г. Самара |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А55-31297/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Поповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2021 года по делу N А55-31297/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- ООО "Лукойл-Инжиниринг"
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,
об оспаривании постановления,
в судебное заседание явились:
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям - представитель Толмасова Е.Г. (доверенность от 11.01.2021),
от Общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" - представитель Бойчук С.А. (доверенность от 01.11.2021),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - заявитель, ООО "РИТЭК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - Управление, административный орган), в котором просило признать незаконным и отменить постановление от 03.11.2020 N 267 о назначении административного наказания ООО "РИТЭК" в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.
Податель жалобы отмечает, что довод заявителя о том, что объем закачки рабочего агента в систему поддержания пластового давления (ППД) не является показателем, характеризующим выполнение недропользователем обязанностей, установленных п.2 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и ссылка при этом на п.5.1 Правил, несостоятельны.
В апелляционной жалобе указывает на то, что довод заявителя о том, что превышение показателя закачки рабочего агента вызвано рекомендациями проектного института, также не состоятелен, так как рекомендации проектного института не являются нормативным актом.
Податель жалобы отмечает, что приступая к освоению месторождений полезных ископаемых на Лапинском нефтяном месторождении, ООО "РИТЭК" должно было осуществить надлежащее геологическое изучение этого месторождения с учётом природных и климатических особенностей его расположения, что является прямой обязанностью недропользователя, имеющего специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности.
В апелляционной жалобе также указывает, что ООО "РИТЭК" не представлены доказательства тому, что в 2019 году невыполнение требований, установленных проектным документом, было вызвано обстоятельствами непреодолимого характера, находящимися вне контроля общества.
ООО "РИТЭК" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 02 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления,, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "РИТЭК" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 30.06.2020 по 28.07.2020 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 721 от 23.06.2020 "О проведении плановой документарной проверки юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (ИНН 6317130144)" была проведена плановая документарная проверка Общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (сокращенное наименование -ООО "РИТЭК", далее по тексту - Заявитель, Общество).
Согласно протоколу об административном правонарушении N 361 от 23.10.2020, составленному государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областях, главным специалистом -экспертом отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Троцким А.М. ООО "РИТЭК" нарушены п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1.
По результатам рассмотрения протокола, Скопинцевым Ю.А. - старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областях, начальником отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области вынесено постановление N 267 от 03.11.2020 о назначении ООО "РИТЭК" административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Заявитель с постановлением о назначении административного наказания не согласен, так как в силу пункта 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденными Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 "Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья", показателями, характеризующими выполнение технического проекта разработки месторождения, являются: а) уровни добычи нефти б) ввод новых скважин; в) действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин.
Разработка Лапинского месторождения в 2019 году осуществлялась ООО "РИТЭК" на основании проектного документа: "Технологическая схема разработки Лапинского месторождения", утвержденного протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 05.12.2018 N 478. Показатели, характеризующие выполнение Проекта со стороны Общества не были нарушены. На основании п. 3 постановляющей части Протокола ЦКР Роснедра N 478 от 05.12.2018 об утверждении "Технологической схемы разработки Лапинского нефтяного месторождения Самарской области" Обществом ведется постоянное научное сопровождение разработки данного месторождения в рамках заключенного с ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" договора N18R2400/18B0301 от 16.12.2018.
В рамках осуществления научного сопровождения ООО "ЛУКОЙЛ -Инжиниринг" были даны рекомендации по закачке рабочего агента на 2019 год на Лапинском месторождении в объеме не более 23 тыс.м3. Данные изменения были вызваны необходимостью недопущения снижения пластового давления ниже давления насыщения, что привело бы к понижению проектного коэффициента извлечения нефти и снижения уровня добычи нефти. ООО "РИТЭК" выполнило постановляющую часть протокола ЦКР Роснедр по данному месторождению, а также рекомендации проектного института, что позволило Обществу избежать снижения пластового давления ниже давления насыщения и уровня добычи нефти.
Объем закачки рабочего агента в систему поддержания пластового давления не является показателем, характеризующим выполнение недропользователем обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в связи с чем полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Согласно акту проверки от 22.09.2020 N 005 -2020-А, ООО "РИТЭК" в соответствии с лицензией на пользование недрами СМР 02272 НЭ от 08.02.2019 г. осуществляет недропользование на Лапинском месторождении.
Действующим проектным документом, в соответствии с которым осуществляется разработка Лапинского месторождения, является "Технологическая схема разработки Лапинского нефтяного месторождения", утвержденного протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 05.12.2018 N 478.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
По проекту "Технологическая схема разработки Лапинского нефтяного месторождения" (таблица 8.1) объем закачки рабочего агента составляет 0 тыс.м3.
В соответствии со справкой "об организации системы поддержания пластового давления (далее - ППД) в разрезе запрашиваемых месторождений по ТИП "РИТЭК-Самара-Нафта"", предоставленной ООО "РИТЭК" в ходе плановой документарной проверки, объем закачки рабочего агента для системы ППД на Лапинском месторождение составил 17,150 тыс.м3.
В нарушение указанных норм Закона Российской Федерации "О недрах", и нормативов, указанных в проекте "Технологическая схема разработки Лапинского месторождения", утвержденным протоколом ЦКР Роснедра N 478 от 05.12.2018. фактически объем закачки рабочего агента для системы ППД составил 17,150 тыс.м3, при установленном на 2019 год объеме закачки 0 тыс.м3/год.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Таким образом, по мнению Административного органа, закачка Обществом рабочего агента в систему поддержания пластового давления на Лапинском месторождении в 2019 году (фактически составившая 17,150 тыс. м3) вместо установленного "Технологической схемой разработки Лапинского нефтяного месторождения Самарской области", утвержденной протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 05.12.2018 г. N 478, отсутствия закачки в 2019 году (0,0 тыс.м3/год), свидетельствует о нарушении Обществом требований п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", что, по мнению Административного органа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, а именно: пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, являются отношения в области пользования недрами.
Объективная сторона правонарушения - деяние в виде пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, являются, в том числе, юридические лица, совершившие пользование недрами с нарушением условий и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.
Как считает административный орган, обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 360 от 23.10.2020, выкопировкой из приказа N 721 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2020 стр. 1, выкопировкой из Акта проверки N 005-2020-А от 22.09.2020 стр.1, 56, выкопировкой из "Технологической схемы разработки Лапинского месторождения" стр.1, 32, справкой "об организации системы поддержания пластового давления в разрезе запрашиваемых месторождений по ТПП "РИТЭК-Самара-Нафта"", предоставленной ООО "РИТЭК".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами; протоколом N 361 об административном правонарушении, составленным 23.10.2020 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главным специалистом - экспертом отдела государственного геологического земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Троцким A.M., согласно которому допущенное ООО "РИТЭК" пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта выразилось в превышении объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 17,150 тыс. куб. м, при установленном на 2019 год Проектом - 0 тыс. куб. м в год; копией приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2020 года N 721 "О проведении плановой документарной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Российская инновационная топливно-энергетическая компания (ИНН 6317130144)"; выкопировкой из Акта проверки от 22.09.2020 года N 005-2020-А, согласно которому в ходе проверки установлено нарушение п. п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, проекта "Технологическая схема разработки Лаписнкого нефтяного месторождения", утвержденного протоколом заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 05.12.2018 года N 478, которое выразилось в превышении объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 17, 150 тыс. куб. м, при установленном на 2019 год объеме - 0 тыс.куб. м./в год; выкопировкой из протокола заседания Татарстанской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 20.12.2017 N 420 и утвержденного им Проекта, согласно которым на Лапинском нефтяном месторождении в 2019 году предусмотрена добыча нефти в объеме 6, 4 тыс. тонн, с использованием четырех добывающих скважин из действующего фонда добывающих скважин, отсутствия нагнетательных скважин и с закачкой рабочего агента в объеме 0 тыс куб.м; справкой об организации системы поддержания пластового давления, согласно которой установлено превышение объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 17,150 тыс. куб.м, при установленном на 2019 год проектом объеме - 0 тыс. куб.м.
Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы ООО "РИТЭК" о наличии объективных причин для закачки в 2019 году на Лапинском месторождении рабочего агента в объеме 17,150 тыс. куб. м. подтверждаются доказательствами, представленными Обществом, а именно: договором об оказании услуг по авторскому сопровождению разработки месторождений ООО "РИТЭК" и актуализации геолого-гидродинамических моделей N 18R2400/18B0301 от 16.12.2018 года (далее - Договор), авторским сопровождением разработки месторождений ООО "РИТЭК" и актуализации геолого-гидродинамических моделей, подготовленным филиалом ООО "ЛУКОЙЛ -Инжиниринг" "ВолгоградНИПИморнефть" в г. Волгограде.
Из отзыва ООО "Лукойл-Инжиниринг", следует, что в 2019 году в соответствии с п.3 протокола ЦКР Роснедр по УВС от 05.12.2018 N 478 "Технологической схемы разработки Лапинского нефтяного месторождения", Филиалом ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" "ВолгоградНИПИморнефть" в рамках заключенного с ООО "РИТЭК" Договора непрерывно велось научное сопровождение разработки Лапинского месторождения, контроль за его энергетическим состоянием с выдачей заключения по оптимальным объемам закачки рабочего агента. В процессе разработки Лапинского месторождения пластовое давление снизилось на 38,7% - с 19,4 МПа (2014 г.) до 11,9 МПа (результаты гидродинамических исследований по скв. 12, август 2016 г.), что привело к снижению дебита жидкости по скв.20 с 20,3 т/сут в 2014 г до 6,0 т/сут в 2018 г, по скв.12 - с 7,8 т/сут в 2016 г до 5,2 т/сут в 2018 г. Сложившаяся ситуация обуславливала отклонения фактических годовых уровней добычи нефти ниже проектных значений в 2016 и 2017 годах. На основе анализа текущего состояния разработки были выданы рекомендации о необходимости осуществить закачку рабочего агента в объеме, не более 23 тыс. м3. Данные рекомендации своевременно выполнены Обществом, что позволило не допустить снижения пластового давления ниже давления насыщения, выполнить запроектированные уровни добычи нефти и не допустить снижения КИН коэффициента извлечения нефти (КИН). Закачка рабочего агента относится в рассматриваемом случае к регулируемому в процессе разработки месторождения показателю в зависимости от темпов снижения пластового давления и динамики обводнения скважин.
Из пояснений Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям следует, что ООО "РИТЭК" привлечено к административной ответственности исключительно за превышение объема закачки рабочего агента для системы поддержания пластового давления в размере 17, 150 тыс. куб. м, при установленном на 2019 год проектом объеме - 0 тыс. куб. м, при этом в результате проверки не установлено причинение вреда природе, и ООО "РИТЭК" не допустило нарушений от установленных проектом контролируемых показателей по добыче нефти, количеству действующих и новых добывающих и нагнетательных скважин. Вместе с тем, ООО "РИТЭК" нарушило п. 6.5.2 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 года N 356, согласно которому система поддержания пластового давления должна обеспечивать, в том числе, объемы закачки рабочего агента и давление его нагнетания по скважинам, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, что по мнению административного органа равнозначно обязанности недропользователя закачать рабочий агент в проектных объемах.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу п. п. 2, 10 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (п. 2); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п. 10).
В соответствии со ст. 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Содержание лицензии установлено в ст. 12 Закона о недрах.
В обжалуемом решении верно отмечено, что Приказом Росприроднадзора от 18.10.2016 года N 670 "О Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)" в указанный перечень включены Правила разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденные Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 (далее - Правила).
В соответствии с п. 5.1. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 "Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья" (далее по тексту также - Правила), показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации "О недрах", в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются:
а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А + В1 по месторождению в целом;
б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов А + Bl (С1) по месторождению в целом;
в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов А + Bl (С1) по месторождению в целом.
Требования технического проекта, установленные в отношении эксплуатационного объекта (ЭО), считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" п. 5.1 Правил.
Уровни ежегодных допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" п. 5.1 Правил, устанавливаются главами V, IX Правил и приложением к настоящим Правилам. Соблюдение недропользователем установленных Правилами уровней ежегодных допустимых отклонений определяется данными на конец календарного года.
Согласно п. 5.2 Правил уровни добычи нефти и (или) свободного газа устанавливаются в соответствии с техническим проектом, согласованным с Комиссией.
В соответствии с п. 5.5 Правил допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте в соответствии с приложением к настоящим Правилам.
Согласно Приложению к Правилам по месторождениям с проектным уровнем годовой добычи нефти не превышающей 0,01 млн.т (что соответствует показателям Западно-Красновского месторождения) допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной устанавливается в соответствии с фактически достигнутым уровнем, то есть допускается любое отклонение.
В соответствии с п. 5.11 Правил допускаются ежегодные отклонения по вводу новых скважин относительно установленных в TCP (технологическая схема разработки месторождения), ТПР (технологический проект разработки месторождения) и дополнениях к ним. Отклонение в сторону увеличения количества вводимых новых скважин устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством. Отклонения в сторону уменьшения количества вводимых новых скважин для месторождений с количеством согласно техническому проекту не более 10 ежегодно вводимых новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) из бурения всего на месторождении по состоянию на конец календарного года (что соответствует показателям Лапинского месторождения) устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством скважин, то есть допускается любое отклонение.
В соответствии с п. 5.12 Правил допускаются отклонения по действующему фонду добывающих скважин относительно установленных в TCP, ТПР и дополнениях к ним. Отклонения в сторону увеличения количества добывающих скважин в действующем фонде устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством. Отклонения в сторону уменьшения количества добывающих скважин в действующем фонде для месторождений с количеством согласно техническому проекту не более 10 действующих добывающих скважин на месторождении по состоянию на конец календарного года (что соответствует показателям Лапинского месторождения) устанавливается в соответствия с фактически достигнутым количеством скважин, то есть допускается любое отклонение.
Аналогичные правила установлены для определения допустимых отклонений по действующему фонду нагнетательных скважин (п. 5.13 Правил).
В соответствии с п. 5.15 Правил пользователь недр обеспечивает научное изучение и сопровождение разработки месторождения (ЭО), осуществляет самостоятельный анализ разработки месторождения (ЭО) и выполнения проектных решений, технологических показателей разработки месторождения (ЭО) и рациональной выработки (использованию) запасов углеводородов.
Согласно п. 5.16 Правил пользователь недр имеет право принимать оперативные решения по рациональному использованию фонда скважин всех назначений без внесения изменений в TCP, ТПР и дополнения к ним, в том числе в случаях проведения ГТМ (геолого-технологических (технических) мероприятий), не меняющих основные положения технического проекта при условии, что уровни отбора нефти и (или) свободного газа находятся в пределах допустимых отклонений.
Таким образом, с учетом показателей на 2019 год, установленных Проектом (таблица 8.1): по добыче нефти (6.4 тыс. тонн), по действующему фонду добывающих скважин (4), по действующему фонду нагнетательных скважин (0), а также в соответствии с п. п. 5.5, 5.11, 5.12, 5.13 Правил, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что недропользователем на Лапинском месторождении не превышены допустимые значения отклонений по указанным показателям от установленных Проектом, так как для Лапинского месторождения допустимыми признаются отклонения на уровне фактически достигнутых показателей, то есть допускается любое отклонение от проектных показателей, при этом отклонений показателей по добыче нефти, действующему фонду добывающих скважин и по действующему фонду нагнетательных скважин и по годовому вводу новых добывающих и нагнетательных скважин не имелось.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 5.1 Правил при оценке соблюдения недропользователем обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, учитываются показатели уровня добычи нефти и количества действующих и новых добывающих и нагнетательных скважин в пределах ежегодных допустимых отклонений, недропользователем на Лапинском месторождении не превышены допустимые пределы отклонений по указанным показателям, при этом объем закачки рабочего агента к таким показателям не относится, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в 2019 году ООО "РИТЭК" как недропользователь на Лапинском месторождении выполнил требования Проекта, а осуществление ООО "РИТЭК" сверх предусмотренной проектом закачки рабочего агента на Лапинском месторождении в 2019 году не является нарушением обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, в связи с чем не может быть признано нарушением условий лицензии и Проекта.
При этом судом первой инстанции не установлены условия и обстоятельства, влекущие в соответствии с Правилами возникновение у ООО "РИТЭК" обязанности по внесению изменений (дополнений) в Проект.
Осуществление разработки нефтяного месторождения в соответствии с Проектом и рекомендациями, выданными автором Проекта, не может признаваться нарушением условий лицензии и Проекта. Согласно протоколу об административном правонарушении иные действия, кроме осуществления закачки рабочего агента, Обществу не вменяются.
В обжалуемом решении верно отмечено, что доказательств совершения действий, повлекших нарушение условий лицензии, в материалах дела не имеется, данные действия согласно протоколу об административном правонарушении Обществу не вменяются.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал верный вывод, что ООО "РИТЭК" не подлежало привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Доводы представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям и Росприроднадзора об обоснованности привлечения ООО "РИТЭК" к административной ответственности в связи с нарушением ООО "РИТЭК" п. 6.5.2 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, согласно которому система поддержания пластового давления должна обеспечивать, в том числе, объемы закачки рабочего агента и давление его нагнетания по скважинам, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, суд первой инстанции верно счёл несостоятельными, поскольку пункт 6.5 Правил именуется "Выбор рабочего агента для поддержания пластового давления". В данном подпункте 6.5.2 нет фразы о показателе "Объем закачки" который характеризует выполнение Проекта. Система поддержания пластового давления представляет собой комплекс технологического оборудования необходимый для подготовки, транспортировки, закачки рабочего агента в пласт нефтяного месторождения с целью поддержания пластового давления и достижения максимальных показателей отбора нефти из пласта. То есть, в рассматриваемом случае означает, что комплекс технологического оборудования должен позволять закачать те объемы, которые указаны в Проекте. Соблюдение данного пункта Правил в силу п. 5.1 Правил не учитывается при оценке соблюдения недропользователем обязанностей, установленных п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, кроме того нарушение ООО "РИТЭК" п. 6.5.2 Правил не вменяется в вину Обществу в соответствии с составленным в отношении него протоколом об административном правонарушении и на нарушение данного пункта Правил не указано в обжалуемом постановлении.
Согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенные обстоятельства, на основании ст. 211 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконным и отмене постановления N 267 о назначении административного наказания от 03.11.2020, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, начальником отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской и Ульяновской областям Скопинцевым Ю.А. о назначении административного наказания ООО "РИТЭК" в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Применяемый судом апелляционной инстанции при оценке доводов апелляционной жалобы подход по тождественному спору между этими же сторонами дела соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2021 по делу N А55-31290/2020.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению к спорным правоотношениям сторон.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2021 года по делу N А55-31297/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31297/2020
Истец: ООО "Российская инновационная топливно-энергетическая компания"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
Третье лицо: ООО "Лукойл-Инжиниринг", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования