соответствующего разрешения предпринимателем соблюдена.
Кроме того, в постановлении от 10.08.2017 N 2795 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" указано, что оно принято на основании рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик от 16.06.2017 и в соответствии со статьями 38, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 28, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 466 "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик", решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 06.06.2012 N 769 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Геленджик", постановлением администрации от 30.05.2017 N 1842 "О назначении и проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства", заключением о результатах публичных слушаний от 16.06.2017.
В данном постановлении указано, что при размещении объекта капитального строительства высотой 36 метров будут соблюдены требования технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования; размещение объекта капитального строительства не повлечет за собой нарушение облика застройки.
Доказательства того, что при принятии указанного постановления нарушены вышеприведенные нормативные акты материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что после получения соответствующего разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства предпринимателю выдано разрешение на строительство многоквартирного дома N Ru23303000-357-2018 от 04.06.2018.
На основании статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешение орган. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в данной статье.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В обоснование принятия приказа от 15.01.2021 N 3 об отмене выданного 04.06.2018 разрешения на строительство N Ru23303000-357-2018 заинтересованные лица указывают на отсутствие у ИП Приходько Д.Ю. при обращении в 2018 году за разрешением на строительство многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0413073:99 правоустанавливающих документов на данный земельный участок.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:43:0413073:99 по адресу: г. Геленджик, микрорайон Северный, 20, с видом разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов" принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Геленджик, на основании договора аренды от 10.04.2012 N 4000004345 и договора перенайма от 23.06.2016 - предоставлен на праве аренды Приходько Д.Ю.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0413073:99 расположен существующий 9-этажный многоквартирный жилой дом, сведения о котором были внесены в ЕГРН в 2009 году, корректировка данных сведений в связи с изменениями объекта осуществлялась в сентябре 2017 года. Согласно сведениям ЕГРН первичная государственная регистрация прав на 72 квартиры и 2 нежилых помещения, входящих в состав многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 23:40:0413073:8, осуществлена за Приходько Д.Ю. на основании решения Геленджикского городского суда от 07.09.2016 по делу N 2-2825/2016. В дальнейшем по указанным объектам с 2017 года осуществлялась государственная регистрация перехода прав к третьим лицам.
С даты государственной регистрации права на первую квартиру в указанном доме земельный участок с кадастровым номером 23:43:0413073:99 перешел в общую долевую собственность собственников квартир в данном многоквартирном доме.
Поскольку при получении разрешения на строительство заявитель не представил решение общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме, администрация указывает на выдачу ИП Приходько Д.Ю. разрешения на строительство в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок.
Между тем, заявителем в материалы дела представлен протокол N 1 от 30.03.2018 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Геленджик, мкр. Северный, 20. Из указанного протокола следует, что собственниками помещений многоквартирного дома согласовано строительство ИП Приходько Д.Ю. 9-ти этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке площадью 5 700 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0413073:99 за счет средств Приходько Д.Ю. согласно схеме планировочной организации земельного участка N 2126 от 12.07.2016.
Суд первой инстанции, оценив указанный протокол, пришел к выводу о том, что он составлен с нарушением требований приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр.
Между тем, несоблюдение требований, касающихся оформления соответствующего протокола, не свидетельствует о недействительности данного документа. Протокол общего собрания в установленном порядке не оспорен. При этом из содержания указанного документа следует волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, подтвержденное их подписями.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необоснованными доводы заинтересованных лиц об отсутствии у предпринимателя на момент обращения за предоставлением разрешения на строительство правоустанавливающих документов на земельный участок.
В обоснование законности принятых ненормативных актов администрация также ссылается на нарушение при выдаче разрешения на строительство требований пункта 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку машино-места расположены за границами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413073:99.
В силу указанной нормы, в редакции, действующей на дату выдачи разрешения на строительство, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Как указывает администрация по проекту строительства 53 из 84 машино-места по расчету для одного жилого проектируемого дома предусмотрены на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:208.
Между тем, проект строительства разработан на основании градостроительного плана земельного участка, прошел соответствующую государственную экспертизу.
Доказательства наличия несоответствий между схемой планировочной организации участка и градостроительным планом заинтересованными лицами не представлено.
Положения статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не устанавливают запрет на осуществление строительства на двух и более земельных участках. Такое основание для отказа в выдаче разрешения на строительство Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Доказательств нарушения прав иных лиц проектированием организации парковочных мест на соседнем земельном участке в материалы дела не представлено.
Кроме того, размещение парковочных мест на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:208, соответствует его разрешенному использованию - "земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".
Заинтересованные лица также не обосновали довод о несоблюдении принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану при выдаче заявителю разрешения на строительство.
Между тем, в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденными решением Думы от 27.07.2010 N 466, которыми руководствовалась администрация при принятии постановления от 10.08.2017 N 2795, для территориальной зоны, в границах которой расположен спорный земельный участок, установлено максимальное количество этажей - 7, максимальная высота здания - 28 метров.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик спорный земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами.
С учетом того, что на спорном земельном участке предпринимателю в соответствии с постановлением от 10.08.2017 N 2795 разрешено строительство 9-этажного многоквартирного дома высотой 36 метров, следовательно, возводимый предпринимателем объект соответствовал генеральному плану.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией и управлением не представлено доказательств соответствия оспариваемых заявителем ненормативных актов требованиям действующего законодательства.
Статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующая порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающаяся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлена на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в статье 12 Конституции Российской Федерации и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан. Однако это не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О).
В этой связи, реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им нормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Соответствующие решения должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты). Сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2017 N 4-АПГ17-22, от 22.02.2018 N 310-КГ17-23135).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985 изложен правовой подход по применению норм части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса и части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ при разрешении спора о признании недействительным муниципального ненормативного правового акта об отмене ранее выданного застройщику разрешения на строительство. В нем указано, что в определенных статьей 51 Градостроительного кодекса случаях уполномоченный орган (организация) в отношении выданного разрешения на строительство вправе принять решение о прекращении его действия (части 21.1, 21.2, 21.4). В силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Из материалов дела следует, что на основании постановления от 10.08.2017 N 2795 и разрешения на строительство N Ru23303000-357-2018 от 04.06.2018 предпринимателем осуществляется строительство многоквартирного дома (возведено пять этажей). Доказательств нарушения заявителем при осуществлении строительства положений действующего градостроительного законодательства материалы дела не содержат.
Отменяя разрешение на строительство в отсутствие правовых оснований, управление нарушает имущественные права заявителя, поскольку препятствует завершению строительства и легализации возводимого объекта капитального строительства, переводя его в разряд самовольных построек.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации и части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, и нарушают права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежат признанию незаконными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 по делу N А32-16784/2021 отменить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15.01.2021 N 37 об отмене постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10.08.2017 N 2795 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства".
Признать незаконным приказ Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15.01.2021 N 3 "Об отмене правового акта управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик" (разрешения на строительство от 04.06.2018 N Ru23303000-357-2018 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в микрорайоне Северный, 20 в г. Геленджике").
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16784/2021
Истец: ИП Татикян К.А. представитель Приходько Д.Ю., Приходько Д Ю
Ответчик: Администрация муниципального образовании "Город-курорт Геленджик", Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, Управление архитектуры и градостроительства администрации МО г.Геленджик, Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
Третье лицо: ЖСК Северный