25 ноября 2021 г. |
Дело N А83-7791/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года по делу N А83-7791/2021
по заявлению Министерства транспорта Республики Крым
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Бизнес корпорация альянс авто плюс" и индивидуального предпринимателя Сидова Геннадия Николаевича,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
25.03.2021 нарочно Министерство транспорта Республики Крым (ОГРН: 1149102017107 - л.д. 34-36, т. 1, далее - Минтранс Крыма, заказчик или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным и об отмене принятого 16.02.2021 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН: 1149102010606, далее - Крымское УФАС России или антимонопольный орган) решения N 082/10/18.1-41/2021 по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бизнес корпорация альянс авто плюс" (ОГРН: 1199112014166, далее - ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс") на действия организатора торгов по проведению конкурса по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение, хранение, возврат задержанных транспортных средств в границах муниципальных образований Ленинский район и городской округ Керчь Республики Крым, лот N 1-01.21 (л.д. 12-19 т.1).
Требования обоснованы тем, что резолютивная часть решения Крымского УФАС России об обоснованности жалобы не соответствует мотивировочной, в которой указано на правомерность недопуска ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" к конкурсу; решением конкурсной комиссии индивидуальный предприниматель Сидов Геннадий Николаевич (ОГРНИП: 317910200102659 - л.д. 7-11 т.4, далее - ИП Сидов Г.Н.) обоснованно допущен к участию в конкурсе, так как представил документы о соответствии помещений (сооружений) специализированной стоянки требованиям закона и конкурсной документации.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что частично жалоба ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" обоснована - ИП Сидов Г.Н. неправомерно допущен к конкурсу, так как этот участник представил документы о наличии в аренде помещения площадью 9,9кв.м., тогда как по конкурсной документации обязан иметь пропускной пункт площадью не менее 16кв.м.; антимонопольным законодательством не предусмотрено признание жалобы частично обоснованной; заключенный 15.02.2021 по итогам конкурса с ИП Сидовым Г.Н. договор ничтожен, поскольку заключен с нарушением процедуры проведения торгов; решение Крымского УФАС России принято без нарушений требований закона (л.д. 19-26 т. 5).
В решении суда первой инстанции ошибочно указано на принятие Крымским УФАС России решения о признании жалобы необоснованной; решение с таким результатом принято Крымским УФАС России за N 082/10/18.1-40/2021 по иной жалобе N 173/09 ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" по иному лоту N 3-01.21 (л.д. 24-26 т. 1).
Минтрансом Крыма подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы, не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 37-41 т. 5).
В апелляционной жалобе указано на то, что конкурсная документация не предусматривала обязательного представления документов о наличии у конкурсанта капитального строения для пропускного пункта площадью 16кв.м., такой пункт мог быть организован и во временном объекте; ИП Сидов Г.Н. представил для участия в конкурсе документы как о наличии капитального строения в 9,9кв.м., так и временного сооружения; его заявка отвечала требованиям конкурсной документации и законных оснований для ее отклонения не было; решение Крымского УФАС России создает препятствия в экономической деятельности Минтранса Крыма.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
Представители участников в судебное заседание не явились. Минтранс Крыма просил рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании (л.д. 59 т. 5).
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 19.10.2021, копии которого получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 33-35 т.5).
20.10.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на 18.11.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 36 т.5).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
09.03.2021 (полный текст изготовлен 12.03.2021) Комиссия Крымского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, рассмотрев в присутствии представителей заявителя и организатора торгов поступившую 15.02.2021 вх. N 174/09 жалобу ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" и дополнения к ней (л.д. 71-74, 99, 103-104 т. 3) по конкурсу по отбору юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение, хранение, возврат задержанных транспортных средств в границах муниципальных образований Ленинский район и городской округ Керчь Республики Крым, лот N1-01.21, вынесла решение N082/10/18.1-41/2021, резолютивной частью которого:
1) жалоба признана обоснованной;
2) решено передать материалы для возбуждения дела об административной ответственности по статье 7.32.4 КоАП РФ;
3) сняты ограничения, наложенные уведомлениями N 07/245 от 16.02.2021 (л.д. 101-102 т. 3) и N 07/297 от 24.02.2021 (л.д. 132-133 т. 3) (л.д. 38-41 т. 1, 234-237 т.3).
О начале процедуры привлечения к административной ответственности Минтранс Крыма извещен уведомлением Крымского УФАС России N ЛГ/301 от 18.03.2021 (л.д. 27 т. 1).
Результаты окончания такой процедуры суду не представлены.
Оспариваемое по данному делу решение Крымского УФАС России мотивировано тем, что организатор конкурса правомерно не допустил к участию в конкурсе ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" (не представившего правоустанавливающие документы на транспортные средства с разрешенной максимальной массой до 3.500 кг), но неправильно допустил к участию в конкурсе ИП Сидова Г.Н. (заявка, которого прошита, пронумерована, скреплена печатью, подлинник справки об отсутствии налоговой задолженности приложен к заявке по лоту N 3-01.21, но представлен договор аренды помещения в здании литера "А" площадью 9,9кв.м.).
Действительно, Минтрансом Крыма изданы приказы 28.07.2020 N 234, 24.08.2020 N 281, 24.12.2020 N 421 об объявлении открытых конкурсов по выбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление деятельности по перемещению, хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Республики Крым, по муниципальным образованиям и на сайте https://mtrans.rk.gov.ru/ru/structure/561 размещено извещение о проведении конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение, хранение, возврат задержанных транспортных средств в границах муниципальных образований, в том числе, по Ленинскому району и городскому округу Керчь Республики Крым, лот N1-01.21 (л.д. 88-89, 47-49 т. 1, 96-97, 100, 161-163, 192-214, 218-219 т. 3).
По этому извещению и Конкурсной документации по проведению открытых конкурсов по выбору специализированных организаций, имеющих право на осуществление деятельности по перемещению, хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Республики Крым, лот N 1-01.21 (л.д. 56-87 т. 1, 75-90 т. 3, далее - Конкурсная документация) предусмотрено:
разделом IV "Условия выполнения работы" конкурсной документации:
- специализированные стоянки должны соответствовать требованиям Закона Республики Крым N 160-ЗРК/2015 и иных нормативно-правовых актов Республики Крым, иметь контрольно-пропускной пункт с помещением или сооружением площадью не менее 16кв.м. для обслуживающего персонала, охраны, одновременного приема 7 посетителей (пункт 4.2 - л.д. 60 т. 1);
- должны быть в наличии, предназначенные для перемещения задержанных транспортных средств :
- эвакуатор для перемещения задержанных транспортных средств категории А, В, D с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн,
- эвакуатор для перемещения задержанных транспортных средств категории С, D с разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн до 12 тонн и/или эвакуатор для перемещения методом частичной погрузки задержанных транспортных средств категории С, D с разрешенной максимальной массой от 12 тонн до 30 тонн (пункт 4.4 - л.д. 62 т. 1);
разделом VII "Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе" :
- для участия в открытом конкурсе претендент с заявкой представляет документы (в том числе) оригинал справки ФНС по месту постановки на налоговый учет об отсутствии задолженности по налогам и сборам; документы на право владения (или договора аренды) транспортными средствами, предназначенными для перемещения задержанных транспортных средств, соответствующие требованиям, указанным в конкурсной документации; о специализированной стоянке с контрольно-пропускным пунктом, оборудованное помещение или сооружение площадью не менее 16кв.м. для обслуживающего персонала, охраны, одновременного приема 7 посетителей (пункт 7.6 - л.д. 64-65 т. 1);
- для осуществления деятельности по перемещению и хранению задержанных транспортных средств претендент должен иметь в наличии эвакуаторы, указанные в пункте 4.4 (пункт 7.8 - л.д. 76 т. 1);
разделом IХ "Отказ в допуске претендента к участию в открытом конкурсе":
- претендент не допускается к участию в конкурсе при несоответствии заявки требованиям раздела 7 (пункт 9.1 - л.д. 68 т. 1).
На участие в названном конкурсе поданы заявки:
1) 15.01.2021 ИП Сидовым Г.Н. (л.д. 220-221 т. 3, 3-95 т. 4),
2) 28.01.2021 ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" (л.д. 96-211 т. 4),
3) 28.01.2021 ООО "Спец-Авто" (л.д. 212-289 т. 4),
о чем свидетельствует журнал поступивших заявок (л.д. 186-187 т. 3) и заявки с приложенными к ним документами.
02.02.2021 по решению (оформленному протоколом N 4) конкурсной комиссии (л.д. 42-46, 119-123 т. 1, 91-95, 188-191 т. 3):
1) заявка ИП Сидова Г.Н. признана соответствующей требованиям конкурсной документации; этот участник признан победителем, с этим участником в течение 10 рабочих дней надлежит заключить договор;
2) ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" и ООО "Спец-Авто" отказано в допуске к участию в конкурсе из-за несоответствия заявок требованиям конкурсной документации; в частности, ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" по эвакуаторам марки SМА 203 не представлены копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности; отсутствуют документы о наличии эвакуатора для перемещения задержанных транспортных средств категории А, В, D с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, а представленные копии договоров на аренду эвакуаторов марки SМА 203 свидетельствуют о перемещении задержанных транспортных средств с разрешенной максимальной массой до 3 тонн и до 2,525 тонн.
15.02.2021 на основании названного решения конкурсной комиссии Минтранс Крыма с ИП Сидовым Г.Н. заключил договор N 9/01.21 на перемещение задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ в границах муниципальных образований Ленинский район и городской округ Керчь Республики Крым транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат (л.д. 22-28, 224-228 т. 3).
По сведениям сайта
https://mtrans.rk.gov.ru этот договор исполняется, доказательств его оспаривания в установленном законом порядке не представлено.
Из поданных ИП Сидовым Г.Н. с заявкой документов в подтверждение соответствия специализированной стоянки требованиям по организации контрольно-пропускного пункта представлены справка исх. N 5 от 14.01.2021 (л.д. 77- 78 т. 4), а также договор аренды недвижимого имущества: 1) нежилого помещения площадью 9,9 кв.м. в здании литера "А", 2) прилегающей территории площадью 2.300 кв.м., расположенных по адресу: г. Керчь, Вокзальное шоссе, 44 (л.д. 80-82 т. 4), а также схема размещения (л.д. 83 т. 4), из которой следует, что ИП Сидов Г.Н. предложил к размещению помещения для приема граждан не в арендованном в помещении здания, а на арендованной прилегающей территории - в местах II и III, обозначенных на схеме.
Данные обстоятельства согласуются с позицией Минтранса Крыма о возможности организации контрольно-пропускного пункта площадью не менее 16кв.м., как в объектах капитального строительства, так и в некапитальных, например, в передвижных вагончиках.
Иные обстоятельства соответствия поданных ИП Сидовым Г.Н. документов и несоответствия поданных ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс" документов подтверждаются представленными заявками и документами этих лиц.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2020, действовавшей на 02.02.2021, далее - Закон N 44-ФЗ):
часть 2 - заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации;
часть 3 - конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 5 статьи 105 Закона N 44-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия комиссии по осуществлению закупок, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки. В случае, если обжалуемые действия совершены при заключении контракта, обжалование данных действий во внесудебном порядке осуществляется до заключения контракта; по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
Часть 2 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что основанием для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, является установление арбитражным судом не соответствия такого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено, решение Крымского УФАС России о признании жалобы обоснованной не соответствует закону, изложенные в ней обстоятельства для признания несоответствия требованиям Закона N 44-ФЗ решения конкурсной комиссии о допуске ИП Сидова В.Г. к конкурсу не соответствуют фактическим обстоятельствам. Такое решение Крымского УФАС России нарушает права заявителя на осуществление экономической деятельности по определению поставщика услуг. Наличие этих обстоятельств является основанием для признания решения Крымского УФАС России незаконным.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы, не соответствуют обстоятельствам дела; судебный акт подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года по делу N А83-7791/2021 отменить.
Апелляционную жалобу Министерства транспорта Республики Крым - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт:
"Заявленные Министерством транспорта Республики Крым требования удовлетворить.
Признать незаконным принятое 16.02.2021 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю решение N 082/10/18.1-41/2021 по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бизнес корпорация альянс авто плюс" (вх. N 173/09 от 15.02.2021) на действия организатора торгов - Министерство транспорта Республики Крым".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7791/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "Бизнес корпорация альянс авто плюс", Сидов Геннадий Николаевич